Формы и методы работы по повышению языковой культуры учащихся 1 – 11 классов
учебно-методический материал

Будацыренова Цырен Цыдендамбаевна

В последнее время остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. От уровня речевого навыка зависят и школьные, и дальнейшие успехи детей. Именно поэтому в современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. Перспективность такого подхода уже не вызывает сомнений и нашло отражение в государственном стандарте по русскому языку. В стандарт введено понятие «коммуникативная компетенция», которое означает способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Анализ трудностей школьников в речевом общении показывает, что именно отсутствие навыков аудирования становится причиной разрушения общения. Для формирования навыков и умений аудирования можно проводить неспециальные и специальные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Формы и методы работы по повышению языковой культуры

учащихся 1 – 11 классов

 Выступление на педсовете

        В последнее время остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. От уровня речевого навыка зависят и школьные, и дальнейшие успехи детей. Именно поэтому в современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. Перспективность такого подхода уже не вызывает сомнений и нашло отражение в государственном стандарте по русскому языку. В стандарт введено понятие «коммуникативная компетенция», которое означает способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

        Анализ трудностей школьников в речевом общении показывает, что именно отсутствие навыков аудирования становится причиной разрушения общения. Для формирования навыков и умений аудирования можно проводить неспециальные и специальные упражнения.

         Неспециальные упражнения попутно развивают навыки аудирования. К ним относится речевая зарядка, целью которой является включить учащихся в речевую атмосферу, интересную деятельность. В младших классах оправдывают себя инсценированные учителем ситуации:

- Ребята, я прочитала интересную статью в газете. Хочу поделиться с вами, узнать ваше мнение …

В старших классах в качестве речевой зарядки могут выступить коллективное обсуждение предстоящего школьного мероприятия, обмен мнениями о просмотренной телепередаче, кинофильме и т.д.

         К специальным упражнениям на аудирование можно отнести упражнения на формирование умения различать интонационные конструкции, упражнения на развертывание предложения, упражнения на угадывание слов по речевой ситуации.

        Навыки слушания тесным способом связываются с уровнем развития у учащихся их речевого слуха, т.е. развитие способностей, умений и навыков слушающего через такие элементы интонации, как повышение и понижение голоса, темп речи и тембр голоса, точно и полно улавливать, воспринимать мысли и чувства говорящего. Образцом, которому будут следовать учащиеся, должна быть речь учителя. Оценка ответа учащегося, критический разбор, указания на его ошибки – прекрасный способ проверки того, насколько учащиеся были внимательны, хорошо слушать умеют ли хорошо слушать, следить за мыслью говорящего, участвовать в бес одические объединения школы своим главным направлением   со специфическими задачами должны еде.

         Одним из факторов повышения речевой культуры учащихся является общность учительского коллектива. Методические объединения школы должны  избрать развитие монологической речи школьников, повышение речевой культуры учащихся в ходе изучения основ наук, в т.ч. и в начальных классах. Должна вестись систематическая работа по обогащению активного словаря, речи учащихся. А эта работа немыслима без проведения учителями словарно-терминологической работы. В этих целях рекомендуется: слово, трудное в орфографическом и орфоэпическом отношении, а также слово-термин четко произнести, записать, поставить ударение, подчеркнуть трудные орфограммы, объяснить его смысловое значение путем толкования, подбора синонимов, антонимов, перевода на родной язык, введения его в состав изучаемых словосочетаний и предложений. На одном уроке следует знакомить не более чем с 4-5 новыми словами, словами-терминами.

Учащиеся записывают слова в единый словарь. В целях контроля за качеством усвоения вводимой лексики, терминологии учитель должен проводить словарно-терминологические диктанты, соблюдения примерно следующие: 4 кл. – 5-10 слов, 5 кл.- 10-15 сл., 6 кл. – 15-20 сл., 7 кл. – 20-25 сл., 8 кл. – 25-30 сл.

       На всех уроках в школе независимо от характера учебного предмета должна звучать постоянно связная, грамотная во всех отношениях устная речь учащихся. Для развития такой речи школьников рекомендуется проводить следующие виды работ:

  1. Устное рисование, которое имеет целью развитие у учащихся творческое воображение,, навыков воспроизведения в своем сознании виденного, слышанного, пережитого;
  2. Творческие высказывания – это пересказы различного рода и разной степени трудности, рассказывание, публичные выступления в школе и вне школы.

Методика пересказа проста: учитель читает текст, по сложности и содержанию посильный для учащихся данного возраста. Ученики внимательно слушают и затем передают содержание «своими словами», т.е. в свободном для них языковом оформлении, не придерживаясь языка и стиля оригинала. В качестве примера и образца в начале обучения учитель сам может пересказать прочитанное, поставить ряд вопросов по содержанию с той целью, чтобы убедиться, что учащиеся правильно поняли содержание. Тексты, значительные по объему, могут пересказываться по частям.

  1. Более сложным видом пересказа, по своему характеру уже приближающийся к устному сочинению, может быть пересказ 2-х текстов, объединенных одной темой.
  2. Сочинения по аналогии – разновидность творческого рассказывания. Учащимся читается или напоминается известный им рассказ или басня и предлагается придумать свой сюжет по аналогии с данным. Например, описание из случаев жизни детей (по аналогии с эпизодами из «Детства» М.Горького, «Детства» Л.Н.Толстого).
  3. Публичные выступления- отчеты. Сообщения на классном собрании, доклады (на уроке или занятии кружка) на литературные, моральные темы, рефераты.

В выступлениях публичного характера встречаемся с монотонной речью, с неумением выделить главное голосом, воспользоваться различными средствами выразительности. Поэтому необходимо учить школьников пользоваться такими средствами выразительности речи, как основной тон высказывания, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит, логическое ударение и пауза, с помощью которых говорящий выделяет новые понятия, ключевые моменты в развертывании мысли, темп и степень громкости высказывания, «язык внешнего вида», т.е. взгляд, мимика, жесты в необходимых случаях. Работа над названными средствами выразительности речи предполагает развитие умения слышать свой голос, контролировать себя во время речи.

В обучении устной речи велика роль подражания. Не случайно знаменитые греческие и римские ораторы учились красноречию на образцах. Не случайно М.В.Ломоносов в своей «Риторике» среди средств, ведущих к красноречию, выделил особо «подражание авторам». Для работы по развитию устной речи учащихся необходимы следующие образцы звучащей речи:

а) устные высказывания учителя;

б) аудиозаписи с отрывками из устных рассказов мастеров слова, а также с отрывками из выступлений известных ораторов;

в) аудиозаписи ученических высказываний;

г) аудиозаписи художественного чтения в исполнении мастеров слова.

Устная речь, так же, как и письменная, должна подчиняться единым, общеобязательным нормам. Такими нормами являются нормы правильного произношения. В работе над произношением учителю необходимо преодолевать прежде всего книжность произношения, т.к. многие учащиеся читают так, как напи- сано, ЧТО, а не ШТО, КОГО, а не КАВО и др., произносят непроизносимые согласные в таких словах, как СЕРДЦЕ, СЧАСТЛИВЫЙ и т.д. Только специальные и систематические указания учителя смогут помочь учащимся избавиться от этого недостатка в чтении и произношении.

Из общих мероприятий, направленных на быстрое и успешное овладение учащимися навыками литературного произношения, следует выделить:

  1. Систематическое ознакомление учащихся с нормами литературного произношения;
  2. Элементарные занятия по фонетике: фонетический разбор, сопровождающийся анализом образования звуков, характеристикой работы органов речи;
  3. Анализ текстов с точки зрения их произношения и правописания (соотнесение звука и буквы);
  4. Проведение уроков, посвященных обучению произношению. Рекомендуется использование хорового чтения, чтение одного и того же текста в несколько

приемов;

  1. Постоянное наблюдение за речью учащихся, систематическое исправление допущенных орфоэпических ошибок и т.д.

Большую роль деле повышения речевой культуры школьников играет выполнение единых требований к речи учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методическая разработка «Формы и методы работы над развитием личности в классе фортепиано»

Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и разв...

Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся

В  проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся»  описывается организация и проведение урока по физической культуре в...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Формы и методы работы, способствующие повышению качества образования

Рассматриваются педагогические технологии, методы обучения и типы уроков....