Тема Великой Отечественной войны в контексте патриотического воспитания в школе
статья

Мавлеткулова Ирина Владимировна

Гражданственность и патриотизм являются моральными основами  современного общества. У молодежи должны быть сформированы ценностно-нравственные ориентиры, связанные с гордостью за Родину, ответственностью за сохранение исторических традиций. Именно поэтому, в системе образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.  В статье обобщен опыт педагога-организатора «МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г.Светецкого», рассматриваются различные формы патриотического воспитания, используемые во вне учебной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_velikaya_otechestvennaya_voyna1_1.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 5 с. Троицкое имени Героя Советского Союза Светецкого Григория Григорьевича

Тема: Тема Великой Отечественной войны в контексте патриотического воспитания в школе

Мавлеткулова Ирина Владимировна

Педагог-организатор

с. Троицкое

2023 год

Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России

В.В. Путин

Аннотация

                Гражданственность и патриотизм являются моральными основами  современного общества. У молодежи должны быть сформированы ценностно-нравственные ориентиры, связанные с гордостью за Родину, ответственностью за сохранение исторических традиций. Именно поэтому, в системе образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.  В статье обобщен опыт педагога-организатора «МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г.Светецкого», рассматриваются различные формы патриотического воспитания, используемые во вне учебной работе.

 

Введение

        Основными нормативными документами, регулирующими патриотическое воспитание в образовательных учреждениях,   являются государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы» и «Концепция патриотического воспитания граждан РФ». Концепция воспитательной программы подразумевает решение таких образовательных задач, как формирование правового самосознания, толерантности, активной жизненной позиции, гражданской ответственности и компетентности, позитивных ценностей и качеств, укрепления государства и стремления к его устойчивому развитию.  Реализация ОП в образовательных учреждениях позволяет в полной мере достижению выделенных задач.

Основная часть

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Алексей Николаевич Толстой

        В разных словарях понятие патриотизма определяется практически одинаково. В толковом словаре Д.Н.Ушакова 1940 года даётся следующее понятие патриотизма. «Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу» [8]. В политическом словаре 2001 года дано похожее определение: «Патриотизм всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов» [6].

Образование и патриотическое воспитание – взаимозависимые процессы, цели и задачи которых совместно реализуются проведением учебной и внеклассной работой. Сущность патриотического воспитания заключается в организации и проведении среди обучающихся мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции. Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются, совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными условиями.

В советское время патриотическое воспитание формировалось посредством уроков и лекций по истории, особое внимание уделялось героизму  знаковых исторических фигур Российской Империи и Советского Союза. Кино военно-патриотического содержания также содействовало созданию образа героического народа. Проводились спортивные соревнования, а с 1939 года был введен новый комплекс ГТО «Готов к труду и обороне», в которых входили гранатометание, штыковой бой, преодоление полосы препятствия, стрельба, лыжи, кросс, борьба. Этот комплекс приобрел всенародную популярность.

        В наше время к мероприятиям по патриотическому воспитанию относятся уроки литературы, обществознания и истории; привлечение к волонтерским движениям; проведение походов в музеи и экспедиций по местам боевой славы.

        На сегодняшний день для России нет более важной идея, чем патриотизм. Историческая память, а также воспитание чувства уважения к стране, малой родине, окружающим и к самому себе важны и необходимы. В Последние годы всё чаще можно наблюдать утрату нравственных и культурных ценностей, теряется уважение к истории.  Именно поэтому патриотическое воспитание настолько значимо и актуально в наше время.

        В нашем учреждении налажена четкая система патриотического воспитания в соответствии с требованиями программы РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы». Все вышеперечисленные формы в той или иной степени систематически проводятся в образовательном процессе.

Я, как педагог-организатор, занимаюсь патриотическим воспитанием молодежи. Работу по патриотическому воспитанию в нашем учреждении можно разделить на три блока:

1. воспитание в образовательном процессе: лекции по истории и гражданскому праву, изучение исторической литературы и биографии героев России и СССР.

2. воспитание во внеурочной деятельности: культмассовые и спортивные мероприятия. В 2022 году было организовано мероприятие, на которое были приглашены представители поискового движения России, с участием которых проводились патриотические беседы. В том же 2022 году на занятиях рассматривалась Молодая Гвардия Советского Союза, обучающиеся подготавливали доклады и выступали с ними перед одноклассниками, а затем вели обсуждения в рамках данной темы. В преддверии 9 мая обучающиеся 9 класса присоединились к всероссийскому флешмобу и сняли клип на песню «Катюша». В 2023 году в рамках 78-летия Великой Победы обучающимся предложено создать капсулу памяти «Вчера, сегодня, завтра. Война и как не допустить её повторения». Капсулой памяти в данном случае мы называем сборник видеоматериалов, созданных на основании монологов обучающихся о прошлом и том, что произошло в военный период, как это повлияло на наше настоящее и как они видят наше будущее, как создать благоприятные условия для развития страны и народа.

3. воспитание во взаимодействии с социумом: шефство над ветеранами ВОВ.

Наибольший интерес у обучающихся вызывают творческие и социальные мероприятия. В процессе создания творческого проекта обучающиеся объединяются в группы, где у каждого есть своя роль и своя зона ответственности. В рамках подобных мероприятий каждый обучающийся четко понимает значимость своей деятельности, что, безусловно, сказывается на качестве его работы и глубины изучения заданной темы.

Заключение

         Главная цель патриотического воспитания– воспитание гражданина-патриота. Чувство патриотизма невозможно искусственно сформировать, поэтому все мероприятия должны быть исторически закономерны, логичны и находить свое отражение в объективной необходимости для каждого студента. Проводимая мною, как педагогом-организатором, работа по патриотическому воспитанию в первую очередь была нацелена на выполнение таких задач как:

1. Воспитание патриотических качеств, т.е формирование национального достоинства, гордости и любви к Отечеству; готовности к защите Родины;

2. Сохранение исторической памяти, патриотических традиций и идеалов на историческом наследии ВОВ; Воспитание уважения к ветеранам за заслуги перед Родиной

3. Развитие гражданской активности и общественного сознания обучающихся, их нравственных ценностей, ответственности, толерантности.

4. Использование полученных знаний в формировании  траектории личностного развития.  

Подводя итоги своей работы, я хочу отметить, что научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.

         

Список литературы:

1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

6. Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

7. Понкратова З. А. Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/archive/65/10925/ (дата обращения: 30.03.2020).

8. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Статья на тему: "Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодёжи".

Тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань

Актуальность проекта рассматривается  как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям  техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся  школы ...