Занятие с элементами тренинга "Волонтёрская деятельность и развитие личности учащегося"
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Коткова Елена Владимировна

Занятие с элементами тренинга "Волонтерская деятельность и развитие личности учащегося" позволит познакомить учащихся  с направлениями волонтерского движения, особенно с хорошо развитыми в регионе и по стране в целом. Основной акцент в  ходе занятия сделан на продвижение ценностей добровольческой деятельности, популяризацию ЗОЖ и безопасному поведению в социальных сетях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

 «Волонтёрская деятельность и развитие личности учащегося»

в рамках реализации проекта

«Школа активного гражданина»

Цель:

Содействие в формировании личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, через вовлечение учащихся в волонтерское движение, развитие социальной активности обучающихся.

Задачи:

• проведение волонтерами в средних образовательных учреждениях уроков добровольчества

• рассказать учащимся общеобразовательных организаций о направлениях добровольческого (волонтерского) движения в Российской Федерации, своего субъекта, населенного пункта (куда можно привлечь школьников), продемонстрировать видео-ролик о добровольчестве.

• Продвижение ценностей добровольческой деятельности;

• Развитие социальной активности среди детей;

• Содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

• Популяризация здорового образа жизни и здорового поведения в социальных сетях;

Ход  занятия

Добрый день! Я рада вас приветствовать! Меня зовут Коткова Е.В.. В нашем центре реализуется образовательный проект «Школа активного гражданина», в рамках которого,  проходит обучение членов волонтерских отрядов образовательных учреждений. Сегодня наша первая встреча и поговорим мы с вами о волонтерской деятельности,  и как она влияет на развитее личности.

- Почему вы хотите быть добровольцами (волонтёрами)? (подключайте звук, ответы учащихся)

Волонтёрство в России стало в последние годы увлекательной и по-своему даже престижной разновидностью социального служения, в которое вовлекаются люди самых разных возрастов и профессий. Достаточно вспомнить организацию и проведение с привлечением волонтёров таких масштабных мероприятий в нашей стране, как Олимпийские и Паралимпийские зимние  игры 2014 года в г. Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 г., Всемирную летнюю Универсиаду 2013 года в Казани.

И совсем недавняя ситуация с пандемией в 2020г., когда были закрыты многие предприятия и люди не выходили из дома. Наверное и в других городах, но в  Арзамасе, эту ситуацию я знаю точно, волонтеры оказали колоссальную помощь при раздаче продуктовых наборов для нуждающихся людей, многие с личным транспортом, только благодаря их помощи ситуация была решена быстро и четко.  

Делать добрые дела не только нужно, но и полезно, поскольку волонтёрство не только поднимает настроение и увеличивает количество новых друзей, но способствует личностному росту, приводит к раскрытию творческих способностей, повышает самооценку и улучшает самочувствие, помогает выбрать будущую профессию, реализовать свои идеи.

- Каким же образом добровольчество помогает личности развиваться? (ответы детей)

1) Во время занятия волонтёрством  совершенствуются коммуникативные навыки и навыки работы в команде.

2) Это возможность попробовать различные виды деятельности Вы приобретете новые навыки, которые помогут вам в других областях вашей жизни.

3) Добровольчество (волонтёрство) способствует выбору будущей профессии. Например, можно попробовать быть преподавателем, проводя добрые уроки, или журналистом, собирая материалы для новости о волонтёрском мероприятии. Попробовав себя в этой роли, вы можете уже исходя из собственного опыта, сделать вывод, подойдёт вам такая будущая профессия или нет.

4) Возможность получить дополнительное практико-ориентированное образование, узнаете, как взаимодействовать с людьми, имеющими инвалидность, как выходить из сложных ситуаций.

5) Возможность научиться планировать время, т.к. добровольчество (волонтёрство) – это дополнительная нагрузка помимо учёбы и личной жизни.

6) Во время волонтёрской деятельности можно пересмотреть взгляды на себя и окружающих, объективно оценить, что ты можешь и умеешь делать, а что нет. После этого принять решение о том, что именно нужно в себе развивать.

