Перекладная мультипликация.
план-конспект урока

Бурлак Валентина Васильевна

В плане-конспекте урока подробно описана техника анимации "Перекладная мультипликация". Способы создания, особенности работы в технике "Перекладка", а также приведены примеры выдающейся отечественной и зарубежной мультипликации, снятых в данной технике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perekladnaya_multiplikatsiya.docx290.97 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА №2

по предмету анимация «Мульт-сказки»

Тема урока: «Перекладная мультипликация»

Классы: 1 «Б», «В» /3 «Б», 3 «В»

Цель урока: изучение процесса съемки персонажей в технике бумажной перекладки.

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с особенностями анимационной техники «Бумажная перекладка»;

-Рассказать об отечественных мультфильмах, снятых в такой технике и мультипликаторах, работающих в такой технике»

-  Развитие фантазии и воображения; 

- Изучение пластики движения героев в мультфильме, «оживление» персонажа, «тайминг» в анимации;

Материал: тетрадь и ручка.

Задача обучающегося:

- Записать в тетрадь информацию о технике «Бумажная перекладка»;

-Записать в тетрадь названия любимых отечественных мультфильмов, созданных в технике «Бумажная перекладка»;

-Изучить пластику движения героев в мультфильме и зарисовать фазы движения в тетрадь.

Ход урока

Часть 1.

Перекладная мультипликация (или техника перекладки «бумажных марионеток»)

Суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название - перекладка! Многие считают такую анимацию примитивной, но в умелых руках такие мультфильмы могут получиться очень интересными. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике были сняты знаменитые фильмы«Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Норштейна.

Ещё, персонажей таких мультфильмов называют «Плоской марионеткой», потому что они создаются по принципу марионетки и все плоские бумажные детали скрепляются при помощи проволоки (с маленькими учениками работать марионеткой особенно удобно, детали не теряются).

Перед началом съёмок художники рисуют персонажей мультфильма в разных позах и делят фигурки на отдельные части (голову, туловище, руки, ноги). В классической перекладке вырезанные из бумаги части фигурки персонажа выкладывают на мультстанок на фон и снимают кадр. Потом деталь фигурки перемещается и делается следующий снимок. Начиная с мультфильма «Цапля и журавль» Юрий Норштейн стал использовать станок собственной разработки, состоящий из нескольких стеклянных ярусов, что позволило ему добиться глубины в изображении кадра.

Использование коллажей в технике перекладной анимации.

Техника аппликации в анимации (еще ее называют техникой перекладки, или cutoutanimation) состоит в том, чтобы создавать мультфильм, соединяя вырезанных плоских персонажей, детали и фон, и пошагово фиксируя кадры на камеру. Элементы мультфильма, как и в коллаже, создаются из бумаги, ткани, фотографий и т.п.

Использование коллажей в технике перекладной анимации., изображение №1Использование коллажей в технике перекладной анимации., изображение №2

Федор Хитрук, патриарх отечественной анимации, автор мультфильмов о Винни-Пухе, «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», вспоминал в одном из интервью: «С самого рождения советской мультипликации, т.е. с 1924 г., движение персонажей достигалось так: персонажи рисовались на бумаге, затем их вырезали, накладывали на фон и снимали. Такой метод освобождал от необходимости перерисовывать на каждой фазе фон и другие неподвижные части изображения, что увеличивало вдвое трудоемкость всего процесса. Метод назывался «аппликацией». Отрывки из книги «Профессия — аниматор».
Вырезанных персонажей трудно заставить двигаться реалистично. Поэтому в большинстве подобных мультфильмов движения несколько резкие, комичные, наивные. Но это скорее возможность, чем недостаток. И разве можно усомниться в исключительной пластике героев Норштейна?

«Да, техника перекладок и бумажной вырезки ограничивала движение персонажей, но именно эта ограниченность заставляла работать творческую фантазию, находить выразительные решения в скупых средствах. Что особенно важно: бумажная перекладка позволяла использовать в мультфильмах богатую культуру книжной графики тех лет - графику Фаворского, Кравченко, Лебедева, Бродаты, на основе которой рождались прекрасные фильмы — «Почта», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Органчик», «Самоедский мальчик», «Блэк энд уайт».
Юрий Норштейн достиг гениальной художественной выразительности с помощью, так называемой многоярусной перекладки, придающей изображению пространственную глубину. Вместо одной плоскости, под камерой устанавливали стекла в четыре яруса. На верхнем ярусе располагались объекты первого плана, а на нижнем – объекты дальнего плана.

