План воспитательной работы 9 класс школы-интернат ст-цы Медведовской
материал (9 класс)

План воспитательной работы 9 класс школы-интернат ст-цы Медведовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_vospitatelya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Специальная (коррекционная) школа-интернат

Ст-цы Медведовской

План

Воспитательной работы

9 класс

На 2022-2023 учебный год

Воспитатель: Черенкова Анна Андреевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа-интернат – особое образовательное учреждение для детей с особенностями в развитии. Ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. И нужно создавать адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Сегодня в условиях рыночных отношений наиболее оправданным является такой подход в организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната.

Среди них наиболее актуальными являются понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, освоения им социального опыта, освоение и приобретение им социальных связей. Однако имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:

  • Практически у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
  • Односторонность, бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
  • Неумение общаться;
  • Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
  • Иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
  • Инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
  • «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Только при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. В связи с этим возникла потребность новых путей и методов воспитания данной категории детей. Прочитав и изучив множество методической и научной литературы по воспитательной работе на современном этапе, было принято решение разработки программы воспитания, которая должна внести изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - говорит народная мудрость. Значит создание в интернате среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия  извне, способной воспитать привычки и сформировать модели поведения – особенно актуальная задача в наше время. Все, что есть в арсенале школы, любой педагогический акт, личный пример учителя, воспитателя – все должно служить воспитанию общечеловеческих качеств воспитанников, их развитию и коррекции.

Данная  программа предназначена для работы с детьми от 7 до 17 лет и рассчитана на 6-летний срок реализации. При разработке программы были учтены особенности социума, контингент учащихся, материально-техническая база. Программа воспитания является организационной основой ее деятельности.

Жизнь еще внесет свои коррективы в нашу программу: будут дополнения, видоизменения, но основная цель должна быть достигнута использованием новых технологий и передового педагогического опыта. На первом месте при работе с программой всегда будет личность каждого отдельного ребенка, коррекция его недостатков, развитие его самосознания.

1.2. Цели и задачи программы

Цель:  Создание условий для формирования социально-адаптированной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социо-культурных условиях.

Задачи:

  1. Способствовать развитию личности детей через создание коррекционно-развивающей среды.
  2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  3. Развитие системы трудовых навыков.
  4. Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
  5. Воспитание творческого потенциала воспитанников.

1.3. На основе поставленных задач выделены приоритетные  направления воспитательной работы.

  1. Личностное развитие. Основы социализации.
  2. Охрана здоровья. Физическое развитие.
  3. Трудовое воспитание.
  4. Основы гражданского и правового воспитания.
  5. Патриотическое воспитание.
  6. Творчество.
  7. Диагностика.
  8. Научно-методическая работа.

1.4. Направления воспитательной работы

Направления работы

Цели программы

Задачи программы

Личностное развитие. Основы социализации.

Воспитание личности с особенностями в развитии.

  1. Формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка.
  2. Развитие основ личностной самооценки. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
  3. Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях и обработка этих норм.

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья.

  1. Воспитание и развитие потребности в ЗОЖ.
  2. Способствовать развитию личности воспитанника через создание коррекционно-развивающей среды.
  3. Укрепление здоровья воспитанников, содействие гармоничности физического развития.

Основы гражданско-правового и патриотического воспитания

  1. Воспитание законопослушного гражданина.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в жизни страны.
  1. Знакомство с основами правового поведения, с истоками национальной культуры.
  2. Развитие и сохранение чувства гордости за свою страну, город, село, школу.
  3. Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; воспитание уважения и терпимости к обычаям и традициям других народов.

Труд

Развитие личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.

  1. Воспитание положительного отношения к труду.
  2. Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своего жилища, ознакомление с элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.
  3. Развитие способностей строить картину воображаемого будущего, соотнося ее с рядом факторов.

Творчество

Социализация личности воспитанников

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами и возможностями.
  3. Выявление и поддержка индивидуальности.

Диагностика

Организация целенаправленного обоснованного процесса развития личности. Контролирование воспитательного процесса.