7) Это возможность расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми (в отдельных случаях, даже с теми, кого раньше видел только по телевизору!) и завести ещё друзей, которые разделяют ту же страсть и готовы отдать свое время делу. Есть возможность путешествовать (отправится в лагерь «Лазурный»)

8) Занимаясь добровольчеством (волонтёрством) можно научиться создавать и воплощать в жизнь собственные проекты  идеи.

9) Чувство благополучия. Отдавая время другим, вы будете лучше относиться к себе, к тем, кому служите, Вы приложите руку к тому, чтобы сделать свое сообщество лучше, уделив ему всего несколько часов своего времени.

10) У вас появится более сильное резюме. Не забудьте добавить  работу волонтера в свое резюме. Большинство потенциальных работодателей ценят людей, которые готовы посвятить свое личное время чему-то стоящему.

Волонтёр это кто?  Волонтёр — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Основные цели волонтерской деятельности

  1. Оказание безвозмездной адресной помощи людям, нуждающимся в ней.
  2. Добровольное участие в социально значимых мероприятиях.
  3. Развитие волонтерства как социально значимой инициативы.

- А сейчас подумайте и назовите мне  принципы деятельности волонтера, каковы они, по вашему мнению? (ответы детей)

  • Солидарность (деятельность волонтера направлена на достижение общих целей, а не противоречит им).
  • Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера).
  • Компетентность (волонтер осознает границы своего опыта и уровня подготовки).
  • Безвозмездность (труд не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера).
  • Ответственность (волонтер осознает последствия своих действий).
  • Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ). 

Вы как начинающие волонтёры должны научиться: презентовать себя,  делать публичные выступления, успешно взаимодействовать с незнакомыми людьми, справляться со стрессом, правильно планировать своё рабочее и свободное время и уметь расставлять жизненные приоритеты.

Давайте начнем работу над собой уже сегодня, согласны?

        Понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться очень сложно. Мы тратим время нашей жизни и много сил на работу или учебу, общение, увлечения. Кроме того, ещё у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Чтобы объективно понять, из чего на самом деле состоит ваша жизнь, и решить, что в ней нас устраивает, а что нет, – значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию. Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.

Упражнение «Карта моей жизни» (музыку включить)

           Инструкция: «Закройте глаза и представьте себе, что вся ваша жизнь на настоящий момент – это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представьте себе, что вы поднимаетесь над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Вы не можете разглядеть мелкие детали и подробности, но зато вам видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, вы пролетаете над районом «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе вашей жизни? Что он в себя включает? Где находится?

            А вот ещё один район – «Моя учеба». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нём примечательного? Рассмотрите подробно все, что вы видите, и отправляйтесь дальше – это часть города под названием «Отдых». 

            Где она расположена? Как велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр – посмотрите и запомните, из чего состоит данный район.

           Вы отправляетесь дальше, и видите часть города, которая символизирует ваше общение – «Друзья и знакомые». Исследуйте её как можно подробнее…

Осталось ли ещё что-то, что входит в черту вашего города? Как называются эти части? Какие они по размеру?

                А теперь обратите внимание, как соединены между собой районы – дороги, мосты, переходы?

               Что находится в центре города, а что на периферии?

                Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе?                Может быть, здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены?

Вы видите город своей жизни – он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у вас это зрелище? Прислушайтесь к себе.

Что бы  хотелось изменить в этом городе?

Что нового хотелось бы построить?

В какую сторону он будет развиваться? Поразмышляйте, пофантазируйте

Запомните все увиденное и возвращайтесь…»

Открывайте глаза, и  ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому? (ответ)

- Что меня устраивает и вызывает радость? (ответ)

- Что меня не устраивает и почему? (ответ)

- Что бы я изменил? (ответ)

- Какие пути изменений я вижу?  (ответ)

Это упражнение поможет тебе понять себя (причём объективно), чтобы в дальнейшем тебе было ясно, какие качества и способности у тебя есть, а каких недостаёт, что тебе присуще, что у тебя в достаточной степени развито, а что, в свою очередь, нуждается в доработке, коррекции.

Следующее, о чём нам с вами также важно поговорить, – это целеполагание, ведь, как известно, источником любого осознанного движения и развития является цель. Более того, для любого человека важно достижение поставленных целей.

