Справка "Психологический портрет учителя"
материал

Результаты тестирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выписка  

из аналитической  справки 

  по результатам  исследования эффективности педагогической деятельности

педагогических работников

   в 2021-2022 учебном году

Профиль:  Карташева О.А., учитель истории и обществознания  

Для планирования работы по развитию педагогического коллектива и определения приоритетных направлений, форм и методов методической работы  в 2022-2023 учебном году, в рамках внутришкольного контроля  было проведено тестирование педагогических работников.

Дата проведения: 16 мая 2022 г.                                              

Место проведения: МБОУ «Разъезженская СШ»

Объект исследования:  педагогическая деятельность учителя.

Предмет исследования: эффективность профессиональной деятельности учителя.

Фокус-группа: учителя МБОУ «Разъезженская СШ».

 Цель исследования: выявить психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег.

Метод исследования: методика «Психологический портрет учителя» (авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)[1].

Результаты  тестирования

Карташевой О.А., учителя истории и обществознания

Параметр

Полученные результаты

1

Приоритетные ценности

Результаты теста говорят о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика

2

Психоэмоциональное состояние

По результатам теста, наблюдается благополучное психоэмоциональное состояние, которое определят эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе

3

Самооценка

Полученные результаты говорят о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителю легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая в контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким 4учителям становится возможным личностное развитие школьников

4

Стиль преподавания

Варианты ответов говорят о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог дает возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

5

Уровень субъективного контроля

 Полученные результаты  говорят о высоком уровне субъективного контроля. Учитель принимают на себя ответственность за все, что происходит в  его жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Не склонна подчиняться влиянию других людей, обладает высокой поисковой активностью и уверенностью в себе

Заместитель директора по УВР                                  Степанова О.С.

02.03.2023


[1]  Приложение 1



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Методика «Психологический портрет учителя»

(авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)

                В основу методики «Психологический портрет учителя»  легли представления авторов  о хорошем учителе подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями эффективности педагогической деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.

        Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующее:

  1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
  2. Благополучно психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
  3. Позитивное самовосприятие.
  4. Личностно ориентированное обучение, гибкость, спонтанность поведения.
  5. Ответственность.

Теоретической основой методики являются учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды В.А. Сухомлинского, духовно ориентированная психология Т.А. Флоренской, «Я-концепция» Р. Бернса, подходы У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Гордона.

Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, и принять решение – «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика может стать началом работы учителя над собой. Продолжением может быть участие педагога в тренингах профессионального и личностного роста.

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберете тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей  клетке.

Вопросы

1. В воспитании детей важней всего

а) окружить ребенка теплотой и заботой;

б) заложить уважительное отношение к старшим;

в) выработать у ребенка определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок

а) да;

б) нет;

в) в зависимости от ситуации или настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

а) интерес;

б) смущение;

в) раздражение.

4. если класс не приведен в порядок,

а) моя реакция зависит от ситуации;

б) я не обращаю на это внимание;

в) я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

а) часто;

б) в зависимости от ситуации;

в) редко.

6. Для меня важнее

а) отношение с учениками;

б) отношение с коллегами;

в) затрудняюсь ответить.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть

а) часто;

б) иногда;

в) никогда не вызывают.

8. Присутствие на уроке посторонних

а) воодушевляет меня;

б) никак не отражается на моей работе;

в) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

а) в зависимости от ситуации;

б) нет;

в) да.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться

а) с учениками;

б) с коллегами;

в) лучше побыть в одиночестве.

12 Я  почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

а) да;

б) не всегда

в) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

а) да;

