Наставничество как наиболее эффективный метод молодых специалистов
статья

Шушлебина Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются многообразные методы и формы  адаптации молодых специалистов: педагогические конференции, педагогические советы, "круглый стол", групповое консультирование, индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ

МЕТОД АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Шушлебина Татьяна Викторовна,

 ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»

Процедура вхождения в профессию требует определенных усилий от молодого специалиста и, прежде всего, его желания стать педагогом. Профессиональный рост сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя, поисками эффективных методик в лаборатории межличностной коммуникации «ученик - учитель» и чувством радости и профессионального удовлетворения. Большинство молодых педагогов нуждаются не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию. Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любой образовательной организации.

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:

• этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;

• в основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;

• этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;

• наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

• это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

• наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.

Работа с молодыми педагогами начинается с выявления профессиональных затруднений, проблем адаптации.

Этапы становления молодого педагога включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

В профессиональном становлении молодых учителей принимает участие весь педагогический коллектив школы, а не только закрепленные за ними учителя-наставники. Для этого необходимо использовать все многообразие форм организации учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них, которые успешно реализуются.

1. Педагогический совет. Участие в педагогическом совете является обязательным для всех членов педагогического коллектива образовательного учреждения. На тематических педагогических советах молодые получают информацию, необходимую для осуществления своей педагогической деятельности.

2. «Круглый стол». Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов и т. п. Правом выступить обладает каждый присутствующий за «круглым столом».

3.Педагогические конференции. Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом между наставниками и молодыми учителями. Мысли, высказанные на конференции педагогами и подкреплённые их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на новичков. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам организации учебного процесса воспитания.

4. «Месячник методического роста молодых педагогов». Это название объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в течение апреля. В школах обычно существует негласное правило: в первый месяц работы молодому специалисту предоставляется свобода действий, в этот период он знакомится со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство». В эти два месяца за его деятельностью наблюдает педагог-наставник, а уже затем, в ноябре, его уроки, классные часы, внеурочные мероприятия начинает проверять администрация. «День молодого учителя» может стать эффективной формой контроля работы начинающего педагога. Каждому из молодых учителей предлагается провести открытый урок, внеклассное мероприятие, рассказать о своих успехах и поделиться неудачами. На эти уроки приглашаются не только представители администрации школы и педагоги-наставники, но и другие молодые специалисты. Открытые просмотры очень много дают новичкам: они получают возможность наблюдать за действиями других учителей в схожих ситуациях; сравнивать свои педагогические умения и поведение с умениями и поведением других педагогов; перенимать у других приемы воспитательных воздействий.

5.Система вопрос – ответ. Данная система представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Они организуются администрацией и педагогами-наставниками. Как правило, молодым учителям заранее предлагается составить список вопросов к администрации школы, к опытным учителям и т.п. Значимость этого мероприятия зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринужденное, равноправное общение молодых учителей и опытных педагогов.

6. Групповое консультирование. Организуется наставниками для молодых учителей, которые имеют одинаковые особенности педагогической деятельности, озабочены решением одной профессионально значимой проблемы. Не все, что касается этих учителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Основной задачей здесь является изменение неадекватных педагогических позиций новичков, расширение мотивов осознанности профессиональной деятельности учителя, оптимизация форм педагогического воздействия на учащихся.

7.Индивидуальная работа. Основным достоинством индивидуального обучения является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи молодому учителю. Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник – подопечный». Консультации могут носить выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у молодых учителей. Эти особенности делают консультирование важным элементом в общей системе профессиональной поддержки учителя.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью. Но наставничество не должно ограничиваться только передачей навыков. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, как правило, за один год из выпускника вуза грамотного специалиста. Профессиональная адаптация выпускника вуза представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации–работодателя. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Литература:

1.Нугуманова Л.Н. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология: сборник научных трудов. — Ялта: РИО ГПА, 2018.

2. Шакирова, Д.М. Стратегии, формы и приемы наставничества: международный и региональный опыт / Д. М. Шакирова. — // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. -  2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...

Использование схем и таблиц на уроках биологии, как один из наиболее эффективных методов усвоения знаний учащимися

Каждый учитель в процессе своей деятельности ищет наиболее приемлемые и результативные методы подачи информации. И в какой-то момент мы понимаем, что один из методов все-таки наиболее эффективен. Осно...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ"

1. Характеристика основных тенденций развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе2. Основные положения современной методики обучения музыке3. Мето...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Статья «Наставничество как одна из эффективных форм работы с молодыми специалистами»

В статье рассматривается организация опыта работы по наставничеству в школе....

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...