ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛОНТЁРЫ»
рабочая программа

Романовская Наталия Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёры» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучающихся 12-17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volontyory_2023.docx61.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРЫШЕВСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

__________________________________________________________

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя Общеобразовательная школа с.Томское

Серышевского района

Согласовано                                                    Утверждаю

Педагогическим советом                               Директор МОАУ СОШ с.Томское

МОАУ СОШ с.Томское        ________________Н.П.Худяк

Протокол № __от_____2023г.        Приказ №___от_________2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛОНТЁРЫ»

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность: социально-гуманитарное

Количество часов: 72 часа

Уровень: базовый

                                                                                   Составитель (разработчик):

                                                                     Романовская Наталия Владимировна

        педагог-организатор

        с.Томское, 2023г.

Оглавление

  1. Комплекс основных характеристик программы ………………  3
  1. Пояснительная записка……………………………………………… 3
  2. Цели и задачи………………………………………………………… 7
  3. Содержание……………………………………………………………7
  4. Планируемые результаты…………………………………………….11
  1. Комплекс организационно-педагогических условий…………....13
  1. Календарный учебный график……………………………………….13
  2. Условия реализации…………………………………………………..16
  3. Формы аттестации…………………………………………………….17
  4. Оценочные материалы………………………………………………..18
  5. Методические материалы…………………………………………….20
  6. Рабочая программа воспитания………………………………………23
  7. Календарный план воспитательной работы…………………………26
  1. Список литературы…………………………………………………..27

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёры» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучающихся 12-17 лет.

          Данная программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-p «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;
  5. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.648-20
  6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
  7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и плана мероприятий по её реализации».
  8. Уставом МОАУ СОШ с.Томское

         Актуальность и востребованность программы обусловлена тем, что в настоящее время вовлечение детей в добровольческую (волонтёрскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодёжной политики.

                        Отличительные особенности программы заключаются в том;

  • формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции через новые формы работы с детьми и молодёжью;
  • развитии волонтёрского (добровольческого) движения;
  • получении подростками новых знаний;
  • развитии навыков общественной деятельности.

            Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать вв команде, активное участие каждого. Важной особенностью данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее семейные ценности и формирующие здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности ребёнка. Очень важной отличительной особенностью программы является привязанность содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять и закреплять знания и практические навыки обучающихся.

                 Новизна образовательной программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения программы.

 Так же, так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных ценностей, на проводимых мероприятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14 лет), а на акциях (форма практических занятий) – присутствие родителей.

Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять человеческие ценности; способствуют личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными характеристиками населения, что впоследствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

              Адресат программы

Данная программа предназначена для социально активных обучающихся в возрасте 12-17 лет.

Размер группы – 20 мест. Зачисление на обучение по программе осуществляется без предъявления особых требований к обучающимся в течение всего учебного года по заявлению родителя (законного представителя) несовершенного ребёнка.

               Объём и срок освоения программы

Объём программы – 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.

               Форма обучения: очная.

               Уровень программы: базовый.

               Особенности организации образовательного процесса.

        Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы:

- добровольность;

- участие обучающихся в программе на добровольных началах;

- доступность;

- подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы;

- позитивность;

- положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность;

- последовательность;

- подача материала осуществляется поэтапно;

- дозированность;

- информация не превышает запрос целевой группы;

непрерывность и систематичность;

- осознание обучающимися волонтёрского движения личностной и социальной значимости их деятельности.

                Организационные формы обучения.

                Состав группы обучающихся – постоянный.

Программы «Волонтёры» предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия;

Теоретические занятия – проводятся в виде групповых, развивающихся, профилактических, обучающих и тренинговых занятиях, учёбах, сборах, бесед и т.д. Практические занятия – проводятся виде мини – тренингов, игр, конкурсов, опросников, акций, дискуссии и т.д. Оформление информационных стендов, плакатов, листовок и т.д. Индивидуальные занятия проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном порядке.

                 Режим занятий

Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Заняия проводится 1 раз в неделю по 2 часа.

1.2. Цели и задачи программы

Цель – формирование морально – нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтёрскую деятельность.

Задачи:

  • Воспитывать у обучающихся такие нравственные понятия, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание».
  • Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
  • Распространение волонтёрского движения в школе.
  • Привлечь общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей, проблемам села.

