Доклад: "Работа с трудными детьми."
материал

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на педсовет

Тема:

«Работа с трудными детьми.»

                                                            Подготовила:  

                                      Архалькина И. П.

Саланчик 2023

Сегодня я хотела бы затронуть очень актуальную тему «Работа с трудными детьми». Воспитание трудных подростков никогда не была и не будет легкой задачей.

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных». Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников.

Под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов.

          Основные причины невосприимчивости к воспитанию.

Если у ребенка в семье плохие отношения, то именно это является одним из факторов, значительно увеличивающих сложности переходного возраста, тогда как в гармоничных семьях возрастные трудности значительно сглаживаются и не приводят к дезадаптации. В негармоничной семье налицо нарушение взаимоотношений. В такой непростой психологической ситуации дети чаще всего запущены. И это дает о себе знать в полной мере и со всеми последствиями именно в подростковом возрасте.

В настоящее время в педагогике и психологии выделяются три группы факторов и причин, вызывающих отклонения в поведении учащихся: социальные, психолого-педагогические и медико-биологические.

К первой группе факторов относятся недостатки и упущения в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, по месту жительства, негативные воздействия на детей и подростков со стороны социальной микросреды. В результате у детей и подростков возникают отставание в общем развитии, дефекты в отношениях с окружающими людьми, что приводит к социально-педагогической запущенности школьников.

Вторую группу причин и факторов составляют внутренние и внешние конфликты, которые могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами.

Картина психологического состояния может еще более усложниться, если в семье ученика имеют место конфликтные взаимоотношения между родителями, если они проявляют жестокое отношение к нему.

К третьей группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания.

Совершенно очевидно, что успешная борьба с отклонениями в поведении учащихся возможна только при тщательном изучении и учете всех этих и других причин и факторов, индивидуальных особенностей подростков.

Степень сложности перевоспитания зависит от степени педагогической запущенности.

Условно принято различать три степени педагогической запущенности (по И. В. Павлову).

Первая степень характеризуется небольшими отклонениями в нравственном развитии. Перевоспитание протекает здесь как процесс установления правильных отношений ребенка с окружающим миром. Педагог стремится поправить отдельно недостатки личности, устранить отрицательное влияние микросреды.

Для второй степени запущенности характерно углубление конфликтных отношений подростков с коллективом, семьей. Подросток становится агрессивным, бесконтрольным, отрицает право других воспитывать себя. Перевоспитание здесь возможно на основе общего умственного и нравственного развития ребенка, вовлечения его в отношения с окружающим миром.

Третья степень запущенности характеризуется общим кризисом в развитии ребенка, ему трудно жить в коллективе класса. Он может осознанно совершить правонарушение. Умственное развитие идет здесь в отрыве от нравственного. Возникает состояние полной безнадзорности, педагогический контроль оказывается очень трудным.

Основные причины возникновения у школьников поведения с недостатками характера – это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твердой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребенка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.

Плохо и когда родители не обращают внимание на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. Тогда надо немедленно обращаться к врачу.

 Классификация типов личности «трудных» детей

Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка. Психолог Мазуров Г. И. выделяет следующие типы «трудных» детей:

1) Возбудимый тип личности. У учащихся, относящихся к этому типу, ярко выражено стремление к лидерству, поэтому они, как правило, активны. Они обычно стремятся добиться лидерства в группе с отрицательной направленностью в поведении, ради этого грубо нарушают установленный распорядок и правила поведения на уроках и во внеурочное время, притесняют более слабых учащихся, могут принять участие в драке, открыто не подчиниться педагогам и дирекции школы и т.д. Если же им утвердиться в школьной группе с отрицательной направленностью не удалось, они способны сделать видимость улучшения поведения, дать обещания учителю и на классном собрании — коллективу впредь изменить отношение к учебе и личной дисциплине.

2) Неуправляемый тип личности. Учащиеся этой категории, по некоторым своим психологическим особенностям, сходны с возбудимым типом. Но у них те же личностные свойства выражены более ярко, и это соответствующим образом отражается на поведении, которое приобретает как бы импульсивный характер из-за неумения управлять своим поведением.

