Самоанализ урока
материал

Владимирова Анна Александровна

Самоанализ урока выполнен по методике по М.М.Поташника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimirova_a.a._samoanaliz_uroka.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Нижневартовский район

МБОУ  «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»

Муниципальный этап конкурса «Педагог года-2022»

Конкурсное задание «Урок»

Владимирова Анна Александровна,

учитель русского языка и литературы

Самоанализ урока в 8 классе

тема: «Приложение»

Излучинск, 2022


Тема: «Приложение – особый тип определения».

Автор: учитель русского языка и литературы Владимирова Анна Александровна, учитель 1 квалификационной категории

Ноябрь, 2022 г.

Тема: «Приложение - особый вид определения».

Класс: 8.

При обучении использовалась программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.

Учебник «Русский язык 8 класс», авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина, И.В, Текучева, З.И. Курцева, Л.Ю. Комиссарова. - Москва «Просвещение» 2022.

Цели урока:

Обучающие: дать понятие приложения; познакомить с тематическими группами приложений; распознавать приложение среди других членов предложения;        

Развивающие: 1) формировать умение анализировать прозаический текст (комплексно); 2) развивать навыки монологической речи, 3) активизировать самостоятельную и групповую работу учеников 

Воспитательные: 1) воспитывать любовь к русскому языку; 2) способствовать расширению знаний учащихся о культуре родной страны;  3) воспитывать благодарное отношение к матери и Родине.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал (текст для анализа; текст для самостоятельной работы в парах), проектор, мультимедийная презентация.

Формы и методы: фронтальная и работа в парах и группах; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; метод концептуального анализа текста.


Данный урок является четвертым  в разделе «Второстепенные члены предложения», составляющим, в свою очередь, вторую часть большой темы «Простое двусоставное предложение».

Цели урока:

Обучающие: дать понятие приложения; познакомить с тематическими группами приложений; распознавать приложение среди других членов предложения;        

Развивающие: 1) формировать умение анализировать прозаический текст (комплексно); 2) развивать навыки монологической речи, 3) активизировать самостоятельную и групповую работу учеников 

Воспитательные: 1) воспитывать любовь к русскому языку; 2) способствовать расширению знаний учащихся о культуре родной страны;  3) воспитывать благодарное отношение к матери и Родине.

Тип урока определен как урок изучения нового материала, но параллельно проведена работа по развитию речи: комплексный концептуальный анализ текста.

Работа над темой урока способствует созданию базы для изучения курса русского языка во втором полугодии 8 класса (при изучении темы «Обособленные члены предложения»),  а работа с текстовым материалом  9 классе станет базой при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе (ГИА).

Материал имеет высокую степень трудности для изучения; рассмотрение темы опирается на уже сформированные умения выделять определения в составе предложения, в том числе в нестандартных случаях.

При подготовке к уроку были учтены психолого-педагогические особенности класса и преимущественно зрительный способ усвоения новой информации, поэтому тщательно продуманы компьютерная презентация и рабочий лист обучающихся. Использование компьютерных технологий (программа Microsoft PowerPoint) позволило повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы:

общедидактические

А. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Опора на знания, полученные в ходе предшествующего изучения темы «Определения», подготовка базы для дальнейшего изучения простого предложения.  

Б. Учет принципа единства группового и индивидуального обучения проявился в их сочетании на уроке. Обращение к групповой или индивидуальной форме определялось этапом урока и характером рассматриваемого на этом этапе материала.

В. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых был реализован за счёт смены видов деятельности на уроке (письменная фронтальная работа; устная фронтальная работа; индивидуальная работа, работа в парах и группах), строгой логики рассмотрения материала и записи результатов работы в виде схемы «концепта».

Г. Принцип доступности обучения при достаточном уровне трудности был реализован при выборе способа изложения материала (в виде таблице), подборе примеров и упражнений, наиболее ярко иллюстрирующих варианты применения приложения в тексте.

Д. Принцип наглядности обучения был реализован за счёт обращения к средствам образно-знаковой наглядности.

Принципы обучения русскому языку:

А. Принцип последовательного наращения темпов в обучении языку соблюдался за счёт преемственного обучения.

Б. Принципы внимания к выразительности речи, сравнения устной речи с письменной должны были соблюдаться за счёт выразительного чтения текста.

В. Принцип внимания к языковому материалу осуществлялся за счёт использования средств зрительной наглядности, использования в качестве материала для наблюдения отрывков из художественных и публицистических произведений.

Принципы обучения синтаксису:

А. Грамматический принцип был реализован за счёт сопоставления приложений и определений других типов.

Б. Логический (смысловой) принцип был реализован при выделении из предложений приложений и определяемых слов, выявлении тематических групп приложений.

Межпредметные связи с историей, географией, литературой осуществлялись за счёт подбора соответствующих примеров.

Содержание урока в первую очередь определялось требованиями программы. Было стремление выдержать необходимый научный уровень, оперируя терминологией (приложения, обособление, согласование и др.) и подбирая примеры, не являющиеся элементарными для анализа. С другой стороны, необходимо было  сделать изложение материала доступным для обучающихся 8 класса, используя для этого, в том числе, средства наглядности.

Ключевое понятие данного урока (приложение) было дано не в готовом виде, а через примеры для того, чтобы обучающиеся сами сформулировали задачи урока и могли самостоятельно вывести значение понятия «приложение» и определили его лексические группы.

Структура урока определялась его целями и логикой изучения материала. Все части урока соответствовали основным психологическим этапам усвоения материала: психологическая подготовка к изучению новой темы, изучение новой темы, обобщение и закрепление материала.  

Изучая предыдущую тему, ребята уже получили представления о согласованных и несогласованных определениях. В качестве мотивации к познавательной деятельности было предложено обратиться к любому из одноклассников, используя предложены словосочетания. Данное упражнение способствовало коммуникативному контакту обучающихся и подготовило их к восприятию грамматического материала. Было целесообразно в начале урока повторить способы выражения согласованных и несогласованных определений, так как эти знания стали полезны при изучении темы « Приложение».

Многократная смена видов деятельности позволила создать условия для быстрого применения новых  знаний, проследить обратную связь. При проведении урока удалось выдержать первоначальную структуру. Все этапы урока были последовательными.  Логика была соблюдена, этапы урока вытекали один из другого, в том числе за счёт наличия необходимых связок. Урок был проведён в достаточно быстром темпе, что связано как с необходимостью охватить большой объем материала, так и с психологическими особенностями учителя и привычкой класса к быстрой работе.

 Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные виды деятельности обучающих на уроке: индивидуальная и фронтальная работа, а также работа в парах и группах.

По распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока структура соответствует возрастным особенностям данной возрастной группы и современным требования к уроку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось. Одним из приемов здоровьесбережения стала минутка релаксации, которая не отняла времени от урока, но стала мягким переходом от одного вида деятельности к другому.

Вторая часть урока была посвящена работе с культурным концептом через комплексный анализ текста. Таким образом, на грамматическом материале совершенствовалась коммуникативная компетенция учащихся: умение слушать, формулировать и обосновывать собственное высказывание. Данный урок способствовал повышению мотивации к обучению; формированию потребности в грамотной речи; воспитанию любви к  Родине и к родному языку

Экономия времени осуществлялась при использовании индивидуального рабочего листа заданий,  презентации к уроку. При  проверке  самостоятельной работы решения были представлены на слайде.

Домашнее задание продумано с учетом дифференцированного подхода и использованием информационных технологий (интерактивный тест через QR-код на платформе learningapps.org; теоретическая работа по материалам рабочего листа или творческая работа с текстом).

 Урок прошел организованно, было четкое управление учебной работой учащихся, соблюдение дисциплины. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Ребята были  активны на разных этапах урока, доброжелательны к учителю и друг к другу, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков.

На этапе рефлексии была использована методика нейрографики. Данный приём позволил закончить урок на позитивной ноте и оставить приятное воспоминание о пройденном занятии.

В дальнейшем материал урока постоянно используется как основа для формирования пунктуационных умений, а также для подготовки к устному собеседованию и ОГЭ (задание 9.3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...