Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.
методическая разработка
К сожалению, сказки не в полной мере используются и в семье, и в системе дошкольного воспитания. В дошкольных учреждениях сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Ликвидировать этот пробел и по- новому подойти к работе со сказочным материалом поможет специальная методика, разработанная педагогом, автором многих книг и пособий по дошкольной педагогике и психологии Ларисой Борисовной Фесюковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fesyukova.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А. С. Пушкин.
Сказка, уходящая корнями в культуру, язык народа, представляет большой интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности.
Что же такое сказка?
Одни определяют сказку, как одно из первых литературных произведений, которое ребенок слышит в раннем детстве и с его помощью познает мир. Другие видят в сказке возможность развития души ребенка, слова сказки метки, звучны, благодаря этому и образы, и картины рисуются зримо, словно живые. Поэтому-то сказка будит фантазию, развивает воображение, впечатляет, притягивает, сближает взрослых и детей. Третьи назовут сказку мечтой о прекрасном. Она дает людям ощущение радости, надежды на чудо, веры в торжество добра, силы жить и творить, преображаться самим и преображать мир вокруг.
И, наверное, многие согласятся, что сказка – это серьезно! В сказке в зашифрованной форме передан жизненный опыт предшествующих поколений, сильно выражены духовный аспект, нравственные ориентиры.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Трудно представить себе дошкольное детство без сказок.
К сожалению, сказки не в полной мере используются и в семье, и в системе дошкольного воспитания. Не всем детям, к сожалению, родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. В дошкольных учреждениях сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Ликвидировать этот пробел и по- новому подойти к работе со сказочным материалом поможет специальная методика, разработанная педагогом, автором многих книг и пособий по дошкольной педагогике и психологии Ларисой Борисовной Фесюковой.
Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.).
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Методика Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной универсальной схеме. Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно. Их может быть меньше, может быть и больше.
Причем, несомненно, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть взрослые могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка и конкретной возрастной группы детей.
Не обязательно каждую сказку втискивать в указанные семь разделов. Вполне возможно, что в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, пользуясь данной методикой, уметь перестраиваться, творчески перерабатывая сказку, на любое другое важное направление. Таким образом, данная схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы со сказкой.
Рассмотрим все разделы универсальной схемы Л. Б. Фесюковой с примерами.
- Нравственный урок.
Существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Главная задача взрослого – выявить вместе с детьми этот « намек», не всегда напрямую сформулированный, прояснить его суть, дать себе урок: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Пример 1.
Главный смысл сказки «Кот в сапогах» удачно передает пословица «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания, так как он ведет себя некрасиво, ради достижения своей цели легко обманывает ни в чем не повинных людей.
2.Воспитание добрых чувств.
Доброта стала наиболее дефицитным явлением в современном мире. Следовательно, эта проблема очень важная, и нужно использовать все возможности сказки для воспитания добрых чувств у маленьких слушателей.
Нужно отметить, что в каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на отзывчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в выражении чувств через мимику, движения.
К примеру:
- «Докажи, что Аленка лучше всех»;
- «Кого тебе жалко в этой сказке»;
- «Как бы ты поступил на месте…»;
- «Как движениями похвалить петушка».
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
- Речевая зарядка.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих задач не менее важно сделать нашу речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - «Речевая зарядка».
Какие методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи?
- Умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.
- Достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.
Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
3. Нужно использовать возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом.
Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. Любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).
- Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.
- Введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа.
На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а …, Не Иван-царевич, а…
- Использование приема «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Детям можно предложить игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»
- Воспитание чуткости к слову.
Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.
- Сказка должна способствовать и общению.
Для этого предлагается использовать игра-задание «Интервью».
- «Развитие мышления и воображения».
Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Развитию мышления и воображения детей способствуют методы и приемы ТРИЗ-технологии.
Методы: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод обоснования новых идей «Золотая рыбка», метод аналогий, типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Приемы: постановка проблемного вопроса, игры «Хорошо – плохо», «Вред – польза» и др.
Пример 1. Метод аналогий.
Он помогает формировать ассоциативное мышление.
После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка - Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.
Пример 2. «Постановка проблемного вопроса».
Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).
К примеру: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему.