Выраженное у этого типа подростков стремление к доминированию над другими учащимися в условиях школы приводит к тому, что они с готовностью выполняют поручения лидера группы с отрицательной направленностью. Сами же лидерами «отрицательных» они, как правило, не становятся в силу того, что не умеют подчинять свое поведение интересам группы, не способны подавлять собственные эмоции быть хитрыми и расчетливыми.

Своими поступками трудные школьники этого типа выделяются среди общей массы учеников, так как постоянно создают вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и за пределами школы. Находясь под контролем  педагогов, школьники удерживаются от нарушений распорядка школы. Но стоит только ослабить контроль, они сразу же начинают вести себя по-прежнему. Обсуждения на педсовете, беседа с родителями в присутствии этих учащихся существенного влияния на их поведение не оказывают. Любые убеждения, доводы и аргументы ими просто игнорируются.

Практически их поведение трудно предсказуемо. Они не способны учитывать прошлый опыт. Отсюда — отсутствие страха перед очередной беседой с педагогом, дирекцией школы и сообщением в комиссию по делам несовершеннолетних.

3) Упорный тип личности. Поведение этого типа детей в значительной степени определяется такой их личностной чертой, как честолюбие. В зависимости от своих убеждений и взглядов они любым путем стремятся занять лидирующее положение в группе с отрицательной направленностью. Но в отличие от «возбудимых» эти трудные подростки имеют четко выбранную жизненную позицию, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, склонных к прямолинейности и завышенной оценке собственной личности. Они воспринимают окружающий «школьный мир» по принципу «черного» и «белого», в суждениях категоричны, в поступках решительны.

Учащиеся этой направленности поддерживают традиции уголовной среды, способны проявлять жестокость в отношении тех учащихся, которые пытаются подорвать их авторитет, большинство их поступков направлено на утверждение своего лидерства.

 Элементы агрессивности связаны с проявлением определенной модели поведения, которой свойственны вспышки гнева, негативизма, а порой преступности. Реакции на различные виды возбуждений бывают настолько острыми, что создается своеобразная модель поведения, выражающаяся в постоянной грубости, крике, тенденции любыми способами защитить себя и обвинить другого.

Если же они не достигают желаемого положения среди учащихся в школьном коллективе, то картина их поведения становится иной: действия учащихся классного (школьного) коллектива они воспринимают как враждебные, ущемляющие их интересы, нередко выступают в роли «борцов за справедливость.

4) Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. В то же время у детей этого типа снижено чувство ответственности, ярко выражено постоянное влечение к переживаниям. В своем большинстве это старшеклассники, которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие, отсюда стремление удовлетворять свои прихоти и влечения. В поисках удовольствия они теряют грани между дозволенным и недозволенным, что часто приводит их к нарушениям внутреннего распорядка поведения в школе и дисциплины на уроках. Этим подросткам свойственно нарушение ритмов работоспособности, взвинченность, дерзость. Их поведение вызывает конфликты с учителями, воспитателями, для которых они становятся раздражителями. Получая различные замечания, они отвечают на них резкостью, грубостью. Отношение педагогов к таким подросткам требует известной выдержки, такта.

Подобные личностные свойства определяют их поведение прежде всего в условиях школы. Подросток такого типа часто бывает лидером или активным членом «отрицательной» группировки в школе, он способен рисковать и для утверждения своего лидерства может пойти на открытое сопротивление требованиям дирекции школы.

5) Демонстративный тип личности «трудного» ребенка. Поведение этих учащихся отличается прежде всего сильным стремлением любым путем выделиться. Самое обидное для них — остаться незамеченными. Они любят быть в центре внимания. Очень высоко оценивают себя и, чтобы добиться признания, могут пойти на ложь, причем зачастую делают это настолько искусно, что у учителя и других учащихся не возникает сомнений в правдивости их слов.

Учащиеся подростки демонстративного типа с первых же дней пребывания в коллективе класса прилагают усилия к тому, чтобы завоевать авторитет, с этой целью пытаются показать себя опытными, смелыми, всезнающими.

Многие из них обладают неплохими артистическими данными, хорошо вживаются в роль, и умело улавливая настроения окружающих, подделываются под него.

6) Безвольный тип личности «трудного» ребенка. Основной, личностной характеристикой этих подростков является недостаток волевых качеств. Наблюдения показывают, что они обычно соучастники, а не организаторы различных хулиганских поручений. В школьной обстановке безвольные дети легко попадают под влияние других отрицательно характеризующихся учащихся. А если допускаются ими грубые нарушения дисциплины в школе, то почти всегда в группе, где они не бывают организаторами или лидерами.

