Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы "Юные изобретатели - фантазеры."
план-конспект

Использование методов и приемов ТРИЗ- технологии в развитии речи- рассуждения детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_fantazery-izobretat.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Юные фантазеры - изобретатели»

(Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в развитии речи – рассуждения детей подготовительной группы)

Н. М. Платонова, учитель-логопед МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района,

 Л. Н. Егорова, воспитатель МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района

     Программное содержание.                                                                                                    

     Образовательные задачи: учить детей выражать свои знания в доказательной форме, составлять рассуждения совместно со взрослым и самостоятельно;  использовать в речи подчинительные союзы, вводно-модальные: во-первых, во-вторых, значит; подчиненные союзы:  так как, потому что, если – то, как вспомогательные средства овладения процессом доказательства; активизировать словарь детей на предмет обозначения признаков разного вида транспорта.

     Коррекционно-образовательные задачи: развитие навыков составления текстов с элементами рассуждения с соблюдением цельности и связанности высказывания.

     Развивающие задачи: развивать понимание темы рассуждения, умение связно выстраивать высказывание, навыки творческого воображения, фантазии, нестандартного мышления через использование методов и приемов ТРИЗ-технологий.

     Воспитательные задачи:  продолжать знакомить с языковыми средствами, выражающими уважительное отношение к собеседнику: «мне кажется», «я думаю», « я считаю»; воспитывать уважение к сверстникам, умение внимательно слушать ответы собеседников.

     Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.                                                      

      Предварительная работа: знакомство детей с жизнью и бытом народов Севера;  работа по развитию рассуждения в процессе диалогического общения, в повседневном общении и в разных видах деятельности; создание коммуникативных проблемных ситуаций, которые требуют от детей развернутых рассуждений; игры по технологии ТРИЗ: «Хорошо-плохо», «Мозговой штурм», «Причина-следствие», «Метод фокальных объектов»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Ледяной остров», Н. Сладков «Разноцветная земля», А. Ляпидевский «Челюскинцы», В. Катаев «Цветик-семицветик» и др.; совместное творчество детей и родителей по легоконструированию на тему «Транспорт».  

     Оборудование: дидактический материал на темы: «Транспортные средства», «Одежда народов Севера», «Животный мир Севера»; карта России, глобус, игрушечный транспорт, предметные картинки, маски-шапочки животных, аудиозапись мелодий и песен народов Севера, технологическая карта «Причина-следствие» (ТРИЗ).  

     Ход занятия.

     Вводная часть.

     В о с п и т а т е  л ь. Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Одним из желаний девочки было желание попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).  А если бы знала, что бы она сделала? (Ответы детей).

     В о с п и т а т е  л ь.  Вы правы, девочка Женя ничего не знала о Севере. А мы с вами, в отличие от нее, уже немало знаем об этом интересном крае.

     Основная часть.

     1. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Назови одним словом».

1) Белый медведь, северный олень, морж, тюлень, полярный волк, песец – это …(животные Арктики).

 (Варианты обобщающих слов: жилище человека, народы Севера, явления природы, северные города, транспорт, оленья упряжка).

В о с п и т а т е  л ь.  Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями игры. В следующей игре вам снова понадобятся  знания о жизни и быте северян.

     2. Игра «Я начну, а ты закончи».

1.На Севере холодно,… поэтому северяне одеваются тепло. 2.На Севере работают люди разных  профессий, таких  как … нефтяники, газовики, ученые-исследователи, экологи, а также охотники, рыбаки, оленеводы. 3. Людям, живущим на Севере, для передвижения и перевозки грузов нужны такие виды транспорта, как …, вездеход, снегоход, собачья упряжка, оленья упряжка, вертолет, самолет, ледокол. (И другие примеры по количеству детей).

    3. Физкультминутка «У оленя дом большой».

    4. Игровая мотивация (проблемная ситуация).

     У ч и т е л ь - л о  г о п е д (сообщает детям новость о спасении раненого полярника). Мы гордимся смелым и отважным поступком спасателей. К сожалению, такие опасные ситуации в тяжелых условиях Севера  могут еще повториться. А можем ли и мы с вами хоть чем-то помочь северянам?

     В о с п и т а т е  л ь.  Конечно, ребята, свой посильный вклад мы с вами тоже сможем внести. Например, подумать, как улучшить возможности различных транспортных средств  для северян. Попробуем? (Ответы детей).    Для этого мы  порассуждаем об их возможностях и характеристиках, выявим их достоинства и недостатки, а затем попытаемся их усовершенствовать.