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.1

Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены

2

2

0

Наблюдение Тестирование

Диагностика Диагностическая игра

2.Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения

2.1

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.

2

2

0

Анкетирование Опрос

2.2

Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности молодёжи

2

2

0

Тестирование Диагностика

2.3

Мотивация волонтёрской деятельности. Роль Волонтёрство в личностном развитии

4

2

2

Анкета

Наблюдение

Беседа

3.Игровые технологии в работе волонтёра

3.1

Игробаза

4

2

2

Контрольное упражнение Наблюдение

3.2

Игровая программа

4

1

3

Творческая работа Наблюдение

3.3

Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников

4

1

3

Организация и проведение благотворительных акций

Наблюдение

4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ

4.1

Искусство говорить «Нет». Возможные способы отказа от не желательного предложения, действия. Встреча с психологом

4

2

2

Беседа Тестирование Наблюдение

4.2

Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике зависимостей.

6

2

4

Беседа Анкетирование

4.3

Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение мероприятий по профилактике.

2

1

1

Опрос Анкетирование Наблюдение

5.Информационные технологии в работе волонтёров

5.1

Презентация. Принципы создания, способы и правила демонстрации

2

1

1

Творческое задание

5.2

Информационный буклет. Принципы и алгоритм создания.

2

1

1

Конкурс работ

5.3

Листовка-флаер. Принципы и алгоритм создания.

2

1

1

Творческое задание

6.Основы проведения социальных дел

6.1

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

6

2

4

Проведение акций Моделирование ситуаций

6.2

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.

6

2

4

Организация мероприятия. Защита проекта

7.Психологическая подготовка волонтёра

7.1

Особенности работы с младшими школьниками

6

2

4

Опрос Тестирование

7.2

Тренинг личностного роста

2

0

2

Беседа

Наблюдение Диагностика Тестирование

7.3

Тренинг коммуникативных навыков

2

0

2

Опрос

Тестирование

7.4

Тренинг толерантности

2

0

2

7.5

Особенности работы с младшими школьниками

6

2

4

8.Специальная подготовка волонтёров

8.1

Особенности работы с  ветеранами и пожилыми людьми

4

2

2

Организация мероприятия Устный анализ самостоятельной деятельности

8.2

Особенности работы с людьми ОВЗ

4

2

2

Организация мероприятия Наблюдение Устный анализ самостоятельной деятельности

Итого

72

30

42

       

            Содержание программы

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория: Введение. Правила технике безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Знакомство с группой.

2.Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения. (8час)

Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности молодёжи. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества.

Практика: Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии.

3.Игровые технологии в работе волонтёра (12 час)

Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

Практика: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников.

4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ (12 час)

Теория: Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Встреча с инспектором КДН. «Умение отказаться». Встреча с психологом. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.

Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.

5.Информационные технологии в работе волонтёров (6час)

Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.

6.Основы проведения социальных дел (12 час)

Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.

Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.

7.Психологическая подготовка волонтёров (12час)

Теория: Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности людей пожилого возраста.

Практика: Тренинг личностного роста. Тренинг коммуникативных навыков. Тренинг толерантности.

8.Специальная подготовка волонтёров (8 час)

Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.

Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.

  1. Планируемые результаты

Личностные:

- формирование активной гражданской позиции, положительного отношения молодёжи к добровольческой деятельности;

- воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердию, доброты, отзывчивости, сохранении и укреплении здоровья.

        Метапредметные:

- развитие у молодёжи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации:

- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;

- развитие творческие способности, потребность в саморазвитии;

- развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;

- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;

- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

        Предметные:

- обучение молодёжи знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтёрской деятельности;

- знакомство с историей существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтёрской деятельности;

- обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;

- специальная подготовка волонтёров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).

        Результаты в перспективе:

- развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлеченности молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи в криминогенную среду;

- обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;

- расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);

- формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 календарный учебный график 2023 год

Месяц

Дата

Кол-во часов

Время

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

7

2

15.00-17.15 (четверг)

Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.

МОАУ СОШ с.Томское каб №33

Тестирование Диагностическая игра

2

сентябрь

14

2

Социальная работа и социальное служение. История добровольчеств.

