СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ.
материал

Захарова Наталья Александровна

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются основы здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.            

      Воспитание сильных, здоровых детей - наша самая важная задача. И это решается совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharovabogachevastrebkova.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ.

    Дошкольный возраст - это период, когда закладываются основы здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.            

      Воспитание сильных, здоровых детей - наша самая важная задача. И это решается совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

       В основных документах Министерства образования и науки Российской Федерации сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость решения этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных перед нашим сегодняшним образованием. Согласно современным представлениям, образование направлено на всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных способностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

        Здоровье является фундаментальной ценностью и необходимым условием для полноценного психического, физического, умственного, нравственного и социального развития ребенка.

    Физическое здоровье - это состояние органов и систем органов, жизненно важных функций организма (полное физическое благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков).

     Психическое здоровье - или душевное состояние, характеризующееся общим психическим равновесием.

    Социальное здоровье - это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

   Дошкольное детство характеризуется интенсивным ростом, развитием организма и повышенной чувствительностью к воздействию природной и социальной среды, включая профилактические и санитарные меры.

    Главным действующим лицом в педагогическом процессе является воспитатель, именно он предписывает требования, ориентируя его на получение качественных показателей.

    В связи с этим работа воспитателей предполагает решение следующих задач:

   В разделе "физическое здоровье":

- изучение физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;

- анализ возможностей дошкольного образовательного процесса

   Развитие мотивационных установок для предотвращения заболеваний.

   Детям дается информация, необходимая  им для улучшения своего здоровья.

     В разделе "психическое здоровье"

- создание атмосферы психологической безопасности в детском саду, которая поможет защитить ребенка от стрессовых ситуаций, повысит его уверенность в себе и будет способствовать углублению взаимодействия с окружающими;

- оптимизация эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования нервной системы.

       В разделе "социальное и нравственное здоровье" мы ставим цель: формирование духовных общечеловеческих ценностей и задач:

- духовность, гуманизм, детское творчество.

 Таким образом, для решения этих проблем необходимо работать в нескольких направлениях, используя различные формы и методы, например:

- Проведение групповых и индивидуальных занятий познавательного и практического характера, которые дают детям общее представление о здоровье как ценности, расширяют их понимание состояния собственного организма, развивают привычки здорового образа жизни, прививают стойкие культурные и гигиенические навыки, расширяют знания о питании, его значении и взаимосвязи со здоровьем, формировать положительные качества личности, нравственное и культурное поведение – мотивы укрепления здоровья; в папке "Методический материал по здоровому образу жизни" показать вывески урока: "Да здравствует ароматное мыло!", "Волшебная страна -здоровье", "органы чувств", "что такое витамины?" и другие.

- проводить утреннюю гимнастику и занятия физкультурой как средство развития физических качеств и укрепления здоровья;

- вождение подвижных и спортивных игр основывается не только на физических качествах (сила, ловкость, скорость реакции, выносливость, гибкость и т.д.), но и на эмоционально-волевых качествах (ведь целеустремленность, чувство товарищества, взаимовыручка, сообразительность и т.д.) Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития, каждый день в группе и на прогулке; дети 3-5 лет с интересом играют в такие игры, как: "Волк под горой", "Лохматый пес", "Лиса в курятнике", "Птицы и кошка"., "Разноцветные машинки", "Бездомный заяц" и т.д.

   Осуществляются профилактические мероприятия. К ним относится комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, профилактика усталости глаз, самомассаж биологически активных точек тела по схеме профессора Уманской А.А.

    Благодаря физическим упражнениям во время занятий обеспечивается достаточный двигательный режим, а также динамичное занятие под музыку;

   Физкультурные праздники, соревнования и эстафеты, помимо выполнения физкультурных заданий, улучшают эмоциональный фон: они поднимают настроение детей и дарят им много радости и веселья.

   Одним из направлений работы является повышение социально-педагогической культуры родителей посредством консультаций и бесед на следующие темы: "развитие культуры питания", "распорядок дня в группе и дома", "Подвижные игры для дошкольников" и др.

    Дальнейший поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья дошкольников включает в себя повышение роли родителей в улучшении здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Это может быть обеспечено только при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и учителей

   Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее ребенок участвует в мире движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче его здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

    Полноценная двигательная активность (в доступной форме) - залог успешного выздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений также являются физиологически подходящими инструментами для развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, способствуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и умственному развитию детей, укреплению их здоровья.

  Таким образом, укрепление здоровья дошкольников происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность детей, на возрастные и индивидуальные особенности их развития и имеет фундаментальное значение, как залог здоровья на протяжении всей жизни.

Учитывая специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, в нашем ДОУ создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»

Работу  над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет...

Программа "Укрепление и сохранение здоровья школьников"

Цели:1.     Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форморганизации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию...

Доклад на тему: «Взаимосвязь классного руководителя и воспитателя в работе с семьёй по укреплению и сохранению здоровья детей».

В докладе рассмотрены виды и направления  совместной работы школы и семьи по формированию у детей здорового образа жизни. Показана роль педагогов в укреплении здоровья воспитанн...

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...

Исследовательская работа на тему: Здоровый образ жизни – как средство укрепления и сохранение здоровья

АннотацияЦель работы: Доказать, что здоровый образ жизни –  средство укрепления и сохранение здоровья и улучшение качества жизниДля достижения цели были поставлены следующие задач...