СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - КУРАТОРА
статья
Воспитательная деятельность класного руководителя ПОО СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_reva_d.m._2022.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - КУРАТОРА
Рева Дарья Михайловна
мастер производственного обучения
Цель истинного воспитания - не только в том,
чтобы заставить людей делать добрые дела,
но и находить в них радость;
не только быть чистым, но и жаждать справедливости
Д. Рёскин
Тема моей статьи: «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя - куратора.
Ещё А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом».
Деятельность классного руководителя имеет творческий характер. Особенность ее заключается в том, что куратор всегда имеет дело с человеком - личностью. Творчество классного руководителя есть оригинальное решение педагогических задач в нестандартных ситуациях, комбинирование известных форм, способов деятельности или создание новых систем воспитания, подходов к этому процессу.
Воспитание - важная составная часть процесса профессионального образования, нацеленного на развитие личности обучающегося, - создание условий для формирования социально - значимых качеств, для его самореализации.
Воспитательная деятельность классного руководителя достигает цели и дает положительные результаты при условии, если воспитание предполагает комплексное взаимодействие педагогических, руководящих и иных работников техникума, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Основные направления воспитательной работы на каждом году обучения в ГБПОУ «КТСиТ» распределяются следующим образом:
• первый год - адаптация обучающегося к условиям и режиму учебы в техникуме, преодоление психологических трудностей, помощь студенту в определении своего места в коллективе, формирование познавательного интереса;
• второй год - формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»); год становления коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим;
• третий год - посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее методами, принятыми в демократическом обществе.
И реализуются через рабочую программу воспитания.
Цель рабочей программы воспитания - личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Я работаю в техникуме 4 года, на данный момент являюсь классным руководителем группы №112, профессия 29.01.08. Оператор швейного оборудования.
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком…» - такого педагогического принципа, высказанного Я. Корчаком, я стараюсь придерживаться в своей работе.
На первом курсе, в начале учебного года, идет адаптация к обучению в техникуме, нужно решать проблему поведения. Имея характеристику обучающихся группы и познакомившись с ними во время учебной деятельности, обучающимся было ненавязчиво предложено распределить поручения, выбрать старосту и актив группы. Затем были сформулированы цель, задачи и разработан план деятельности группы. Приоритетными направлениями в работе были определены: учебно - познавательное, спортивно - оздоровительное, патриотическое и художественно - эстетическое воспитание.
Основной формой работы стал классный час. Темы классных часов разнообразны: это тематические часы, где выступления готовят сами ребята по интересующей их тематике; классные часы с приглашением обучающихся из других групп, родителей; проводим часы - дискуссии, ходим на экскурсии, тесно сотрудничаем с библиотеками Кургана.
Беседы, классные часы, выполняют следующие задачи:
- обеспечивают самоопределения личности;
- формируют общую культуру человека - гражданина;
- содействуют взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными национальными, этническими, религиозными группами;
- воспитывают патриотов, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
По словам К. Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Большую роль в формировании коллектива в начале 1 курса, сыграла подготовка и участие в обще техникумовских мероприятиях, где группа должна выступать единым коллективом. Одним из таких мероприятий являются флэш - моб «Танцуй ради жизни», «День посвящения в студенты». Далее были выступления на праздниках, спортивные соревнования, акции, профессиональная неделя, дежурство в техникуме, где обучающимся удалось показать себя достойно.
По мере приобретения обучающимися новых знаний и умений меняется и моя роль как классного руководителя: организатор - помощник - консультант -наблюдатель. Опыт работы подсказывает, что обучающиеся многое могут сами, если им немного помочь и дать возможность действовать самостоятельно. Через цикл ключевых творческих дел я стараюсь, чтобы и обучающиеся могли реализовать себя как индивидуальность, научившись работать в команде. Ответственная за дежурство сама назначает дежурных в кабинете, проверяет качество выполненной работы, староста каждый день отмечает отсутствующих и выясняет причину отсутствия, актив группы контролирует успеваемость, проведение мероприятий и подготовку к ним.
Также важным направлением многогранной деятельности классного руководителя студенческой группы является работа с родителями, успех которой во многом зависит от подготовленности к ней. Для этого используются самые разнообразные формы, методы, приемы. К каждой семье, как и к каждому обучающемуся, должен быть индивидуальный подход. Без сомнения, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны учебного заведения. Я уверена в том, что только в процессе взаимодействия, направленном на активное включение родителей в учебно - воспитательный процесс, внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с техникумом, классным руководителем и преподавателями, можно успешно решать проблему развития личности обучающегося. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии и взаимодействии.
Работа с родителями обучающихся в нашем учебном заведении и в группе представлена следующими направлениями: изучение семей и условий семейного воспитания; информирование родителей о содержании учебно - воспитательного процесса; психолого - педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с родительским комитетом; совместная деятельность родителей и обучающихся.
Методы работы с родителями: диагностика, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, родительские собрания.
Формы работы - индивидуальная и коллективная.
С самого начала работы с группой, работала над составлением социального паспорта группы, продолжаю изучать семьи обучающихся и условия семейного воспитания. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.
Обучающиеся, родители, классный руководитель - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главная цель воспитания - счастливый человек!
Для достижения этой цели проводится долгая и кропотливая работа.
И, несмотря на всю сложность и ответственность работы, она мне доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.
Список использованных источников:
- http://klassruk.vladimirschool36.edusite.ru/p27aa1.html
- http://school19.pupils.ru/nashi-dokumenty/4097/90220/
- https://infourok.ru/deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya-statya-1348472.html
- http://lomonpansion.com/articles_2_3521.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы "Радуга"
Модель воспитательной системы школы, основополагающим направлением которой является духовно-нравственное воспитание школьников...
"Современные модели преподавния уроков физической культуры"
из опыта работы (сокращённый вариант)...
ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы....
Воспитание как приоритет современного образования. Современные модели социализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Отчет об информации полученной на курсах повышения квалификации, по данной теме....
Материалы к педагогическому совету «Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигаетс...
Особенности воспитательно-педагогической деятельности куратора на старшем курсе
Особенности воспитательно-педагогической деятельности куратора на старшем курсе...
Практическая работа "Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка"
При выборе педагогической технологии классный руководитель должен опираться на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в образовательной организации и в регионе модели обучения. ...