Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обкчающихся
материал

Интерактивное обучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: " Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся»

 

 

 

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования направлена на формирование компетенций готовности человека к деятельности и общению и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано.

ИНТЕРАКЦИЯ (в психологии) — это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то).

ИНТЕРАКЦИЯ (в социологии) - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, в ходе которого все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют

ситуации, оценивают действия собеседников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Задачи педагога в интерактивной технологии:

- направление и помощь процессу обмена информацией;

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту учащихся;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта учащихся;

- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников процессе обучения;

- поощрение творчества и самостоятельности учащихся.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Считается, что интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Это  обусловлено  процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Ориентированность на интерактивное обучение обусловлена  необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического

общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.

Интерактивное обучение является эффективным инструментарием решения  задач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Определим, на наш взгляд, наиболее важные компетенции:

- необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;

- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого);

- научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;

- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно только через соответствующий

опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в

режиме интерактивного обучения.

Принципами интерактивного обучения являются:

- диалогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) деятельность;

- тренинговая организация обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи:

- учебно-познавательную (предельно конкретную);

- коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

- социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Системе «учитель - класс»:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Эффективность интерактивного обучения

- интенсифицирует процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

- повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

- обеспечивает не только накопление знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

- изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности воспитанников

В статье рассмотрено применение интерактивной доски на уроках химии, обеспечивающее успешную активизацию познавательной деятельности воспитанников....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы.

Перед нами стояла важнейшая задача внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения, что осложнялось тем, что нигде нет готовых методических разработок по использованию интерактивной доски по  предмет...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...