В связи с этим приведу в пример одну притчу.

Притча «Путь к морю»

В одной бедной деревушке родился мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, монотонно, так же как и остальные обитатели этого поселения.

       Но в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один их жителей деревни ни разу не видел моря. А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, по которой он добрался до поселка, жители вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил, что мечтает найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше  ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все. Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей мечте. Юноша покинул поселок и отправился в путь. Он вернулся на развилку и пошел в другом направлении. Шел он долго, пока не дошёл до большого города, и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия. Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес, там деревенский домик и прекрасную женщину, которая предложила ему остаться.

Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, опять навестил сон о море. И он оставил всё и вернулся на развилку и пустился в путь, неизвестной ему тропой. Он шёл с трудом и стал опасаться,  что не дойдет.

          Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море. На исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, и большой город, и домик женщины, с которой провел много счастливых лет. А вдали на горизонте увидел... голубое, бескрайнее море.

           И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления подумал, что все дороги, по которым он шел, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.

            Итак, у каждого из нас есть цель. Но самое главное – нужно отдавать себе отчёт в реальности её достижения. Любому добровольцу важно строить свой жизненный путь, исходя из конструктивного формирования этой цели, или хотя бы быть ей верным. Именно правильная постановка цели начинает формировать жизненное предназначение человека.

Еще одна важная деталь – это Имидж волонтера

Имидж — это целенаправленно сформированный образ, многозначное послание, адресованное различным его потребителям. Имидж является наиболее эффективным способом предъявления себя обществу.

Имидж — это важная составляющая жизни человека. От умения представить себя с выгодной стороны порой зависит очень многое. Часто человек даже не задумывается об этом, однако все люди стремятся произвести благоприятное впечатление на окружающих. Все люди играют определенные социальные роли и стремятся взаимодействовать друг с другом наиболее эффективно. Имидж помогает нам в этом.

        Используя различные индивидуальные качества человека, создаются различные виды персонального имиджа. Например, чтобы вписаться в новый коллектив, человек создает себе репутацию «простого парня» или «души компании». Вспомните себя, оказавшись в новой кампании, а ведь волонтерство это всегда новая аудитория. Персональный имидж складывается из определенных характеристик, по которым строится желаемый образ человека. Они учитывают различные каналы восприятия информации, которые использует человек.

Характеристики персонального имиджа:

  • Габитарный (внешний вид человека): стиль одежды, прическа, макияж, маникюр, парфюм (чрезмерное употребление может вызвать у окружающих неприязнь к резким запахам или вовсе вызвать аллергический приступ), опрятность и ухоженность. Ухоженный, хорошо одетый человек подсознательно воспринимается как достойный доверия и внимания. Одежда на мероприятии, прежде всего, должна быть опрятной и подходить по тематике мероприятия. Если это спортивный марафон, не стоит надевать каблуки и юбку. Перед тем как идти на мероприятие уточните у организаторов необходимый стиль одежды. Не забывайте одеваться, соблюдая погодные условия. Если вы понимаете, что на улице зима, то стоит взять с собой варежки, а если собирается дождь-зонт. Помните, что на мероприятии вы являетесь его лицом, даже если вы не главный организатор.
  • Мимический: мимика, выражение глаз, улыбка, подвижность и артистичность лица. Умение выражать эмоции через мимику производит благоприятное впечатление на собеседника. Вашим выражением лица вы должны предрасполагать к общению и комфортной обстановке на мероприятии. Ни в коем случае, в какой либо экстренной ситуации, вы не должны показывать своим видом, что-то пошло не по плану. Это может навести еще большую панику и создать необратимые последствия.
  • Вербальный: Звучание голоса (тембр, интонация) голос не должен быть слишком громким и слишком тихим,  не должно быть агрессивного эмоционального окраса, (будьте милее к собеседнику, но не переусердствуйте! с инвалидами не надо как с детьми), Смысловое содержание речи, экспрессивность выражения речи, грамотность и доступность изложения. Человек, владеющий искусством коммуникации, способен оказывать влияние и заводить нужные знакомства. Мы волонтеры и наша задача расположить и помочь человеку.
  • Кинетический: движения человека, жесты, которые он использует, помните, что излишняя жестикуляция может в принципе отталкивать не только на мероприятии, но и в жизни,  походка, осанка. Тело человека через движения и позы транслирует внутреннее состояние. Знаете что такое закрытая поза? …так не нужно делать, учитесь контролировать свое тело- это важно.
  • Вещественный: имущество, вещи окружающие человека. Дом человека, машина, могут рассказать о человеке очень многое. Но эта характеристика раскрывается при близком знакомстве, ну или сейчас мы часто  общаемся по видеосвязи и здесь можно увидеть окружающую обстановку. Так что будьте внимательнее поддерживайте чистоту в помещении,  чтоб не испортить свой имидж.
  • Ментальный: убеждения, мировоззрение, мораль, принципы, стереотипы. Мировоззрение и убеждения человека делают его интересным для окружающих или, наоборот, неприятным.
  • Фоновый: то, что говорят о человеке знакомые, коллеги, СМИ. Репутация человека способна играть на руку человеку или против него. Поэтому имидж во многом работает на репутацию. А когда нужная репутация создана, то она работает на имидж.
  • Интернет: активность в соцсетях, что человек пишет, какие фотографии выкладывает. Интернет стал неотъемлемой составляющей жизни человека, поэтому он является отличным источником информации о человеке. (работодатель перед тем как принять человека на работу заглядывает на его страницы соц. сетях, не забывайте об этом)