б) нет

в) не уверен

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

а) предлагает простор для творчества

б) не вмешивается в мою работу

в) дает четкие указания

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

а) чаще всего

б) иногда

      в) я почти всегда сомневаюсь

      16. Случайные встречи с учениками за пределами школы

а) доставляют мне удовольствие

б) вызывают у меня чувство неловкости

      в) не вызывают у меня особых эмоции

      17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной

      а) часто

б) редко

      в) никогда

      18. Замечаю со стороны коллег со стороны администрации  

      а) меня мало волнуют

б) иногда задевают меня

      в) часто задевают меня

      19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

а) в зависимости от ситуации

б) предпочитаю импровизацию

      в) всегда

       20. Мои успехи обычно признаются другими людьми

а) да

б) не всегда

      в) редко

      21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

 а) я согласен

б) не согласен

      в) что-то в этом есть

      22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег

а) да

б) иногда

      в) нет

     23. Мыслью о предстоящей встрече с учениками и коллегами

а) доставляют мне удовольствие

б) особых эмоций не вызывает

      в) мне в тягость

     24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

а) предпочитаю выяснить отношение

б) игнорирую этот факт

      в) я плачу ему той же монетой

    25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит

а) почти все

б) кое-что

      в) ничего не зависит

26. В работе для меня важнее всего

а) привязанность учеников

б) признание коллег

      в) чувство собственной необходимости

     27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

а) часто

б) иногда

      в) не зависит

      28. В дружелюбном отношении со стороны коллег

а) я не сомневаюсь

б) уверенности нет

      в) затрудняюсь ответить

      29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

а) я пытаюсь понять его точку зрения

б) я перевожу разговор на другую тему

      в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

      30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека

а) да

б) в зависимости от ситуации

      в) вряд ли

      31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика

а) я тут же заступаюсь за него

б) один на один сделаю замечание коллеге

      в) сочту некорректным вмешиваться

     32. Работа дается мне ценой большого напряжения

а) обычно

б) иногда

      в) редко

      33. У меня нет сомнений в своем профессионализме

а) безусловно

б) есть сомнения

      в) не приходилось задумываться

      34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего

 а) возможность работать творчески

б) отсутствие конфликтов

      в) трудовая дисциплина

      35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»

 а) нет

б) не всегда

      в) да

      36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»

 а) согласен полностью

б) не согласен

      в) что-то в этом есть

     37. Мысли о работе мешают мне уснуть

 а) часто

б) редко

      в) никогда не мешают

     38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам

 а) часто

б) иногда

      в) предпочитаю слушать других

      39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

 а) нет, это недопустимо

б) затрудняюсь ответить

      в) если ученик этого заслуживает

      40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом

 а) да

б) в некоторых случаях

      в) нет

      41. Во время каникул я испытываю потребности в общении с учениками

 а) да

б) нет

      в) иногда

      42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями

 а) редко

б) когда как получается

      в) всегда

      43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных

 а) да

б) иногда

      в) нет

      44. Не предвиденные ситуации на уроках

 а) можно эффектно использовать

б) лучше игнорировать

      в) только мешает учебному процессу

      45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине

 а) да

б) не всегда

      в) нет

      46. В конфликте между коллегами – учителей и учеников я «в душе» встаю на сторону

а) ученика

б) учителя

      в) сохраняю нейтралитет

      47. В начале или в конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем

 а) как правило

б) иногда

      в) проблем со здоровьем нет

     48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

 а) да

б) не все

      в) не знаю

      49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными

 а) нет

б) когда как

в) да

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств

 а) чаще всего

б) когда как

      в) не согласен

     

Вопросы данной методики составлены таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.

      I

II

III

IV

V

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии».  Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы.  Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой помогает оценить наличие различных моделей профессионального поведения и выбрать оптимальную для конкретной ситуации.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И КОМЕНТАРИИ

  1. Приоритетные ценности

Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он знает свое предмет и владеет методикой преподавания.

  1.  Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
  2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется  низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ребенка. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
  3. Преобладание третьего варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личными особенностями, так и неблагоприятным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.
  1. Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

  1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.
  2. Преобладание второго варианта или присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность  психоэмоционального  состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.
  3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определят эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким-то причинам скрывает свое истинное состояние.
  1. Самооценка

Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой.

3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая в контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.

3.2.  Преобладание второго варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремиться повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.

IV. Стиль преподавания

На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.

4.1. Преобладание первого варианта в ответах говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог дает  возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

V. Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.

  1. Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств).  Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при  посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
  2. Наличие в примерно равной степени всех трех вариантов ответов или преобладание второго варианта говорит о средней степени сформированности субъективного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.
  3. Преобладание третьего варианта в ответах говорит о низком уровне субъективного контроля. Люди с таким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Творческий портрет учителя"

Методическая гостиная  учителей изобразительного искусства,  музыки и мировой художественной культуры города Балаково и Балаковского  района в рамках Года российской космонавтики....

«Психологический портрет учителя профессионала».

В любой  школе есть учителя, способные   к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам  пр...

ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)

Опросник «Психологический портрет учителя/родителя» позволяет увидеть приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/воспитания, уровень субъективного контроля учи...

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.

В данной статье  перечислены умения, которыми должен владеть учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Материал можно использовать на М...

Психологический портрет учителя XXI века

Сочинение-эссе на тему "Психологический портрет учителя XXI века...

Портрет учителя иностранного языка в рамках профессионального стандарта

презентация выступаления на шкльном педогогическом совете по теме "Профессиональный стандарт"...