Самообразование , статья
статья

Горбунова Ольга Сергеевна

Статья в международном интернет журнале "Буква" , план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_statya_no12.docx76.94 КБ

Предварительный просмотр:

«БУКВА»

Международный сборник педагогических публикаций УДК: 37        ББК: 74

ISBN: 978-5-91556-655-1


Выпуск №12 Часть 5

(Школьное образование) Возрастная категория: 0+ г. Москва, 2020 год

Главный редактор: Божок Ольга Анатольевна (Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

Редакционный совет: Анохин Виктор Иванович (Кандидат наук), Балалаева Валентина Александровна (Воспитатель высшей квалификационной категории)

Корректор: Харченко Вадим Романович (Преподаватель информатики)

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.

Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.

Работы публикуются в авторской редакции.

Редакция оставляет за собой право менять заголовки, сокращать тексты статей, вносить стилистические правки без согласования с автором.

При перепечатке ссылка на сборник обязательна.

E-mail: support@bukva.com.ru        Официальный сайт: https://bukva.com.ru

Подписано в печать: 31.12.2020 г.

Тираж 100 экз. Заказ №1811

Отпечатано в типографии ИП Колмогоров И.А. по заказу ООО «Буква» 115404, г. Москва, 1-я Стекольная, 7 корпус 2

Учредитель СМИ «БУКВА» ФС 77 - 72498: Божок Ольга Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Дистанционное образование в школе: плюсы и минусы (Максимова Е.А., Филоненко М.В.)        3
  2. План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в обучении как

4

средство активизации познавательной деятельности обучающихся» (Горбунова О.С.)

  1. Урок развития речи в 7 классе «Культура речи - культура общения» (Выдрина Л.М.)        9
  2. Сценарий        открытия        республиканского        семинара        «Воспитание        гражданственности,

патриотизма через ознакомление с историей и культурой родного края, народным        13 творчеством, этнокультурными традициями, фольклором» (Сабурова А.В.)

  1. Эффективные приёмы развития творческих способностей обучающихся на уроках и во

17

внеурочной деятельности (Сипкина И.Ф.)

  1. Методическая разработка урока биологии  «Гипотезы возникновения жизни», 9 класс

21

(Чадова Е.Г.)

  1. Использование        метода        проектов        на        уроках        технологии        (Кузнецова        Е.А.,

29

Дранишникова Л.В.)

  1. Урок родного (русского) языка в 5 классе «Русская орфоэпия» (Великая И.В.)        34
  2. Ролевые игры и их значение при обучении иностранному языку (Голубева Л.И.)        39
  3. Баскетбол на уроках физической культуры в школе (Гармашов Д.С., Золотых С.В.,

41

Звягинцева А.В.)

  1. Внеклассное занятие по математике для 7 классов «Великая книга природы написана

47

математическими символами» (Рахманова Т.Н.)

  1. Формирование лексико-грамматических навыков и устойчивого интереса к иностранному

языку у младших школьников через использование игр и игровых моментов на уроке        52 английского языка (Константинова А.Н., Мигунова А.А.)

  1. Урок литературы в 11 классе «Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина»

57

(Рудич Н.В.)

  1. Классный час «The world of books» (Потапова С.Т.)        60
  2. Работа с одаренными детьми на уроках естественнонаучного цикла (Земченкова Е.В.,

63

Мехнюк С.В., Терентьева И.А.)

  1. Исследование состояния почвы на территории Рождественского сельского поселения

66

(Герасимова М.Н.)

  1. Метод проектно-исследовательской деятельности на уроках географии как условие

74

познавательной активности учащихся (Чиликина Т.В.)

  1. Педагогические        приёмы        формирования        контрольно-оценочной        самостоятельности

80

школьников на уроках математики (Яргина М.А.)

  1. Сценарий творческой мастерской по искусству речи в 5 классе «Румяной зарёю покрылся

88

восток» (Немыкина Н.И.)

ВЫПУСК № 12. Часть 5 Школьное образование

Горбунова Ольга Сергеевна, преподаватель иностранных языков

МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума,

воздействующего на мир»

А.Дистервег

2020-2021 учебный год

Цели самообразования:

  • повышение своего теоретического, научно-методического уровня;
  • повышение профессионального мастерства и компетентности учителя;
  • обеспечение воплощения своего творческого замысла, идей.

Задачи:

Работать над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания английского языка  в условиях ФГОС:

  • Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности обучающие игры.
  • Применять разнообразные формы работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
  • Разработать и внедрить в практику программы по работе кружка с применением игрового обучения.
  • Изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Основные направления самообразования

- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-коммуникативные технологии);

  • Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • Охрана здоровья;
  • Психологическое (общение, искусство влияния);
  • Эстетическое (гуманитарное).

Источники самообразования

СМИ, в том числе: специальная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет: медиа информация на различных носителях. Семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом. Экскурсии, выставки, музеи.

Формы самообразования

Индивидуальная – через индивидуальный план.

