Конкурс «Сказкотерапия» — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ»
статья

Корякова Илона Анатольевна

Публикация в издании "Солнечный свет", февраль 2022 год. В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми в рамках раннего музыкального воспитания детей. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoterapiya.docx21.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ» — СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ»

Корякова И.А.1 

1Корякова Илона Анатольевна – музыкальный руководитель,

МБДОУ «Рябинка» город Черногорск

Аннотация:  в статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми в рамках раннего музыкального воспитания детей. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения. 

Ключевые слова:  сказкотерапия

      С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкойСказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания. 

      Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду,. Музыка – источник особой детской радости, и применение в непосредственной образовательной деятельности различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи:

- развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности;

- развивать познавательный интерес;

- развивать речь, обогащать активный словарь;

- обогащать положительный эмоциональный опыт.

Сказка, иллюстрируемая музыкой –прием используемый мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое иллюстрирует рассказсказку. Это помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы музыка, сопровождающая сказку, была несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.

Как еще можно применить сказкотепарию? Разучиваем короткие этюды сказочного содержания, играем в подвижные игры с участием сказочных героев ,инсценируем сказки в кукольном театре.  Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

После прослушивания музыкального произведения придумываем сказки вместе с детьми, используя методику "Чем закончится история", методику коллективного творчества. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться.

Комбинируя эти различные приемы сказкотерапии в своей работе, я не только пробуждаю интерес к музыке, но и помогаю ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ведь сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное.

Активно включая сказки в занятия с детьми, я развиваю фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учу малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы. Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

 Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда, в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки. Когда я поставила перед собой задачу повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.  Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет мне сделать выводы о благоприятном влиянии использования технологии «Сказкотерапия» на процесс музыкального воспитания.

Я хочу вам представить сказку собственного сочинения.

       В красивом сказочном лесу, на волшебной березе жила-была семья радужных  капелек .Вдруг подул сильный ветер и все капельки стремительно полетели вниз на землю а одна самая маленькая капелька упала в реку и понеслась по течению на березовом листочке. Капелька дрожала от страха, ведь она осталась одна без своих родителей, много разных препятствий было у нее на пути. В друг выглянуло солнышко и стих ветери капельку прибило к берегу. Неподалеку от реки отдыхала семья и дети побежали на речку запускать кораблики и только маленькая девочка Света играя с ведерком набрала воды куда и попала наша радужная капелька, вода в ее ведерке переливалась всеми цветами радуги. Девочка понесла ведерко на полянку и оставила на солнышке. Капелька слышала как дети играли и пели песни со своими родителями им было очень весело, но капельке почему то становилось грустно, она вспомнила свою семью . Солнце грело все сильней и сильней и вода в ведерке стала испаряться и подниматься на небо, так капелька превратилась в тучку. Вдруг поднялся сильный ветер, загремел гром и пошел дождь, и наша капелька вернулась к своим родителям. Она смотрела сверху на играющих детей и радовалась, что оказалась дома со своей семьей.  

Список используемой литературы:

  1. А.Ю. Капская, Т.Л.Мирончик «Развивающая сказкотерапия для детей» Речь, С-Пб, 2008 г.
  2. Н.М. Сертакова «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство-пресс, С-Пб, 2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения"

Обзор программ и технологий, используемых музыкальными руководителями в ДОУ....

Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

Программа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.

Применение  здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального  воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребё...

Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлен...

Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Здоровьесберегающие технолгии в ДОУ :дыхательная гимнастика;артикуляционная гимнастика;речь с движением или игры со словом...

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя».

В данном проекте говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области...

« Использование инновационные технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.»

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...