СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - КУРАТОРА
статья

Воспитательная деятельность класного руководителя ПОО СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reva_d.m._2022.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - КУРАТОРА

Рева Дарья Михайловна

мастер производственного обучения

Цель истинного воспитания - не только в том,

чтобы заставить людей делать добрые дела,

но и находить в них радость;

не только быть чистым, но и жаждать справедливости

Д. Рёскин

Тема моей статьи: «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя - куратора.

Ещё А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». 

Деятельность классного руководителя имеет творческий характер. Особенность ее заключается в том, что куратор всегда имеет дело с человеком - личностью. Творчество классного руководителя есть оригинальное решение педагогических задач в нестандартных ситуациях, комбинирование известных форм, способов деятельности или создание новых систем воспитания, подходов к этому процессу.

Воспитание - важная составная часть процесса профессионального образования, нацеленного на развитие личности обучающегося, - создание условий для формирования социально - значимых качеств, для его самореализации.

Воспитательная деятельность классного руководителя достигает цели и дает положительные результаты при  условии,  если воспитание предполагает комплексное взаимодействие педагогических, руководящих и иных работников техникума, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.  

Основные направления воспитательной работы на каждом году обучения в ГБПОУ «КТСиТ» распределяются следующим образом:

•        первый год - адаптация обучающегося к условиям и режиму учебы в техникуме, преодоление психологических трудностей, помощь студенту  в определении своего места в  коллективе, формирование познавательного интереса;

•        второй год - формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»);  год становления коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим;

•        третий  год - посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее методами, принятыми в демократическом обществе.

И реализуются через рабочую программу воспитания.

Цель рабочей программы воспитания - личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.

Я работаю в техникуме 4 года, на данный момент являюсь  классным руководителем группы №112, профессия 29.01.08. Оператор швейного оборудования.  

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком…» - такого педагогического принципа, высказанного Я. Корчаком, я стараюсь придерживаться в своей работе.

 На первом курсе, в начале учебного года, идет адаптация к обучению в техникуме, нужно решать проблему поведения. Имея характеристику обучающихся группы и познакомившись с ними во время учебной деятельности, обучающимся было ненавязчиво предложено распределить поручения, выбрать старосту и актив группы. Затем были сформулированы цель, задачи и разработан план деятельности  группы.  Приоритетными направлениями в работе были определены: учебно - познавательное, спортивно - оздоровительное, патриотическое и художественно - эстетическое воспитание.

 Основной формой работы стал классный час. Темы классных часов разнообразны: это тематические часы, где выступления готовят сами ребята по интересующей их тематике; классные часы с приглашением обучающихся из других групп, родителей; проводим часы - дискуссии, ходим на экскурсии, тесно сотрудничаем с библиотеками Кургана.

Беседы, классные часы, выполняют следующие задачи:

- обеспечивают самоопределения личности;

- формируют общую культуру человека - гражданина;

- содействуют взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными   национальными, этническими, религиозными группами;

- воспитывают патриотов, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

По словам К. Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Большую роль в формировании коллектива в начале 1 курса, сыграла подготовка и участие в обще техникумовских мероприятиях, где группа должна выступать единым коллективом. Одним из таких мероприятий являются флэш - моб «Танцуй ради жизни», «День посвящения в студенты». Далее были выступления на праздниках, спортивные соревнования, акции, профессиональная неделя, дежурство в техникуме, где обучающимся удалось показать себя достойно.

По мере приобретения обучающимися новых знаний и умений меняется и моя роль как классного руководителя: организатор - помощник - консультант -наблюдатель. Опыт работы подсказывает, что обучающиеся многое могут сами, если им немного помочь и дать возможность действовать самостоятельно. Через цикл ключевых творческих дел я стараюсь, чтобы и обучающиеся могли реализовать себя как индивидуальность, научившись работать в команде.  Ответственная за дежурство  сама назначает дежурных в кабинете, проверяет качество выполненной работы, староста каждый день отмечает отсутствующих и выясняет причину отсутствия, актив группы контролирует успеваемость, проведение мероприятий и подготовку к ним.

Также важным направлением многогранной деятельности классного руководителя студенческой группы является работа с родителями, успех которой во многом зависит от подготовленности к ней. Для этого используются самые разнообразные формы, методы, приемы. К каждой семье, как и к каждому обучающемуся, должен быть индивидуальный подход.  Без сомнения, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны учебного заведения. Я уверена в том, что только в процессе взаимодействия, направленном на активное включение родителей в учебно - воспитательный процесс, внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с техникумом, классным руководителем и преподавателями, можно успешно решать проблему развития личности обучающегося. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии и взаимодействии.

Работа с родителями обучающихся в нашем учебном заведении и в группе  представлена следующими направлениями: изучение семей и условий семейного воспитания; информирование родителей о содержании учебно - воспитательного процесса; психолого - педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с родительским комитетом; совместная деятельность родителей и обучающихся.

Методы работы с родителями: диагностика, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, родительские собрания.

Формы работы - индивидуальная и коллективная.

С самого начала работы с группой, работала над составлением социального паспорта группы, продолжаю изучать семьи обучающихся и условия семейного воспитания. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.

Обучающиеся, родители, классный руководитель - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Главная цель воспитания - счастливый человек!

Для достижения этой цели проводится долгая и кропотливая работа.

И, несмотря на всю сложность и ответственность работы, она мне доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

Список использованных источников:

  1. http://klassruk.vladimirschool36.edusite.ru/p27aa1.html
  2. http://school19.pupils.ru/nashi-dokumenty/4097/90220/
  3. https://infourok.ru/deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya-statya-1348472.html
  4. http://lomonpansion.com/articles_2_3521.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы "Радуга"

Модель воспитательной системы школы, основополагающим направлением которой является духовно-нравственное воспитание школьников...

Материалы к педагогическому совету «Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетс...

Особенности воспитательно-педагогической деятельности куратора на старшем курсе

Особенности воспитательно-педагогической деятельности куратора на старшем курсе...

Практическая работа "Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка"

При выборе педагогической технологии классный руководитель должен опираться на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в образовательной организации и в регионе модели обучения. ...