Групповая – через участие в жизни школьного и городского метод. объединений учителей, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемый результат самообразования

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Планируемые результаты самореализации:

  • разработка комплекта игровых уроков по английскому языку;
  • разработка пакета сценариев уроков с применением информационных технологий;
  • пакета тематических классных часов или внеклассных предметных мероприятий;
  • пакета документации по организации кружковой работы;

-пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Разделы плана

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результатов

1.

Изучение        психолого- педагогической методической литературы

Чтение научно-методической литературы, обзор в интернете информации по педагогике, психологии, инновационных

технологиях.

систематически

Конспекты, памятки, рекомендации.

2.

Разработка программно- методического обеспечения:

  1. научно-

методическая работа

  1. опытно-

экспериментальная работа

Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся

Разработка плана кружка; Анализирование                и        подбор способа применения основных методов и приемов системно – деятельностного        подхода        на уроках        английского                языка.

В течение года

В течение года

Программы        и учебно- методические планы

Учебные рабочие программы, методико дидактические

материалы

3.

Изучение информационно- коммуникационных технологий

Освоение        новых коммуникационных программ Интернет, компьютер) Разработка пакета материалов

в электронном виде

В течение года

Конспекты уроков, методико- дидактические

материалы

4.

Участие        в

методических школьном        и городском объединениях,        в

жизни школы

  1. Проведение        открытых уроков, мероприятий
  2. Общение с коллегами в школе, городе

В течение года По плану МО

Конспекты мероприятий, в том        числе посещенных

5.

Самообобщение опыта

  1. Разработка конспектов уроков
  2. разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся
  3. Разработка

самостоятельных, контрольных работ

В течение года По плану МО

Комплекты методико- дидактических материалов.

6.

Повышение квалификации

  1. Решение тестов и других заданий по английскому языку высокой сложности или нестандартной формы
  2. Посещение уроков своих коллег
  3. Классификация и решение

заданий по ИЯ

В течение года

Проанализировав достаточно большое количество литературы по данной теме, я была удивлена, что в основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который сформулирован Львом Семеновичем Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок, они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». В 60-90 годы благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.

Само понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системно-деятельностный подход является результатом объединения двух подходов в отечественной психологии:

  • системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.),
  • и деятельностного(его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.

Таким образом, принимая во внимание понятия «системы» и «деятельности», системно – деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных – учебных действий);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Выявив все вышеприведенное, я озадачилась способами, приемами и методами реализации системно – деятельностного подхода. Прочитав огромное количество информации в печатном и электронном виде, я поняла, что их очень много. Но для себя я выделила только некоторые, именно те, которые целесообразно применять на уроках английского языка. Вот основные из тех приемов, которые я применяю в учебной деятельности:

  1. Метод проектов

Возможностей для создания проектов на уроках английского языка предостаточно, например, обучающимся на уроке предлагается составить проект на тему «My family» (Моя семья), по заранее составленным учениками презентациям и рисункам. Таким образом, каждый проект должен состоять из текста с описанием семьи, семейных праздников и т.д., рисунков и мультимедиа презентации по тексту. Тест, презентацию и рисунки каждый ученик должен составить сам.

  1. Метод ролевых игр

Ученики разбиваются на пары или группы и обыгрывают, какую либо ситуацию. Так, например, ученикам предлагается обыграть завтрак в английской семье.

  1. Метод необычного домашнего задания.

Примером может служить следующее задание: ученикам необходимо уговорить родителей один день постараться общаться дома только на английском языке. На следующий урок каждый обучающийся приносит текст, с примерным описанием этого дня.

  1. Прием «Синквейн».

Каждый ученик должен написать текст, состоящий из 5 строк.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое        обозначает        объект        или         предмет,         о         котором         пойдет         речь. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков      и      свойств       выбранного       в       синквейне       предмета       или       объекта. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

  1. Рефлексия на уроках.

Это приемы и методы, которые я на данный момент уже использую на уроках. В дальнейшем я планирую внедрять новые приемы. Почитав информацию в сети Internet, я наткнулась на статью учителя Ставропольской школы. В ней описаны приемы, которые мне очень понравились. Хочу ими поделиться с вами:

Примеры методик парной работы:

  1. Метод Ривина А.Г. Все обучающиеся получают тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
  2. Обратный метод Ривина А.Г. используется при составлении тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
  3. Методика взаимопередачи тем, предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
  4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
  5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает.У первого ученика есть объяснения ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль творческих домашних заданий в активизации навыков самообразования учащихся 7 классов"

В статье предлагаются формы работы и контроля, виды творческих домашних заданий для учащихся различного уровня подготовки....

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

статья "Самообразование педагога"

статья содержит методические рекомендации по самообразованию учителя...

статья "Самообразование учителя"

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...

Обучение игре гандбол на уроках физической культуры (статья по теме самообразования)

Характеристика игры гандбол. Особенности обучения. Структура урока. Подвижные игры....