Советская мультипликация

При помощи этой техники были сняты мультфильмы: «Ёжик в тумане», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Месть кота Леопольда», «Леопольд и золотая рыбка», «Краденое солнце», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» «Сказка о попе и его работнике Балде», «Шинель» и т. д.

С появлением компьютерных технологий придумали перекладывать фрагменты персонажей на компьютере. Так были сняты мультфильмы «ПЫК-ПЫК-ПЫК», «Шерлок Холмс и чёрные человечки» и т. д.

Приготовьтесь «усидеть на месте» — потратить много часов, не отвлекаясь ни на что другое.

Часть 2.

Тайминг

Важнейшим понятием в анимационном движении является тайминг. Герои не двигаются непрерывно, они двигаются от статики до статики, их движения осмысленны и подчинены либо их воле, намерению, либо их подсознанию, когда внешние или внутренние обстоятельства заставляют совершать какие-то действия, например, облизываться или менять неудобную позу. Но в обоих случаях движения понятны и имеют смысл.

Ничто не двигается просто так. У любого движения есть начало и конец. Между движениями есть паузы, состояния покоя, статика. У движения есть продолжительность. Оно может быть быстрым или медленным. Чередование паузы и движения, смена темпа движения — все это вопросы тайминга, вопросы работы с ритмом действия на экране.

Съёмочный процесс – самая трудоёмкая часть работы над мультфильмом, так как в каждой секунде экранного времени должно вместиться 25 кадров с фазами движения героев.)

При съёмке необходимо установить фотоаппарат на штатив или кронштейн. Фон закрепить, фотоаппарат параллельно фону.

Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 мм.

После съёмки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.

Чтобы двигались герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, снимая каждое изменение фотокамерой. Положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое вы передвигаете и чем чаще вы фотографируете, тем плавней в мультике будут движения.

Обычно в детской мультипликации допускается 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое).

Важно! При съёмке необходимо следить за руками, различными проводами, тенями от операторов, чтобы они не попадали в кадр.

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма, приведем некоторые из них:

  • При съёмке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина;

Вы можете использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.)

Итог урока.

     Итак, ребята, мы сегодня познакомились с техникой в анимации «Бумажная перекладка», удивительной и очень интересной. Узнали, сколько разных мультфильмов было создано в такой технике, познакомились с отечественными мультипликаторами и их творчеством. Ещё больше изучили мир анимации и возможности создания мультфильма. Познакомились с такими понятиями как: «Плоская марионетка», «Тайминг» в анимации и «Съёмочный процесс», записали их значение. Записали правила съёмок мультфильма, которые помогут нам добиться успеха в нашей работе.

Домашнее задание: сделать марионетку своего сказочного персонажа и фон для неё.

Литература:

  1. Асенин С.А. Мир мультфильма. М., искусство, 1986.

Бартон, К. Как снимают мультфильмы. /К.Бартон; Пер. с англ. - М.: Искусство, 1971. - 85 с. - (Библиотека кинолюбителя).

2. Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: Методическое пособие. / Д.В. Велинский. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. - 41 с;

3.  Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976;
4.  Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006;
5. КрасныйЮ., Курдюкова Л., "Мультфильм руками детей". - Днепропетровск, 1990 г;
6.  Whitaker H., Halas J (русская редакция Ф.Хитрука). Тайминг в анимации. 2002;
7.  Фостер Уолтер. Основы анимации;
8. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 2004, 287 с;
9.  Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. М., Молодая гвардия, 1986;
10.  Иванов-Вано И. Кадр за кадром. – М.: Искусство, 1980г;
11.  В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведенью, эстетике;
12.  Птушко А. М.: Мультипликационный фильм. 1992, 23 с;
13.  Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. К.: 1981, 118 с;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по анимации “Мультипликация – страна волшебников”

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конк...

Открытое внеклассное мероприятие для начальной школы "Мир мультипликации"

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов. Создание анимации в PowerPoint....

История мультипликации. Презентация.

В презентации собраны материалы, касающиеся истории мультипликации....

Мастер класс « О мультипликации легко и просто, или Мультипликация как возможность реализации проектной деятельности обучающихся»

МАСТЕР-КЛАСС« О мультипликации легко и просто, или Мультипликация как возможность реализации проектной деятельности обучающихся»...

Stop Motion анимация ( Краткая инструкция по созданию перекладной анимации )

Краткая инструкция по созданию мульфильмов, для педагогов...

Конспект учебного занятия «Перекладная анимация»

Конспект учебного занятия«Перекладная анимация»Цель занятия: создание анимационного фильма в технике «перекладка»Задачи:1. Расширение знаний детей об анимации, как ви...