Сейчас рассмотрим на примерах 3 страниц из соцсетей. Ваша задача, просмотрев все три страницы, выбрать ту, которая наиболее подходит для волонтера. Объясните почему…. (заполняйте)

Все поставили № правильной страниц?

 Давайте рассмотрим типичные ошибки

Нет ФИ, Нет фотографии (чтобы понять, чья это страница), Статус сомнительного характера

Нет ФИ, Нет фотографии (чтобы понять чья это страница),Статус сомнительного характера, Группы сомнительного характера

Здесь действительно отражена вся необходимая первоначальная информация, указаны ФИ, есть фотографии в профиле, а также нет никакого негативного или подозрительного контента.

 Волонтеру необходимо создавать свой образ правильно, чтобы люди ему доверяли, для эффективного взаимодействия  с окружающим миром.

Подведем итог сказанному. Ребята назовите мне функции имиджа, для чего он нужен, для чего упираться создавать его?....включаем звук высказываемся…

К функциям имиджа относят:

  • возможность продемонстрировать наилучшие качества, индивидуальность, морально-ценностные установки человека;
  • влияние имиджа на психологический комфорт человека (повышает уверенность в себе и своих возможностях, положительно сказывается на коммуникативных способностях человека);
  • возможность продемонстрировать деловые качества, профессиональную компетентность, взаимодействия с разными категориями людей (для эффективного фандрайзинга это очень важно);
  • возможность сгладить имеющиеся недостатки, переориентировав внимание на достоинства;
  • возможность привлечь внимание к своей персоне и произвести нужное впечатление.

Желаю вам, чтоб ваш имидж был безупречен!

Слушали вы о понятии Этический кодекс волонтера?

Каждый из вас должен его соблюдать. Давайте вспомним основные постулаты.

В первую очередь волонтер должен обладать Личной ответственностью
1. Профессиональная деятельность волонтера характеризуется его особой ответственностью перед людьми, нуждающимися в помощи, обществом и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов волонтерской деятельности и поведения.

2. Волонтер обязуется соблюдать установленные правила и быть дисциплинированным. Волонтер не может покидать мероприятие до его окончания без уважительных причин и уведомления руководителя (организатора)


3. Волонтер добросовестно делает все, от него зависящее, для оказания помощи в рамках своей компетенции. Информирует руководителя о возможностях по повышению эффективности волонтерской деятельности, вносит предложения.


4. Волонтер не может подвергать риску собственную жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих людей; наносить ущерб помещениям, оборудованию и другим материальным ценностям. Волонтер бережно относится к природе, к имуществу и материальным ценностям.