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов школьного коллектива.
  2. Определить уровень сформированности коллектива, эффективность учебно-воспитательного процесса.

Научно-методическая работа

Обеспечение действенности системы внутришкольного управления. Совершенствование, стабилизация и развитие всей жизнедеятельности ОУ.

Создание единого информационного пространства, программно-методического и научного обеспечения воспитательного процесса.

Обеспечение оперативной информацией о новых материалах, технологиях, диагностик воспитательной работы.

1.5. Направления деятельности. Содержание работы.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ, ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Активизация личности, соблюдение ею эстетических норм, стремление к самосовершенствованию. Воспитание ответственности перед обществом, государством, семьей. Налаживание взаимоотношений «ученик – ученик», «ученик – учитель».

Работа с коллективом класса

Определение целей и задач развития коллектива, подбор форм и методов их реализации. Организация мероприятий  по повышению уровня развития коллектива.

Работа с родителями

Индивидуальная работа по вопросам развития личности ребенка.

Работа с педагогическим коллективом

Взаимодействие с администрацией, коллегами по решению проблем диагностики и коррекции развития личности учащегося и коллектива  класса.

Внешние связи

Взаимодействие с учреждениями культуры, детскими организациями.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Наблюдение за психологическим и физическим развитием учащегося.

Забота о сохранении и укреплении здоровья учащегося.

Обеспечение помощи заболевшим учащимся в учебе.

Работа с коллективом класса

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, в спальных комнатах, в игровых.

Пропаганда ЗОЖ.

Организация профилактических мероприятий, спортивных мероприятий, походов, экскурсий.

Работа с родителями

Просвещение родителей о возрастных особенностях развития ребенка.

Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психологического здоровья детей.

Работа с педагогическим коллективом

Взаимодействие с учителем физкультуры, с мед.сестрой по вопросам охраны здоровья детей и пропаганде ЗОЖ.

Организация отдыха детей во внеурочное, в каникулярное время.

Внешние связи

Организация участия детей в спортивных массовых и оздоровительных районных мероприятиях.

Привлечение специалистов медицинских учреждений к работе с детьми.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Контроль за трудовой дисциплиной. Создание условий для развития трудовых навыков, формирование у будущих рабочих основных профессионально важных качеств.

Работа с коллективом класса

Организация трудовой деятельности класса. Развитие умений правильно организовать свою трудовую деятельность. Формирование положительной мотивации труда.

Работа с родителями

Проведение родительских собраний  по вопросам воспитания положительной мотивации труда.

Консультации по вопросам профессионального определения.

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО

И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Воспитание личности гражданина – патриота Родины; способствовать воспитанию законопослушного гражданина; индивидуальная коррекционная работа с детьми группы риска, привлечение их к работе в кружках.

Работа с коллективом класса (группы)

Организация мероприятий, занятий по направлению гражданско-правового воспитания и привлечение учащихся к общешкольным делам, организация физической помощи.

Работа с родителями

Родительские собрания, ознакомление родителей с ответственностью, которую их дети несут за совершенные проступки, правонарушения и преступления.

Работа с педагогическим коллективом

Взаимодействие с соцпедагогом, психологом по вопросам психологического здоровья и правонарушений.

Внешние связи

Сотрудничество с органами социальной защиты, КДН и ЗП, ОВД, органами прокуратуры.

ТВОРЧЕСТВО

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Развитие творческого потенциала воспитанников; формирование потребности в разумном досуге и организация их реализации.

Работа с коллективом класса (группы)

Развитие творческого потенциала и мобильности коллектива, организация интересных дел.

Работа с родителями

Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; организация совместных дел с детьми.

Работа с педагогическим коллективом

Привлечение учителей и воспитателей к работе по творческому развитию учащихся.

Организация творческих вечеров, праздников, игр во внеурочное время.

Внешние связи

Взаимодействие с учреждениями станицы, района, края.

Организация встреч с интересными людьми.

Организация участия воспитанников в массовых мероприятиях.