Кроме методов и приемов ТРИЗ - технологии для развития мышления и воображения детей можно успешно использовать и другие задания.
- Придумывание паролей. Для чего это нужно?
В сказках нередко присутствует элемент похищения, да и в жизни, к сожалению, эта проблема существует. Раз проблема существует, ее надо решать. Поэтому нужно приобщать детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи.
- «Волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
- Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом (нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание). В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.
- Метод шифров.
Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному: - перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»); - изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»); - зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты; - зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
5.Сказка и математика.
Для успешного формирования у дошкольников элементарных математических представлений математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). Но надо иметь в виду, что по методике Фесюковой речь идет не о стандартных математических вопросах и заданиях (счет, решение обычных задач), а о необычных математических заданиях, требующих от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространенный из них «Чем похожи, чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует («Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»).
Также полезно учить с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. К примеру, модель, состоящая из одного большого и семи маленьких треугольников, напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка». Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию.
Значительное место в этой рубрике отводится преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.
Также важно развивать у дошкольников способность воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д. ( Сколько весит булава? За какое время пробежит лиса 10 метров? 12 суток летела булава - это сколько дней? Сколько иголок у ежика? - как можно ответить на эти вопросы?)
6.Сказка и экология.
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии.
Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: А если бы не наступила весна? А если бы пропал ветер? А если бы погасло солнце? и т.д. Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми.
Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко ¦ использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим 'детей с природой во всем ее многообразии.
7. «Сказка развивает руки».
Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
Приемы, наиболее часто повторяемые:
- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками; - рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
- коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.
Почему еще мы уделяем особое внимание работе со сказкой?
Дело в том, что наш «Кугесьский детский сад «Ягодка» с 2014 года включен в республиканскую экспериментальную площадку по внедрению программы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Социокультурные истоки». В учебно-методический комплект входит комплект книг для развития детей 3-8 лет. Центральное место в книгах для развития занимают русские народные сказки, былины, фрагменты произведений русской классической литературы, через которые происходит формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей и их родителей.
К примеру, в книгу развития детей 5-6 лет включены: былины про русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, русские народные сказки «Зимовье зверей», «Сивка- Бурка», «Никита Кожемяка», «Белая Уточка», «Пастушья дудочка». А в книге развития детей 6-8 лет дети и их родители могут знакомиться со следующими сказками: «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Перышко Финиста Ясна-сокола», «Морозко», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и др.
Рассмотрим методику использования универсальной схемы Фесюковой на примере русской народной сказки «Гуси - лебеди»
Нравственный урок Как аукнется, так и откликнется. | |
Воспитание добрых чувств Мне почему - то больше всего в сказке нравятся речка, яблонька и печка. Почему же? А кому сопереживаете вы? | Сказка и математика Придумаем считалку с героями сказки. |
Речевая зарядка
| Сказка и экология Чем похожи и чем отличаются: - лесные и садовые яблочки; - ржаные и пшеничные пироги ? |
Развитие мышления и воображения
«Гуси - лебеди невидимки»; «Печка, яблонька и речка стали великанами»; «Дело было зимой»; «Как бы я спасла братца». | Сказка развивает руки Методом пальчиковой живописи изобразите стаю лебедей уносящую мальчика. Сделаем книжку картинку об этом. |
Вывод.
Сказка – эффективное средство развития детей, активного воспитания добрых чувств. Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б.Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения
Мной представлена система нестандартных уроков по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина», автор К.Симонов» и...
Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения
В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....
Методы и приемы работы с проблемными заданиями
Методический практикум содержит примеры работы по технологии проблемного обучения. Содержит варианты работы над проблемными заданиями....
Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы
На сегодняшний день остается актуальной проблема поиска классными руководителями воспитательных форм, приемов и методов работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Тесное взаи...
Методы и приемы работы над бытовым речевым материалом
Что же такое бытовой речевой материал?-это тот минимум, который необходим для общения в быту, в жизни (в школе, дома),-это те слова, которые мы используем каждый день для осуществления взаимодействия ...
Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
Статья " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...
Нестандартные формы и приемы работы: дифференцированный и индивидуальный подход в обучении английскому языку в среднем звене через проектную деятельность
Использование проектной технологии в обучении иностранному языку...