Статья
статья

Боргоякова Дина Станиславовна

Статья по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_semi_v_sohranenii_rodnogo_yazyka_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА

Боргоякова  Д. С.

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Поэтому, владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье и в школе. Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа знанию родного языка отводится значительная роль.

В настоящее время, как никогда, остро стоит проблема сохранения языков малочисленных коренных народов, в том числе и чукотского языка. История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую  группу.  Поэтому важно выработать у  обучающихся  бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.

Актуальность определяется значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.

Цель моей работы: выявить влияние семьи на сохранение и развитие родного языка, в частности чукотского языка.

Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранять и развивать родной язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. На самом деле, он значит намного больше, чем просто общение. Родной язык   - хранилище мудрости и памяти. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, нежных чувств, его духовных ценностей и блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории народа. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически со своим народом. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» - эти слова великого педагога К.Д. Ушинского актуальны и сегодня [5, стр. 145-159]. 

С давних времен мыслители, писатели, педагоги говорят о важной роли родного языка в становлении человека. Родной язык обладает огромной притягательной силой. И не случайно он отождествляет со священным словом «мать». В научных исследованиях встречаются различные трактовки родного языка. Большинство исследователей под термином «родной язык» понимают материнский, первый язык, который усвоен человеком с детства («язык колыбели»). Обычно он совпадает с языком родителей или одного из них [1, стр. 532]. «Материнский язык» - самый радостный для ребенка язык, самый понятный, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в маминых сказках, народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Особенно, в первые годы жизни ребенка, когда всё значительное время он проводит в семье и в большинстве случаев, с матерью. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и  его воспитание, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.

Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую  принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. Следовательно, именно в семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок с самых ранних лет начинает формировать собственное «Я» по образцу родителей, которые в семье прививают любовь к своему народу, к родной культуре посредством языка. На родном языке звучат колыбельные песни матери, прибаутки, устанавливаются межличностные языковые контакты.

Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям.  Я, как носитель родного языка, на личном опыте убедилась, что прибаутки, колыбельные на родном языке  наиболее прочно сохраняются в памяти ребенка и непроизвольно воспроизводятся им чаще, чем на русском языке. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки. Обращение к ним – не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практикой пути приобщения детей к искусству.

Состояние родного языка, его роль в семье определяют состояние национальной культуры. Язык выступает важным средством, способным помочь проникнуть в скрытую сферу ментальности, поскольку через призму языка происходит восприятие и воссоздание реальности.

В целях выяснения статуса родного языка и особенностей его функционирования в современных семьях, я выбрала национальное  село Уэлен. Население поселка составляют коренные жители - чукчи, родным языком которых является чукотский язык  «Ԓыгъоравэтԓьэн йиԓыйиԓ» (в пер. «язык настоящих людей»). Чукотский язык относится к чукотско-камчатской семье языков. По данным переписи населения 2010 года чукчей насчитывается чуть менее 16 тысяч человек, из них 7649 (48%) назвали чукотский язык родным [3], но лишь 4563 (29%) указали, что владеют им [4].

Контингент муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего общего образования села Уэлен» составляют обучающиеся коренной национальности. Это ставит перед школой особый комплекс образовательных и воспитательных задач. Их решение должно обеспечить обучающимся возможность само идентифицироваться,  как представителю национальной культуры, вовлечь развивающую личность в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальных общероссийских и общечеловеческих ценностях.

Учитывая данные переписи, мне было интересно выявить статус родного языка в нашем селе. В качестве респондентов выступали  учащиеся школы. Выборочная совокупность составила 86 человек, среди них обучающиеся  – 5-11 классов в возрасте 11-17 лет; по этнической принадлежности в опросе приняли участие представители чукотского этноса. Согласно данным опроса, родным языком считают  чукотский язык - 78% опрошенных, русский – 22%. Хотя по национальной принадлежности все респонденты причисляют себя к чукчам. Как показывают результаты опроса, родным языком большинство опрошенных считают язык их этнической общности (78%), одна четвертая часть респондентов родным языком называют тот, на котором преимущественно говорят в семье (22%) или, который лучше всего знают. Иногда человек усваивает другой язык, который становится для него основным средством общения и определяется, как родной язык. Как показали исследования в семьях нашего поселения, где оба родителя чукчи по национальности, общение на уровне семьи и быта происходит в основном на русском языке. Среди молодого поколения немного тех, которые разговаривают на родном языке дома. Только в 13% семей говорят на чукотском языке и в основном, это семьи, где родители являются людьми  старшего поколения. Или это семьи, где совместно проживают люди разных поколений: родители и бабушки, дедушки. Большинство опрошенных, хорошо владеющих чукотским языком, ответили, «что знают родной язык потому, что на нем говорят мама и папа». Также наблюдается тенденция - дети, проживающие с бабушками и дедушками, лучше владеют родным языком. И как показывает практика,  дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, легко приобщаются к русскому языку. К сожалению, количество хорошо владеющих родным языком среди наших обучающихся не велико (13%). Объясняется это во многом сложностью родного языка. На мой взгляд, трудно постичь родной язык, когда ты изучаешь его, как предмет,  но легко, если ты общаешься на нем каждый день, не задумываясь о том, что ты должен научиться этому предмету.

