Мастер – класс «Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на музыкальных инструментах.»
материал

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие чувства ритма у детей в процессе игры на музыкальных инструментах.»

Китайская пословица  гласит:

Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму, и ему-то научусь.

- Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений – биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику. Разные ритмы встречаются в быту, в работе. Трудно представить себе область где бы человек не сталкивался с ритмом!

- Уважаемые коллеги, поднимайте руку те, кто относит себя к людям с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, немного поиграем.

  1. Игра с педагогами

   Повтори ритм

(Звучит музыка вы ходите по залу в разных направлениях, услышав сигнал ритма, вы должны хлопками его повторить)

  1. Игра «Аблодисменты»

Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладони следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше.

Делаю вывод, что если вы справились с заданием, то вы правильно себя позиционируете, как люди с развитым чувством ритма.

- Что же такое ритм?

Ритм – один из центральных, основопологающих элементов музыки, передование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизвадить. В каждом произведении он свой, характерный.

Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она не выразительна, трудно дается запоминание стихотворений, пение невпопад, исполнение танцевальных движений, да и ходьба под музыку выглядит    неуклюже, неловко. Ребенок не уверен в себе.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому очень важно начать развивать его как можно раньше. Одной из таких форм такой работы является игра на музыкальном инструменте.

-  на начальном этапе, не требую от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом учу их умению равномерно передавать пульсацию долей. Использую ритмические цепочки. Понятие долгие и короткие звуки заменяют условные знаки – соответственно большой и маленький кружки, выкладываем ритмические формулы, используя картинки с изображением животных, божьих коровок, могут быть грибочки и рыбки. Для поддержания интереса к этому виду деятельности я использую музыкальные клипы с детьми отрабатываем ритм формулы,а с вами мы сразу приступим к клипу.

(муз. клипы «Летние ритмы», «Шумовой аркестр».)

Обучаясь игре на музыкальных инструментах…..

Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система муз. воспитания  детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная Т. Э. Тютюнниковой

Суть этой  технологии в неразрывном единстве  речи, пения, движения, игры на детских муз. инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Особое место в музицировании занимают так называемые, телесные инструменты которые получили название звучащие жесты.Это первые инструменты человека; притопы, хлопки, шлепки по коленям, щелчки, удары ладонями по грудной клетке.

Обучаяст игре на музыкальных иструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков.

У детей улучшается качество пения, чище поют, улучшается качество музыкального ритма движений, а так же более четко воспроизводят ритм на музыкальных инструментах.

Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, приотсутствие каких либо инструментов; в семье, на отдыхе в гостях. Это инструменты, которые всегда с собой.

(Муз. игра с хлопками ( Наталья Смоленцева))

Детей так же можно вовлеч в музицирование с использованием простейших интрументов: это погремушки, бубны, колокольчики, можно киндоры, орешки, ритм. Палочки – шумовые т.к именно эти инструменты просты и доступны детям. Инструментов должно хватать на всех детей, малыши не могут ждать, пока на инструментах играют другие.

Ритмическая игра «Возьми отдай», с палочками»Летка-енка»

В своей работе применяю активные методы для развития чувство ритма у детей в процессе обучения игре на детский музыкальных инструментах

1. Слуховой: слушали и определяли звучание муз. инструментов

2. Наглядные : рассматривание картин знакомство с муз. инстументами (показ приемов игры)

3. Словесные: метод моделирования языка, позваляющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковые отношения, динамику, тембер, форму рассказ, беседы (объяснение рассказ)

4. Практические: игорой метод, упражнение, метод активизации творческих проявлений, подразумивающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуации для него (повторение и закрепление примеров игры на муз. инструментах)

5. Стимулирующий : (выступление на утринике)

 

Я стремлюсь к развитию у детей желание играть на муз. инструментах. Вначале индивидуально, а затем подгруппой.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие темборовых красок. Для многих детей игра на Д М И помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития муз. и творческих способностей у детей.

(Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые и синий.)

  1. Ритмическая игра «Добрый жук»

(участники с желтыми нотками.)

Вы должны на каждую фразу поочередно выполнять ритмические движения: звучащие жесты: хлопок, шлепок по коленям, притоп, два пальчика над головой.

Муз. рук.  – в таких играх используются звучащие жесты, вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно развивается координация движений.

  1. Поэтическое музицирование

(желтые озвучивают стихотворение)

Стихи увлекают своим ритмом и дети читают их с удовольствием, но как и при разучивании сказки образы стихотворений становятся яркими если при чтении добавить подпрыгивание на муз. инструментах. С ребенком спорить нельзя. Они могут быть самыми разнообразными.  

Апрель.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель (^-к)

По полям бегут ручьи (глисандо на метал.)

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи (деревян. палочки, удары в барабаны)

После зимней стужи (погремушка, катание карандаша по столу)

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник  (марак, удары ложк.)

Стали птицы песни петь  (свистулька)

И расцвел  подснежник (колокольчик)

Муз. рук.  Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля.

  1. Поем молча (участвуют синие нотки)

«Испорченная пластина»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» одновременно сопровождается пение ритмичискими хлопками. Четкая строка поется в слух, не четкая про себя.

В траве сидел кузнечик,  (вслух)

В траве сидел кузнечик   (про себя-хлопки)

Совсем как огуречик   (вслух)

Зелененький он был   (про себя-хлопки)

Представте себе, представте себе (вслух)

Совсем как огуречик  (про себя-хлопки)

Представте себе, представте себе (вслух)

Зелененький он был  (про себя-хлопки)

Муз. рук.   Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

  1. Игра на детских муз. инструментах

Я предлагаю вам аам муз. игру на координацию речи с движениями под музыку. (Оранженые нотки)

 Муз. Игра «Оркестр»

(ксилофон, Металлофон, ложки, бубен)

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняют движения по тексту

Шли мы, шли потом стали

(маршируют)

Инструменты в руки взяли

Инструменты в руки взяли

На них марш мы разыграли

(поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.)

Побежали ,побежали

(кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

И немножко мы устали

Инструменты в руки взяли, На них полечку сыграли

(поднимают играют польку)

По дорожке мы пошли

(кладут инструменты и ходят на всей сцене)

Инструменты мы нашли

Инструменты в руки взяли

Немножко вальс на них сыграли

(играют вальс)

По дорожке поскокали

(кладут инструменты и идут подскоками)

Ножки вновь у нас устали

Инструменты в руки взяли

Пляску русскую сыграли

(играют)

Муз. рук.   Эта игра способствует слуховому вниманию, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных интрументах.

5)Релаксация

Муз. рук.   ПРЕДСТАВТЕ ЧТО К КАЖДОМУ ИХ СУСТАВЧЕКУ ПРИВЯЗАНА НИТЬ. Сначало все нити натянуты и куклы стоят с прямыми спинами и высоко подтянутыми руками, т.к к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я поочередноначинаю отрезать ножницами нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда отрезаю ниточки от локтей свободно опускаются руки. Дальше отрезаю ниточку от головы, спины, колений. Наша марионетка совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Муз. рук.   Это упражнения учит детей расслаблению. Да и повалятся на полу большое удовольствие для детей.

Детям очень нравится играть на те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению.

Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления на утренниках на открытых занятиях.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнения своей партии, сосредоточенность.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возрата в процессе игры на детских музыкальных иструментах повышается качество знания. Ребенок становится не просто поссивным собирателем информации, а непосредственным участником событий.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

«Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой стр...

«Игры на развитие чувства ритма у детей старшей группы»

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный ...

Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие ...

Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...