О МЕТОДАХ ПРИОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАКАССКОГО НАРОДА
статья (8 класс)

Сенотрусова Анастасия Радионовна

Знакомя воспитанников интерната с историческим и культурным наследием их Родины, воспитатели интерната способствуют формированию у детей  патриотизма, высоких нравственных и эстетических чувств, художественных способностей, любви к прекрасному, развитию их познавательной активности. Общеизвестно и всем понятно, что дети – наше будущее, и то, что мы воспитаем в них сегодня, это наше с вами будущее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon senotrusova_a.r_statya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Сенотрусова А.Р.,

воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»

им. М.И. Чебодаева

с. Аскиз, Аскизского района

Республики Хакасия, Россия

О МЕТОДАХ ПРИОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАКАССКОГО НАРОДА

Воспитатели пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната понимают, что перед современным образованием стоит много проблем, в том числе – формирование у детей типа мышления и сознания, помогающего им ориентироваться в быстроменяющемся современном мире, когда подрастающему поколению «важно осознавать свое место в истории и обществе, быть способными создавать культуру, вступать в межкультурный диалог с представителями других культур и приобщаться к различным традициям и ценностям» [1, с.117].

В настоящее время историческое и культурное наследие является фундаментом культуры, потому что в наше трудное время, когда в обществе меняются ценностные ориентиры, нарушается его духовное единство, исчезают ценности старшего поколения, а также деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки, то меняются и жизненные приоритеты детей и подростков – у них снижается интеллектуальные и культурные уровни, искажаются общепринятые ценности и ценностные ориентиры, наблюдается рост агрессии и нетерпимости среди детей, проявляется девиантное поведение подростков, деформируется историческая память, ими негативно оцениваются значительные периоды отечественной истории, они разрывают социальные связи и пренебрегают правами других.

В связи со всем вышесказанным в нашей стране перед обществом стоит задача формирования системы ценностных ориентаций и поэтому российское образование стало важнейшим фактором, который обеспечивает социокультурную модернизацию российского общества.

Приобщение воспитанников пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната к историческому и культурному наследию происходит посредством эффективного использования уникального российского культурного наследия – художественного, литературного, музыкального, кинематографического и театрального. Это и увеличение доступности детской литературы, и создание доступа к культурным ценностям, и воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в нашей стране, и приобщение детей к классическим и современным произведениям искусства, и создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики. Так, в последнее время воспитанники активно пользуются возможностями Пушкинской карты, созданной в рамках совместного проекта Минкультуры, Минцифры и «Почта Банк» и позволяющей бесплатно посещать музеи, театры, выставки, филармонии и другие учреждения культуры.

Педагоги стремятся привлечь воспитанников к сохранению исторического и культурного наследия через их включение в художественную культурную деятельность и развитие их познавательных творческих компетенций и эмоционально-ценностного отношения как к искусству, так и к художественной деятельности.

Организация целенаправленной деятельности по изучению исторического и культурного наследия имеет огромный образовательный потенциал, который педагогами интерната используется в учебно-воспитательном процессе. Особенно актуально изучение исторического и культурного наследия народов, проживающих на территории РХ, поэтому элементы воспитания на обычаях и традициях хакасского народа обязательно включаются в ежегодный календарный план воспитательной работы в классных группах интерната.

Общекультурные и национальные особенности семей воспитанников учитываются при изучении детьми объектов исторического и культурного наследия (памятники, достопримечательности, языковые особенности, культурные ландшафты) т.к. их изучение знакомит детей с региональными культурными особенностями (национальные, географические, социально-экономические и прочие особенности жизнедеятельности общества).

Педагогический коллектив пришкольного интерната, работающий с детьми среднего и старшего школьного возраста, в работе по приобщению детей к историческому и культурному наследию в художественном образовательном процессе, помогает детям узнавать  ценности хакасской культуры, лучшие образцы хакасского народного творчества, классического и современного искусства, способствует формированию у детей культуры межнационального общения.

Организуются экскурсии детей в места, где находятся исторические и культурные памятники и материалы народов, проживающих в Аскизском районе, а именно в хакасский музей-заповедник «Хуртуях тас» близ села Анхаков, где дети знакомятся с историей создания данного музейно-выставочного комплекса, с Окуневской археологической культурой конца III тысячелетия до нашей эры, с культурным наследием Хакасии – обелиском из серого песчаника Улуг Хуртуях тас, курганами тагарской археологической культуры и др., в хакасский республиканский национальный музей-заповедник «Казановка» – один из самых крупных музеев под открытым небом в Республике Хакасия, его площадь составляет более 18 тыс.га и содержит множество уникальных объектов историко-культурного наследия, экскурсии для просмотра памятников уникального петроглифического искусства, курганного комплекса скифского периода в музее села Полтаков. С воспитанниками пришкольного интерната посещается Аскизский краеведческий музей имени известного российского ученого Н.Ф.Катанова.

Наши воспитанники и их родители принимают активное участие в организации и проведении  национальных праздников хакасского народа «Чыл Пазы» (хакасский новый год) и «Тун Пайрам» (праздник первого айрана) в интернате Аскизского лицея-интерната.

Также в интернате есть школьный «Музей искусств», на базе которого с помощью общеинтернатных творческих мероприятий, большинство из которых – небольшие спектакли, театрализации и сценки, воспитатели развивают эмоционально-изобразительные способности воспитанников. В текущем 2022-2023 учебном году классные группы реализуют небольшие творческие проекты, связанные с театральным искусством, такими как кукольный театр «Театр живой руки», кукольный театр «Нымах» (репертуар из произведений на хакасском языке).

В рамках музея реализуется проектная деятельность творческой направленности, связанная именно с театральным искусством. На занятиях внеурочной деятельности «Выразительное чтение» и «Юный корреспондент» воспитанники изучают хакасских писателей и поэтов.

Таким образом, знакомя воспитанников интерната с историческим и культурным наследием их Родины, воспитатели интерната способствуют формированию у детей  патриотизма, высоких нравственных и эстетических чувств, художественных способностей, любви к прекрасному, развитию их познавательной активности. Общеизвестно и всем понятно, что дети – наше будущее, и то, что мы воспитаем в них сегодня, это наше с вами будущее.

Список использованных источников

  1. Боева Л.П. Культура и образование. М., 2010. 420 с.
  2. Конев В.А. Перспективы современного художественного
  3. Рахимбаева И.Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 48-50.
  4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения. СПб., 2003. С. 96-98.
  5. Устинина Г.Ф. Изучение исторического и культурного наследия как средство межкультурной коммуникации школьников. М., 2015. 258 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования

Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...

Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната

В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическо...

Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната

В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...

Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната

В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»

Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...