Воспитательная работа с «трудными» школьниками

В целом работа школы с «трудными» детьми представляет собой тесное взаимодействие следующих этапов: диагностирование, планирование, организация, координация и контроль.

Диагностирование является подготовительным этапом. Его задача — выявить состояние педагогической запущенности на данный момент, применительно к профилактической работе — это выявление трудных детей; неблагополучных семей, где есть определенные недостатки в воспитании детей; установление контактов с семьями, общественностью, в некоторых случаях с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими правоохранительными органами.

Планирование — составление плана работы школы на определенный промежуток времени (учебный год) с учетом данных предыдущего промежутка.

Организация — это длительная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива школы (и каждого учителя), направленная на перевоспитание трудных учащихся и ликвидацию причин педагогической запущенности.

Координация — представляет собой взаимодействие коллектива школы с культурными, спортивными организациями, трудовыми коллективами. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений учащихся может быть осуществлено только на основе планомерно организованной системы взаимодействия школы, семьи и общественности. Оно обеспечивает согласованность конкретных целей, задач, форм и методов работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности и отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Контроль состоит в выявлении каких-либо отклонений от целей и задач данной работы, их устранение.

Работа школы включает в себя общие и специальные меры. К общим мерам относятся:

1) Решение задач правильного воспитания подростков — общее совершенствование учебно-воспитательного процесса.

2) Создание условий, при которых вся социальная среда будет благополучно действовать на ребенка, подростка, закладывая основы нравственно-этической программы поведения.

3) Изучение и распространение передового опыта работы школы, внешкольных учреждений, обмен им.

4) Изменение контактов школы с семьей. Контакты школы с родителями должны строиться на эмоционально-положительной, доброжелательной основе, но, вместе с тем, школа должна проявлять максимальную требовательность к родителям.

К специальным мерам относятся:

1) Правильная организация досуга учащихся с учетом специфики внешкольного общения.

2) Система во взаимодействии школы и других социальных институтов, плановость в этой работе.

3) Разнообразие мер воздействия на трудных учащихся.

4) Обеспечение каждому школьнику оптимальной для педагогического воздействия позиции в коллективе класса; создание условий; социально ценных и социально-приемлемых способов самоутверждения.

Следующим этапом является путем систематических наблюдений за учеником установление характера его педагогической запущенности, пробелов в знаниях, умениях и навыках, отставаний или задержек в развитии, отклонений в отношениях, определение путей и способов их преодоления.

 

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных детей зачастую являются маскировкой.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают импульсивно.

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются.

Что же делать родителям и педагогам?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к «трудному» ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

         • Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Егорова З. В. Новая система организации педагогического процесса по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения учащихся. – Чебоксары: ЧГПУ, 2001. – 119 с.
  2. Закирова И. Б. Педагогические основы и методика работы с «трудными подростками». [Учеб. пособие]. – Казань: КГПИ, 1981. – 95 с.
  3. Касицина Н. В. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика. Педагогика поддержки: тактика взаимодействия / Касицина, Н. В., Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  4. Кириллова О. В. Воспитательная работа с трудными подростками: Учеб. пособие. – Чебоксары: ЧГУ, 1995. – 79 с.
  5. Мазуров Г. И., Туркин В. Л. Организация индивидуальной работы с трудными подростками: Учеб. пособие. – Чебоксары: Б. и., 1992. – 51 с.
  6.  Павлов И. В. Педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних: [Учеб. пособие]. – Чебоксары: ЧГПИ, 1996. – 232 с.
  7.  Павлов И. В. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: [Метод. пособие]. - Чебоксары: ЧГПИ, 1998. – 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Работа с детьми с девиантным поведением"

В помощь классному руководителю...

доклад "Работа с одаренными детьми"

Материал будет полезен всем учителям математики, которые стараются распознать в детях особые способности....

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

Доклад "Работа с одарёнными детьми"

В данном докладе представлен опыт работы с одарёнными учащимися. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представит...

Доклад "Работа с одаренными детьми".

В данном докладе рассмотрен вопрос: одарённые дети и работа с ними.    Проблемы, возникающие в развитии одарённых детей. Работа с одаренными детьми в условиях лагеря. ...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».

Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...