Методы и приемы работы с проблемными заданиями
методическая разработка по истории на тему

Методический практикум содержит примеры работы по технологии проблемного обучения. Содержит варианты работы над проблемными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon praktikum_problemnye_zadachi.zip17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроке истории.

Методы и приемы работы с проблемными заданиями.                                   Практикум.

                                                               Учитель: Суханова Н.Н.

Методика проблемного обучения расширяет представления учащихся об историческом процессе, способствует развитию навыков сравнительного анализа, формирует умения находить особенности и противоречия в историческом процессе, отдельных событиях и явлениях.

1.Решение отдельных проблемных задач использую на уроках истории в 5 классе. При изучении темы «Зарождение демократии в Афинах», решаем на уроке вопрос: «Почему Солон, прекративший смуты в Афинском государстве, оказался в изгнании»?

Отвечаем на вопрос с помощью небольшой ролевой игры. Один учащийся от имени бывшего раба-должника высказывает недовольство тем, что получил свободу, но земли для безбедной жизни все равно мало. Другой ученик от имени афинского аристократа говорит о том, что вместе с ним, знатным человеком, в Народном Собрании участвуют и простолюдины. Третий ученик от имени землевладельца возмущен, что лишился стольких бесплатных рабочих рук после отмены долгового рабства.

Делаем вывод, что Солон так и не смог окончательно примирить афинское общество, не смог угодить никому. В этом случае решение задачи совмещено с повторением пройденного на уроке материала.

2.В ходе урока «Восстание Спартака» предлагаю ученикам обсудить вопрос: «Случайно или нет такое восстание? Почему подобных восстаний не было в Греции»?

В ходе комментированного чтения на уроке или при выполнении опережающего задания дома, работы с картой разбираем восстание по плану:

А) Причины восстания;

Б) Участники и ход восстания;

В) Причины поражения рабов и историческое значение.

Рассмотрев план, класс без особых затруднений придет к выводу, что крупного восстания рабов следовало ожидать, так как в Риме имелось огромное количество дешевых рабов и это было причиной особенно жестокого обращения с ними. Это главное отличие от положения греческих рабов.

В другом случае предлагаю решить эту задачу на следующем уроке при проверке домашнего задания.

3.На уроках истории средних веков в 6 классе так же использую работу с проблемными вопросами на отдельных этапах урока. Задача: «Выделить все недостатки и достоинства системы натурального хозяйства». Обычно недостатки учащиеся называют сразу: хозяйственная изоляция поместья, медленное развитие торговли итд. Чтобы ответить на вторую часть вопроса, обращаемся к карте. Ученики увидят, что городов мало, они удалены друг от друга, плотность населения небольшая. Следовательно, натуральное хозяйство- единственно возможный способ хозяйствования в раннее средневековье.

Вопрос разбираю на обобщающем уроке в сильном классе.

4. На уроках отечественной истории в 7 классе возможна работа над проблемной задачей уже в ходе целого урока. При изучении темы «Экономическое развитие Российской империи во 2-й половине XVIII века работаем с вопросом: «В чем заключались основные проблемы развития экономики Российской империи во 2-й половине XVIII века»?

Работа над задачей строится на объяснении учителя и работе с учебником. Выявляем факты появления элементов рыночного капиталистического уклада: рост числа мануфактур, наемных работников, отходничество, «капиталистые» крестьяне, рост ярмарок и рынков. Делаем вывод, что эти прогрессивные явления «растворялись» в феодально-крепостнической системе: рост барщины и оброка, невыгодность применения техники и.т.д.

При изучении темы «Внутренняя политика Екатерины II» в задачу вносится дополнение о том, что усиление крепостного права и позиций дворянства в еще большей степени способствовали сохранению феодально-крепостнических порядков.

5. В курсе отечественной истории в 10 классе основное внимание уделяю на развитие самостоятельного умения учащихся анализировать исторические события и явления.

 При изучении темы о реформах Петра 1 на обобщающем уроке ставлю цель не только повторить пройденный материал, но и показать противоречивый характер петровской эпохи. На основе уже изученного материала составляется таблица.

Области реформирования

Противоречия

Военная сфера

Реформы насущно необходимы, но на их проведение мобилизованы ВСЕ силы государства, что привело к росту налогов, постоянным войнам.

Экономика

Увеличение количества мануфактур в 30 раз, НО государственный сектор промышленности, обеспечивая сбыт, «страхуя» от разорения, был препятствием к рыночной конкуренции. Принудительный труд- это путь к технической отсталости.

Налогообложение

Введение «подушной подати», ревизий, косвенных налогов увеличили поступления в бюджет, НО это привело к восстаниям.

Сословная политика

Упрощено продвижение по государственной службе, введен принцип выслуги, НО только при условии полного подчинения интересов личности государству.

Культура и быт

Европеизация коснулась только дворянства, насильственная европеизация, еще большее обособление различных слоев общества.

При работе над подобными проблемными заданиями учащиеся приходят к осознанию неоднозначности исторического процесса, необходимости разносторонней оценки исторических событий, деятелей.

6.На уроках в 11 классе проблемные задачи эффективны при изучении тем, связанных со спорными вопросами отечественной истории. Особенно такой вариант работы подходит для профильных классов и групп. Например, завершая работу над блоком «Гражданская война и политика «военного коммунизма», рассматриваю проблемную задачу: «Насколько «чрезвычайна» политика «военного коммунизма» с точки зрения марксистской теории и программы действий большевиков»?

В ходе рассуждения идет сопоставление марксистской теории и практики большевиков в годы гражданской войны. Краткие положения марксистской теории разъяснит учитель или заранее получивший задание ученик: термин «военный коммунизм» у Маркса отсутствовал, марксистская теория предполагала коммунизм возможным только «когда будет создана необходимая масса средств производства» (К. Маркс). Учащиеся дают оценку внутриполитической ситуации в России: гражданская война, разруха, неконтролируемая инфляция, единственный выход правительство большевиков видит в свертывании товарно-денежных отношений, полной ликвидации в кратчайший срок частной собственности. Большевики усматривали в этих мерах вариант достижения коммунистических идеалов.

На основе анализа данного материала делаем выводы:

-мероприятия «военного коммунизма» не вполне чрезвычайны;

-гражданская война их только ужесточила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы

На сегодняшний день остается актуальной проблема поиска классными руководителями воспитательных форм, приемов и методов работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Тесное взаи...

Методы и приемы работы над бытовым речевым материалом

Что же такое бытовой речевой материал?-это тот минимум, который необходим для общения в быту, в жизни (в школе, дома),-это те слова, которые мы используем каждый день для осуществления взаимодействия ...

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах....

Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии

В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии....