Методы и приемы работы над бытовым речевым материалом
статья по теме

Биндер Татьяна Анатольевна

Что же такое бытовой речевой материал?

-это тот минимум, который необходим для общения в быту, в жизни (в школе, дома),

-это те слова, которые мы используем каждый день для осуществления взаимодействия друг с другом (просьбы, выяснение обстоятельств, просто разговор).

                    Применительно к ученикам это могут быть следующие виды взаимодействий:

                   Педагог-ученик (организационные вопросы, моменты).

                   Родитель-ученик,

                   Ученик-ученик.

                    По мере взросления ребенка круг его взаимодействий, естественно, будет расширяться, школа должна подготовить его к общению с различными людьми в различных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_raboty_nad_bytovym_rechevym_materialom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 К педсовету

по теме:

«Методы и приемы работы над бытовым речевым материалом»

от .11.2013

Сегодня в который раз приходится останавливаться на вопросе работы над бытовым речевым материалом.

        Напомню структуру дефекта детей с нарушениями слуха:

-первичный дефект-снижение слуха,

-приводит к недоразвитию речи,

-страдает мышление, познавательные процессы,

-мы наблюдаем общее недоразвитие личности.

 В этой цепочке причин и следствий первое, что поддается педагогической коррекции- недоразвитие речи.

Но овладеть речью можно только, если постоянно ею пользоваться, если будет речевая практика. Отсюда вытекают и основные принципы в работе с глухими и слабослышащими детьми:

  1. Коммуникативный  метод (овладение речью в процессе общения и деятельности).
  2. Комплексный (всегда, везде и всеми), Т.е. 24 ч в сутки, всеми педагогами, работающим с ребенком. (9-10 часов в неделю русского языка и 3 часа слуховой работы недостаточно, чтобы начать говорить на каком-либо языке).

Итак, что же такое бытовой словарь?

-это тот минимум, который необходим для общения в быту, в жизни (в школе, дома),

-это те слова, которые мы используем каждый день для осуществления взаимодействия друг с другом (просьбы, выяснение обстоятельств, просто разговор).

                Применительно к ученикам это могут быть следующие виды взаимодействий:

Педагог-ученик (организационные вопросы, моменты).

Родитель-ученик,

Ученик-ученик.

                По мере взросления ребенка круг его взаимодействий, естественно, будет расширяться, школа должна подготовить его к общению с различными людьми: в магазине, в аптеке, у врача, в различных учреждениях.

                

Т.е. в идеале разговаривать с ребенком нужно все время, работа над бытовым речевым материалом подразумевает постоянное общение с ребенком, а не заучивание листочка с вопросами-ответами в классе и махание руками вне класса.

То, что выучили- закрепите на месте, убедите ученика в нужности этого вопроса, дайте почувствовать себя говорящим. Поверьте, им нравиться общаться устной речью, ощущать себя немного приближенными к миру слышащих.

                Конечно, глухой ребенок, полностью не владеющий речью не начнет сразу говорить, не может сразу усвоить весь объем бытового словаря (хотя этот объем минимален 1000-2000 слов- вспомните иностранные разговорники ). Поэтому воспитателям было предложено планировать речевой материал по годам, по четвертям постепенно наращивая, накапливая его, расширяя тематику разговора с учетом индивидуальных возможностей учеников.

                Сначала, первые годы, это отдельные слова, названия предметов, действий, качеств.

                Затем простейшие фразы: поручения, рассказ о проделанном, ответы на вопросы. Подразумевается, что, по мере усвоения, фразы должны усложняться, распространяться, охватывать все больше тем.

                ТЕМАТИКА может быть такая: разговор в спальне, в столовой, выполнение гигиенических процедур, подготовка к занятиям, игры во дворе, сезонные изменения в природе, рассказ о себе, о своей семье, о своем отдыхе, о событиях на выходных, на каникулах, сообщение о своем самочувствии (болит, устал, замерз,голоден), о своих предпочтениях (хочу-не хочу, нравиться-не нравиться), о своих возможностях (умею-не умею), о своих эмоциях (рад, скучно, грустно, волнуюсь), о своих увлечениях, достижениях, о занятиях в кружках, о своих планах на будущее, различные вежливые формы обращения (межличностные, официальные)

                ВОПРОС ВОСПИТАТЕЛЕЙ: много учить, когда учить?