5. В случае ЧП (травма, заболевание, конфликтная ситуация, кража, другие негативные события и непредвиденные обстоятельства) волонтеры обязаны незамедлительно поставить в известность руководителя, в случае необходимости проинформировать медицинскую службу о происшествии и содействовать доставке пострадавших к месту оказания медицинской помощи или обеспечению доступа медицинских работников к пострадавшим.


6. Волонтеры должны соблюдать общественный порядок и правила техники безопасности. На протяжении всего мероприятия волонтеры обязаны подчиняться требованиям внутреннего распорядка и выполнять распоряжения руководителя мероприятия.


7.  В случае возникновения обстоятельств, по которым волонтер не может принять участие в мероприятии разово или в течение длительного периода, волонтер обязуется известить о них руководителя  в максимально быстрые сроки.

 Волонтер должен проявлять Уважение и непредвзятость
8.  Он с уважением относится к правам других людей, толерантен к их установкам, мнениям, моральные нормам (возраст, пол, национальность, вероисповедания, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство и т.д.)


9. Волонтер не осуществляет действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство людей.

Конфиденциальность
10. Любая информация, полученная волонтером в процессе его деятельности конфиденциальна,  и не подлежит намеренному или случайному разглашению.

Вежливость
11. Волонтер берет на себя обязательства: не употреблять ненормативную лексику, не проявлять словесную, физическую, поведенческую агрессию (исключения – угроза жизни, здоровью волонтера или другим лицам).


12. Волонтер обязуется не принимать участие в мероприятиях в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или в состоянии иного измененного сознания.


13. Волонтер обязуется проявлять вежливость, доброжелательность и корректность по отношению к другим волонтерам, участникам мероприятий и другим людям.

Компетентность
14. Волонтер обязуется повышать профессиональную квалификацию, проходить регулярное обучение, участвовать в собраниях и иных мероприятиях.


15. Волонтер должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Волонтер должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Соблюдайте правила при общении с людьми и воспитанниками детских учреждений:

 1. Старайтесь не делать необдуманных обещаний. Лучше пообещать мало, а сделать много, чем наоборот.

 2. Нужно уметь говорить «Нет». Дети отличные манипуляторы. Держите эмоциональную дистанцию, не давайте без крайней необходимости свой номер телефона или адрес.

3. Не вмешивайтесь в процесс воспитания, жизни детей в учреждениях.

4. Избегайте негативных эмоций, высказываний.

5. Не ждите благодарности от человека, которому Вы помогаете. Желание помочь – это Ваш личный выбор.

Соблюдение волонтером этических норм важная составляющая плодотворной работы в добровольческой деятельности.  

Сейчас нам понадобится лист бумаги,  карандаш и ластик. Попробуйте собрать все воедино, нарисуйте схематично паспорт волонтера (его образ) в центре кружок «В»-волонтер и дальше круг больше, потом еще больше и т.д. А внутри кругов напишите качества (характеристики), те, что наиболее важны ближе к центру, что не обязательны (желательны) периферийно (дальше от центра). У вас 5 мин. Затем покажите мне эти схемы.

 Зачитаете что на первом, втором, третьем месте…

Паспорт волонтера

1- Ответственность

2- Милосердие

3- Альтруизм

4- Любовь

5- Эмпатия

6- Готовность к добровольческой деятельности

7- Умение работать в команде

8- Активная жизненная позиция

9- Профессиональная компетенция

10-Неравнодушие

11- Навыки проектной деятельности

12- Лидерские способности

Занесите, пожалуйста, эти характеристики в гугл-форму в той последовательности как они указаны на вашей схеме (от наиболее важного к менее важному), не забудьте указать ваше имя и школу. (2 мин)

И завершая наше занятия, хочу пожелать вам  найти для себя наиболее интересный вид волонтерской деятельности, и развить  новые таланты и возможности.

Желаю вам «Служить другим, чтобы найти себя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Технологизация  учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...

Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Исследовательская деятельность как один из видов  педагогической технологии  в духовно-нравственном развитии личности учащихся...

Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

«Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития личности учащихся»

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: что необходимо сделать мне, как педагогу, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания?Какие эффективные формы, методы и технологии приведут к повы...