Практическая работа "Эффективность работы классного руководителя (куратора) и ее оценка"
методическая разработка (5 класс)

Домнина Ольга Альбертовна

При выборе педагогической технологии классный руководитель должен опираться на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в образовательной организации и в регионе модели обучения. При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» в центре внимания педагога должны быть те педагогические технологии, которые инициируют субъектную позицию и повышают активность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razg.ovazhn._ped.tehn_.v_rab_kl._ruk.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3.4

«Педагогические технологии в работе классного руководителя»

«Средняя общеобразовательная школа»

Учитель биологии О.А.Домнина
Тема занятия: «Наша страна-Россия»

Цели:

1.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной природе.

Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).

3.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

Способствовать развитию умения анализировать, обобщать.

Материалы и оборудование:

1.Кроссворд;

2.Географическая карта России;

3.Аудиозапись «Государственный гимн Российской Федерации»;

4.Аудиозапись мелодичной музыки;

5.Компьютер, экран.

6.Монеты, паспорт.

Ход классного часа:

1.Орг. момент. Приветствие.

2.Просмотр выставки рисунков.

Беседа:

Учитель:

Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики: Мама, друг, школа…  

Учитель: Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Будем записывать первые буквы отгаданных слов.

                                                          

 Кроссворд:

1. Течет, течет – не вытечет,

    Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина.)

3. Живет в лесу работник -   

   Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. Вежливое слово. (Спасибо.)

5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал.)

6. Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)

Учитель:

Соединим первые буквы отгаданных слов. Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово «Родина».

Учитель: Правильно! Молодцы!

(Пишет слово Родина на доске.)

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

Учитель:

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня)

3.Постановка цели:

Учитель:

Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о нашей Родине.

(Звучит мелодичная музыка).

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть 
ветки у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…


Дети (хором) МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ!

4.Основная часть.

а) Учитель:

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- А знаете, в каком селе родились вы?

(Ответы детей).

Учитель:

Село Стремилово – это малая Родина для вас.

II. (Российская Федерация) – наше Отечество, наша Родина. Тема
занятия.

Подумаем, что обозначают эти слова?
1. «Отечество», « Родина», «Отчизна». (высказывания детей)
(Дети обращаются к «Толковому словарю»)
ОТЕЧЕСТВО, - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.
ОТЧИЗНА-страна, в которой родился; отечество, родина.
РОДИНА - Месторождения кого-либо.

2.Значение слова Родина по словарю синонимов:
Родина – отечество –отчизна
3.Страна, в которой человек живет, дом в котором он растёт, где березка и яблонька у родного порога, место, где жили его предки – всё это и есть
Родина, то есть родное место человека.

4.Послушайте, как говорит об этом К. Д.Ушинский в тексте «Наше
Отечество».

«Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным
нам языком, и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;
как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…»

VI. Государственные символы.
1.Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже, если он и маленький) обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, Флаг, Гимн)

2.Государственный флаг Российской Федерации –появился бело-сине-красный триколор в России в 1693 году: Петр 1 использовал его в качестве «флага царя Московского». А с 1705 года трехцветное полотнище становится торговым флагом России. С тех пор бело-сине-красный триколор рождался три раза. Последний раз это произошло в 1991 году.

Как вы думаете, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
3. Что изображено на гербе?
- Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.
Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич. Но почему у орла 2 головы?

Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток.
Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» - символ могущества страны.

4. Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. 

Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А. Александрова.
Слушать и исполнять его нужно стоя.


С символикой России мы познакомились. Среди отличий одного государства от другого вы называли еще обычаи, традиции русского народа.

VII.Работа по группам
1 группа -создать флаг нашего класса, с защитой.
2 группа –герб (эмблему) класса..
3 группа- выбрать девиз для класса, объяснить смысл.

VIII.Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки о Родине.
(задание «Собери пословицу». Дети составляют пословицу по группам,
объясняют смысл.)
Всякая птица свое гнездо любит.

Всякому мила своя сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.

Издавна на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым.

IX.Загадка.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза)

Почему БЕРЁЗА-символ России.
В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой).
Кроме того, растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты.

X. Что, по – вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь?
(Мы - россияне. - А какие мы – россияне?
Чтобы ответить на этот вопрос давайте поиграем в игру « Угадай – ка».
- Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
- Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности?
(ответственный)

- Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
- Человек ,всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
- Человек, умеющий героически защищать интересы государства и его территорию (мужественный)

XI.Итог занятия. Рефлексия.
• Как называется наша Родина?
• Как называют людей, живущих в России?
• Почему к Москве у нас особое отношение?

Обращаем внимание на рисунок ромашки, расположенный на доске, каждое
государство имеет символ –цветок. И таким символом России является
ромашка.
Почему символом России является ромашка?

РОМАШКА- символ русской природы. по старинным русским преданиям ромашка вырастает там где упала звезда. Существует легенда, по которой в давние времена ромашки служили зонтиками маленьким степным гномикам, и ведь не промокали гномики под ними.
Из ромашек плетут венки, ну и конечно же это первый советчик в гаданиях "любит-не любит"
А самое удивительное, что ромашка - прародительница крупноцветковых хризантем.

Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в России, своим друзьям?
Написать пожелание на лепестке ромашки и соединить в ромашку, по группам.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Критерии оценивания разработки:


Критерий оценивания


Баллы


Описание фрагмента занятия выполнено в логике представленных комплектов методических материалов


1


Сформулированная(ые) педагогическая(ие) задача(и), решение которой(ых) планируется при реализации разработанного фрагмента, не противоречит(ат) целям и направлена(ы) на достижение планируемых результатов


1


Продолжительность занятия позволяет реализовать все поставленные задачи и выполнить необходимые для этого действия в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся


1


Представленный материал соответствует возрасту обучающихся, учитывает ведущие виды деятельности, интересы, психофизиологические свойства


1


Во фрагменте предусмотрена организация не менее 2 видов деятельности обучающихся


1


В разработке предусмотрены материалы, на основании которых может быть организована индивидуальная/коллективная рефлексия в рамках фрагмента занятия


1


В разработке предусмотрены основания для проведения рефлексии в конце занятия


1


Проект фрагмента урока содержит посыл к рефлексивной деятельности обучающегося после проведения занятия:

осмыслению, анализу, наблюдению


1


В проекте фрагмента занятия предусмотрена возможность проведения без использования технических средств обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки работы классного руководителя

Критерии оценки работы классного руководителя разработаны в районе группой опытных заместителей директоров школ по воспитательной работе, в которой я принимала непосредственное участие. Многие методик...

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Оценка работы классного руководителя

Предлагается МО классных руководителей система оценки работы классных руководителей...

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ – КУРАТОРА

Воспитательная деятельность класного руководителя ПОО СПО...