Анкетирование Опрос

3

сентябрь

21

2

Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности молодёжи

Тестирование

Диагностика

4

сентябрь

октябрь

28

5

4

Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии

Беседа

Тестирование

5

октябрь

12

19

4

Игробаза

Беседа

6

октябрь

ноябрь

26

2

4

Игровая программа

Творческая работа

Наблюдение

7

ноябрь

9

16

4

Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников

Наблюдение

8

ноябрь

23

2

Искусство говорить: «Нет». Возможные способы отказа от нежелательного предложения, действия. Встреча с психологом.

Беседа

Тестирование

9

ноябрь

30

2

Искусство говорить: «Нет». Возможные способы отказа от нежелательного предложения, действия.

Опрос

10

декабрь

7

14

21

6

Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике зависимостей

Беседа

Анкетирование Творческая работа

11

январь

11

Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение мероприятий по профилактике.

Анкетирование Творческая работа

12

январь

18

2

Презентация. Принципы создания, способы и правила демонстрации

Творческое задание

13

январь

25

2

Информационный буклет. Принципы и алгоритм создания

Творческое задание

14

февраль

1

2

Листовка-флаер. Принципы и алгоритм создания

Творческое задание

15

февраль

8

15

22

6

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности

Проведение акций

16

февраль

март

29

7

14

6

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.

Организация мероприятий наблюдение

17

март

апрель

21

28

4

6

Особенности работы с младшими школьниками

Беседа Тестирование

18

апрель

11

2

Тренинг личностного роста

Беседа Наблюдение Диагностика

19

апрель

18

2

Тренинг коммуникативных навыков

Беседа Наблюдение Диагностика

20

апрель

25

2

Тренинг толерантности

Беседа Наблюдение Диагностика

21

май

2

9

4

Особенности работы с ветеранами и пожилыми людьми

Беседа

22

май

16

23

4

Особенности работы с людьми ОВЗ

Беседа

Итого

72 часа

2.2 Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

  1. Канцелярия (бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки)
  2. Символика и атрибутика (футболки, кепки, бейджи, баннер)
  3. Дидактические материалы

- сценарии и методические разработки мероприятий

- личная книжка волонтера

- кодекс и памятка волонтера

- учебно-наглядные пособия

4.  Средства обучения

     - ноутбук

     - магнитная доска

     - учебные столы и стулья

        Информационно методическое обеспечение

- материалы к занятиям (статьи, аудио, видеоматериалы)

- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья.

        Кадровое обеспечение

Программу реализовывает: педагог-организатор. (Профессиональная переподготовка ООО «Центр инновационного образования и воспитания» Единый урок 14.10.2021г., Курсовая подготовка «Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ» ГАУ ДПО «АмИРО» с 26.05.2021г. по 28.05.2021г.)

2.3 Формы аттестации

        Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:

- внешняя оценка (мероприятия различного уровня – конкурсы, смотры);

- внутренняя оценка (личностные: портфолио, метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях, предметные; анализ результатов тренингов, тестирование).

        Способы проверки результатов освоения программы;

- систематическое участие в добровольческих мероприятиях;

- тестирование обучающихся «Я- волонтёр!»

- контрольные упражнения «Я – волонтёр!»

- количество проведенных мероприятий;

- количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;

- наличие документов, подтверждающих результаты волонтёрской деятельности (портфолио, волонтёрская книжка);

- участие в конкурсах; «Добровольцы России», «Лучший волонтёр отряда», «Лучший волонтёрский проект», «Лучший руководитель волонтёрского отряда» и т.д.

- участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер-классах волонтёрского движения;

- организация, реализация социально – значимых проектов;

- создание авторских социально – значимых проектов.

2.4 Оценочные материалы

Пакет диагностических методик;

Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдений, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.

Методики:

- Тест «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности)

- Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности.

- «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельностно–поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей для добровольческой деятельности; реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях)

- тестирование обучающихся «Я-волонтер!»

- контрольные упражнения «Я-волонтер!»

- диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

- тест «Лидеры бывают разные»

- стена гласности

- экран соревнований (Пирамида личностного роста).

- тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)

- опросник – определение направленности личности

- анкетирование: «Я-волонтер!», «Этапы развития волонтнрского движения в России», характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.