Вы учите новые фразы, а старые, которые уже выучили, сдали, систематически закрепляете, повторяете. Т.Е., те фразы, которые отражены в

планах воспитателей средних и старших классов при проведении режимных моментов подлежали усвоению в младших классах и были более или менее успешно сданы в 3-4 классах. (Пусть не все были отражены в контрольных фразах, но выборочно они присутствовали). Предложение воспитателей вернуться к этому материалу говорит о том, что в свое время этот материал не был усвоен как следует, либо его сдали и благополучно забыли. Значит, задача воспитателей вспомнить этот материал.

                        

                Так же, не секрет, что контингент учащихся в нашей школе изменяется в сторону увеличения глухих учащихся и учащихся, имеющих сложную структуру дефекта. Для них некоторые фразы (старших и средних классов) не являются актуальными и доступными для усвоения. Еще раз рекомендую перед планированием бытового речевого материала на четверть пересмотреть его с учетом возможностей и жизненных потребностей учащихся.

        

Остановимся более подробно на конкретных приёмах изучения новых слов.

  1. Ознакомительный этап.

-знакомство с новым понятием (картинка, предмет, жест, словообразование),

-предъявление таблички,

-устно-дактильное сопряженное проговаривание с педагогом.

  1. Изучение слова (механическое запоминание). Требует от педагога умения переломить нежелание ученика многократно повторять, умения потребовать правильного называния слова.

-подкладывание табличек (и наоборот),

-прочтение таблички с дактилированием, слитным (послоговым проговариванием) 10-20 раз,

-самостоятельное устно-дактильное называние картинки (предмета) 10-20 раз,

На этом этапе педагог играет роль контролирующей «машины» за правильным дактилированием и произнесением.

-самостоятельная запись слова (печатание из разрезной кассы) без опоры на табличку.

  1. Закрепление.

-в различных местах предъявление картинки,

-в различное время (на другой день, через день) , отсроченная память.

-предъявление различных картинок, предметов (обобщающая функция слова),

-запись слова в словарик,

-картинный диктант,

-дача на домашнее закрепление.

Приёмы работы над поручениями:

1. Знакомство с понятием (показ действия, жеста)

-чтение устно-дактильное таблички с поручением,

-объяснение: это слово произносит педагог, а ученик выполняет действие,

-чтение устно-дактильное таблички с отчетом о выполненном действии,

-объяснение: это слово произносит ученик.

2. Повторение названий предметов, с которыми будет выполняться действие.

3. Составление поручений из различных табличек

4. Побуждение ученика к действию.

5. Побуждение ученика составить и прочитать отчет.

6. Тренировка ученика выполнять различные поручения:

-с опорой на таблички,

-считывая поручение с руки (устно-дактильно),

-считывая с губ (слухо-зрительно).

Говоря о приемах работы над вопросами, хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

  1. Должно присутствовать обязательное прочтение вопроса учеником с жестовым переводом для выяснения: понимает ли ученик смысл вопроса?
  2.  Прочтение ответа с жестовым переводом. Если ученик каких-либо слов не знает, их нужно объяснить и отдельно изучить по методике изложенной выше.
  3. Должна присутствовать тренировка ученика в восприятии вопросов только слухо-зрительно (без дактилологоии и без жестов), вначале небольшими дозами (по 2,3,4 вопроса)

По итогам посещения режимных моментов можно отметить следующее:

  1. Большинство глухих учащихся средних и старших классов не приучены оречевлять свои действия, просьбы воспитателей ответить на вопросы вызывали у них протест и нежелание говорить, произносить звуки.
  2. Большинство глухих учащихся не могли самостоятельно (без помощи педагога, без табличек) сформулировать ответы.
  3. Речь  учеников, отвечающих на вопросы была невнятной малоразборчивой,

Произносительные ошибки в спальне не исправлялись, в столовой –частично исправлялись.

Общий вывод следующий: налицо разрыв между теорией и практикой

В связи с этим рекомендую:

  1. На всех этапах пребывания учащихся в школе побуждать их к общению с помощью устной речи, проявляя требовательность и настойчивость.
  2. Продолжать накапливать и расширять бытовой словарь, подбирая его с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Методы и приемы работы с проблемными заданиями

Методический практикум содержит примеры работы по технологии проблемного обучения. Содержит варианты работы над проблемными заданиями....

Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы

На сегодняшний день остается актуальной проблема поиска классными руководителями воспитательных форм, приемов и методов работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Тесное взаи...

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах....

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....