     У ч и т е л ь - л о  г о п е д (дает образец  рассказа-рассуждения о транспортном средстве). Я предлагаю выбрать вездеход, потому что он везде может проходить и по сугробам, и по льду там, где другая машина застрянет. Это, во- первых. Во- вторых, он нужен для того, чтобы перевозить и небольшие грузы – почту, продукты, одежду.  В третьих, в кабинке можно ездить самому и возить своих друзей. Вот почему   вездеход - самый лучший транспорт для Севера. Но вездеход как любая машина может сломаться, и его нужно часто заправлять. Это плохо.

     5. Игра «Хорошо - плохо» (ТРИЗ).

(Дети выбирают транспорт и выступают с рассуждением (тезис, доказательство, вывод)).                                                                               Р е б е н о к 1. Я хочу рассказать про снегоход. Он нужен для того, чтобы ездить только по снегу. Так как на Севере никогда снег не тает,  на снегоходе легко ездить и пассажирам, и грузы перевозить.  Значит, это хорошо. Но плохо, что снегоход не может ездить по глубокому снегу. А еще он может сломаться, и его нужно заправлять.  Это тоже плохо.

Р е б е н о к 2. А я думаю так: следует выбрать самолет. Во-первых, он может лететь высоко и по облакам даже в сильный ветер и  снегопад. Во-вторых, самолет может совершить посадку в условиях плохой видимости, потому что летчику помогает компьютер. В – третьих, самолет одновременно может перевозить и людей и грузы, потому что он большой. Только одно плохо – самолету нужна длинная посадочная полоса, чтобы приземлиться и подняться в воздух, а если снегом занесет, то быстро почистить не получится.

(Дети рассказывают также про вертолет, оленью упряжку, собачью упряжку).

     6.Отбор предположений, выдвинутых детьми.  Анализ полученных в ходе проверки результатов и формулирование выводов.

     У ч и т е л ь - л о  г о п е д. Молодцы, ребята! Вы хорошо рассуждаете,  понятно объясняете. Из ваших предположений и рассуждений мы можем сделать такой вывод: все рассмотренные   транспортные средства,- и  вездеход, и снегоход, и самолет, и вертолет, и собачья упряжка, и оленья упряжка, несмотря на некоторые недостатки, важны и нужны для Севера.

     7. Физкультминутка: подвижная игра «Чья упряжка быстрее».

     8. Мозговой штурм (ТРИЗ).

     В о с п и т а т е  л ь. Что может произойти, если вдруг все транспортные средств северян  выйдут из строя одновременно? (Ответы -   рассуждения детей).

     В о с п и т а т е  л ь. Но я уверена, что такого никогда не будет, потому что люди обязательно придумают какое-нибудь  универсальное транспортное средство. Давайте мы с вами тоже попытаемся усовершенствовать транспортные средства, которыми пользуются северяне.

    9. Метод фокальных объектов (ТРИЗ).

    Пример. Преобразование снегохода.

    Объект – снегоход. Случайные объекты: игрушка, бабочка.

    Признаки игрушки: пластмассовая, деревянная, резиновая, музыкальная, собирается как матрешка и др. Признаки бабочки: легкая, красивая, яркая, летающая и др.

     Результат. Яркий, легкий снегоход с пластмассовым корпусом, «раскладывающийся» на несколько снегоходов разных размеров (например, по принципу раздвижных кроватей).

     Дети рассуждают, придумывают практическое применение новым вариантам снегохода.

     Заключительная часть.

     Учитель-логопед  дает положительную оценку навыкам детей по составлению речи-рассуждения на тему «Транспорт».

     В о с п и т а т е  л ь.   Вы молодцы, ребята! А  вам понравилось  изобретать, интересно рассуждать? Что вам больше понравилось? А что оказалось для вас сложным, трудным? Нашу интересную игру по придумыванию новых транспортных средств мы обязательно продолжим,  а все результаты мы предлагаем  отправить в конструкторское бюро одного из северных городов, чтобы  его сотрудники смогли использовать их в своих исследованиях и практическом конструировании новых транспортных средств. Вы согласны, ребята? (Ответы детей).

     Сюрпризный момент.

Литература

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Л. Г. Шадрина «Развитие речи - рассуждения у детей 5-7 лет».

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной.

Т. А. Сидорчук.  Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР " Путешествие в бумажную страну"

1.     Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.2.     Познакомить детей с историей бума...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"

Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...

Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе (дети с ОВЗ) "Цветок Грамотности"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с ОВЗ "Цветок Грамотности". Образовательная область "Речевое развитие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы на тему «Жираф»

Цель: - научить  рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. - совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой послед...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшей группы с использованием мнемотехники

Заучивание стихотворения С. Пивоварова «У обелиска» с  использованием мнемотехники....