Фонд оценочных средств программы

Фонд оценочных средств включает в себя:

- средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус-группа, дебрифинг и др.);

- средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности: (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);

- средства оценивания, предпологающие анализ деятельности; (мониторинг, конкурс, организационно-деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.);

- средства оценивания интегративного характера: (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).

Для проведения промежуточной аттестации:

  1. Подобрать нормативно-правовые документы по вопросам добровольческой деятельности.
  2. Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах».
  3. Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских организаций».
  4. Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру.
  5. Описать принципы волонтерской деятельности.
  6. Описать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров.
  7. Рассмотреть технологии набора волонтёров.
  8. Составить вопросы для интервью с волонтером.
  9. Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров.
  10. Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров.
  11. Представить методы оценки работы волонтера.
  12. Описать технологии обучения волонтеров.
  13. Разработать профориентационный волонтерский проект «Один день в ВУЗе».
  14.  Написать эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества (или «Я – волонтер!».
  15.  Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская деятельность», «социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др.
  16. Составить буклет «Памятка молодого волонтера».
  17.  Разработать памятку «Как стать волонтером»
  18. Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально-значимых проектов.
  19. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности.
  20. Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер».
  21. Выполнить презентацию по теме «Волонтер это…».
  22. Выполнить коллаж по теме «Современные направления волонтерской деятельности».

2.5 Методическое обеспечение

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:

- гуманизация педагогического процесса;

 - индивидуализация и дифференцированный подход;

- демократизация.

Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтерского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от общения.

При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:

- игровые методы;

- наглядно-словесные методы;

- методы диагностики;(метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная работа).

- приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы поведения занятий.

- занятие-экскурсия

- занятие-путешествие

- занятие-исследование

- занятие лекция

- занятие – игра

Деятельность и технологии:

- популяризация добровольчества в МОАУ СОШ с.Томское

- коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами учреждения, добровольческими центрами, органами власти, городскими организациями, работающими с добровольцами;

- создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений) в добровольческих усилиях и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;

- обеспечение информации, знаниями и инструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;

- деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев;

- проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования;

- создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций;

- организация конкурсов добровольческих проектов и др.

Методы обучения:

Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных на него обязанностей.

Словесные методы (источником знания является устное  или печатное слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня:

- первый – описание функциональных обязанностей,

- второй – распределение ролей о ответственности.

На первом уровне добровольцу сообщается:

- что необходимо делать в ходе работы;

- чего нельзя делать;

- что надо делать, оказавшись в конкретной сложной ситуации.

Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. В процессе тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки.

Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в поцессе всей деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.

Методы воспитания:

Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример. Метод организации деятельности: приучение, требование, создание воспитательных ситуаций.

Метод стимулирования: поощрения, наказание соревнование.

2.6 Рабочая программа воспитания

        Программа воспитания МОАУ СОШ с.Томское на 2022-2023 учебный год (далее – Программа воспитания) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».        

        Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

-        неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

-        ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;

- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.

        Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

        Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1)        в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2)        в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3)        в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

        Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

-        принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

-        принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

-        принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

-        принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

2.7 Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

«День окончания второй Мировой войны» - акция «Память»

Акция

Сентябрь

День пожилого человека Акция «Добро»

Акция

Октябрь

Акция «Незабудка - символ дня матери»

Акция

Ноябрь

Акция «Вкусный подарок лохматому другу»

Акция

Ноябрь

Международный день добровольца в России.

Классный час

Декабрь

Акция «Кто, если не я»

Акция

Декабрь

Акция «Ветеран – гордость наша»

Акция

Февраль-май

Акция «Доброе дело своими руками».

Акция

Апрель

Международная акция

«Георгиевская ленточка».

 Акция

май

4.Список литературы

Для педагога:

1.        Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.

2.        Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56

4.        Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг. – 60 с.

5.        Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно- смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.

6.        Волонтерство Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные.

Для детей

1.        Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.

2.        Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003-608с.

3.        Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы - СПб: Лениздат, 1992.-400 с.

4.        Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер, 2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).

Для родителей:

1.        Программа обучающего курса школы волонтеров “Академия добра”. ГУ “Мордовский республиканский молодежный центр”.

2.        Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.

3.        Агапов Е. Социальная помощь и культура // вопросы социального

обеспечения. 2006 - №21.

4.        Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...