На современном этапе наблюдается снижение роли и значимости родного языка. Большинство обучающихся отметили, что они понимают родной язык, но сами не умеют на нем разговаривать, дома общение ведется на русском языке.  Связано это с отсутствием доступной среды общения. Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством общения между людьми. Результаты исследований привели к неутешительному выводу, многие дети не общаются на родном языке, плохо владеют им. В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем родной язык. Не ценим его, как один из редких языков, как язык величайшего художественного творчества.

Следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения иностранных языков. В ходе многолетних испытаний выяснилось, что хорошее знание родной речи помогает легче освоить чужой язык. И на своем личном опыте убедилась, знание родного языка облегчает изучение иностранного языка. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение: «Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу» [5, стр. 145-159]. Как учитель иностранного языка, я в своей практике нередко использую так называемый «код идентификации» родного и изучаемого языка. Особенно родной язык помогает обогащению словарного запаса  учащихся. Так «умӄы» легко переходит в «bear»,  «Атау» в «Bye», «Амон» в «Thank», «ыммэмы» в «mother», «атэ» в «father» и таких аналогичных примеров можно привести ещё. Этот прием способствует более быстрому запоминанию английских слов. И что немаловажно, одинаково хорошее знание и родного, и других языков позволяет жить более богатой духовной жизнью.

Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств,  дома со своими детьми  нужно не стесняться говорить на родном языке.  Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что их речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Очень часто стремление оградить свое чадо от возможных отрицательных реакций окружающих по его адресу превратно трактуется ребенком: родной превращается для него в тайный, нежелательный язык. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей.

Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В чукотском языке заключены мудрость древнего народа, его богатейший жизненный опыт, его история, которые  питают умы потомков. Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.

В заключение хочется отметить, мы должны уметь, а если понадобиться, научиться внушить необходимость знания родного языка нашим детям, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня. Только мы сами должны приложить все усилия для возрождения языка.  Язык- это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!

Литература:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., «Сов. энциклопедия», 1966.
  2. Бурыкин А.А. Русско-чукотско-английский словарь: Пособие для учащихся 5-9 кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
  3. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей. Всероссийская перепись населения 2010.
  4. Владение языками населением коренных малочисленных народов Российской Федерации. Всероссийская перепись населения 2010.
  5. Ушинский К.Д. Родное слово. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т.1.
  6. http://www.2mm.ru/razvitie/382
  7. http://www.about-russian-language.com/2languagesprint.html
  8. http://oshad.ru/gaziy-chemso-nepristoyno-ne-znat-rodnoy-yazyik/

Заявка

на участие в заочной научно-практической конференции

«Этносы Чукотки: история и современность»

                                                                              Регистрационный номер_________

                                                                              Дата регистрации заявки_________

Ф.И.О. автора статьи

Боргоякова Дина Станиславовна

Должность, место работы  

учитель английского языка,

МБОУ «Ш-ИСОО с. Уэлен»

Ученая степень, звание

Не имею

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования села Уэлен»

Направление

Статус родного языка в современной семье

Название статьи

Роль семьи в сохранении родного языка

Контактные телефоны

Раб. - 84273695448

Моб. - 89644810895

Адрес электронной почты

dina-borgoyakova@mail.ru

Разрешение на публикацию статьи и персональных данных (ФИО, должность, место работы), указанных в заявке, в сетевом издании ГАУ ДПО ЧИРОиПК  (www.chiroipk.ru)

да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....