ДИАГНОСТИКА

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Анализ личностного  развития воспитанника на различных этапах, оценка.

Изучение эффективности мер, направленных на предупреждение и профилактику асоциального поведения учащегося. Определение стратегии и тактики индивидуальной воспитательной работы.

Работа с коллективом класса

Выработка схемы исследования становления классного коллектива, подбор методов диагностики.

Определение ведущих направлений воспитательной работы с данным классом, группой.

Работа с родителями

Анализ воспитательного действия семьи на ребенка; коррекция семейного воспитания.

Координация семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.

Работа с педагогическим коллективом

Повышение квалификации, обмен опытом, участие в методических объединениях.

Внешние связи

Привлечение работников медицинских, социальных организаций к работе по диагностике и коррекции личностного развития учащихся.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Направление деятельности

Цели и задачи. Содержание работы классных руководителей и воспитателей

Индивидуальная работа с учащимися

Работа с документами: диагностическая карта развития, карта-характеристика личности ребенка; заполнение личных дел, дневников наблюдений, психолого-педагогические характеристики; изучение медицинского заключения врачей.

Работа с коллективом класса (группы)

Работа с документами: характеристика классного коллектива, анализ системы воспитательной работы в классе (группе), сравнительный анализ посещаемости.

Работа с родителями

Проведение родительских собраний. Анкетирование родителей. Связь по телефону.

Работа с педагогическим коллективом

Изучение и введение инновационных форм воспитательной работы во взаимодействии с коллегами, администрацией.

Разработка воспитательных программ, тематики М/О воспитателей: конкретизация плана воспитательной работы на полугодие.

Внешние связи

Взаимодействие с медицинскими учреждениями, социальными организациями к работе по развитию учащихся.

1.6. Возрастная адаптированность

Программа разработана для учащихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната.

1.7. Этапы реализации программы.

  • Первый этап работы – диагностический. 

На данном этапе изучаются потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов школьного коллектива, а также определяется уровень сформированности коллектива, уровень эффективности воспитательного процесса. Тесная связь осуществляется с медицинской, психологической, социально-педагогической службой школы-интерната.

  • Второй этап работы – практический.

На данном этапе идет практическая реализация направлений воспитательной работы, индивидуальных и групповых программ, форм и методов коррекционно-развивающего воспитания.

  • Третий этап работы – аналитический. 

Ежегодный анализ информации по всем направлениям воспитательной деятельности.

1.8. Принципы организации воспитательной работы.

  • Принципы адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое место в семье – школе).
  • Принцип партнерских отношений (сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей. Позиция «мы вместе», а не «над».
  • Принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное).
  • Креативный принцип (или принцип формирования потребности в творчестве, раскрытию индивидуальных способностей ребенка, формированию устремлений «я – хочу» и «я – могу»).

1.9. Критерии эффективности воспитательной работы.

  • Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного и физического потенциала личности.
  • Сформированность у школьников учебных интересов, уважительное отношение к традициям.
  • Удовлетворение запроса учащихся по различным направлениям дополнительного образования.
  • Удовлетворенность групповыми школьными мероприятиями.
  • Проявление индивидуальности каждого воспитанника и классного сообщества в школе.
  • Удовлетворенность педагогов работой, учащихся – учебой и досугом, родителей – детьми.

Определение результативности и эффективности воспитательной работы ежегодно осуществляются администрацией, воспитателями и классными руководителями, психолого-социальной службой с помощью специальных методик.

1.10. Ожидаемые результаты от реализации программы.

  • Создание Модели выпускника школы-интерната (см. приложение №1).
  • Формирование воспитательного пространства школы-интерната.
  • Повышение социального статуса воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы класса

План воспитательной работы 6 класса на 1 полугодие...

Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год"

Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год, составила Т.А. Корчагина заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№4 г. Дзержинска Нижегородской обла...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Воспитательная система школы-интерната складывается из совместной деятельности учителей, воспитателей, тренеров, учащихся, родителей, работников интерната и библиотеки. Основной целью воспитательной р...