Тренинг "Я+ТЫ=МЫ"
материал

Широкова Юлия Александровна

Индивидуально-личностные и профессиональные качества воспитателей  тесно взаимосвязаны с успешным образованием дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс выстроен таким образом, что с детьми контактирует не один педагог, а несколько членов образовательного коллектива, вплотную взаимодействуя друг с другом. Формирование навыков по сохранению психологического здоровья педагога психологической службой дошкольного образовательного учреждения так же важно, как и его профессиональная подготовка и сравнима с значимостью приобретаемых знаний на курсах повышения квалификации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ya_tymy.docx113.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88» (МДОАУ № 88), 2 корпус

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

с элементами тренинга

для педагогов ДОУ

«Я + ТЫ = МЫ»

C:\Users\Liza\Desktop\depositphotos_251894133-stock-illustration-group-therapy-cartoon-icon-set.jpg

 

Оренбург, ул. Геннадия Донковцева, 5/7

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

        Научная актуальность проблемы межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОУ состоит в том, что данная проблема на сегодняшний момент мало изучена современными авторами.

        Практическая актуальность эмоционального принятия коллег и взаимодействия с ними выражается во влиянии межличностных отношениях педагогов на снижение показателей результатов труда.

        Индивидуально-личностные и профессиональные качества воспитателей  тесно взаимосвязаны с успешным образованием дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс выстроен таким образом, что с детьми контактирует не один педагог, а несколько членов образовательного коллектива, вплотную взаимодействуя друг с другом. Формирование навыков по сохранению психологического здоровья педагога психологической службой дошкольного образовательного учреждения так же важно, как и его профессиональная подготовка и сравнима с значимостью приобретаемых знаний на курсах повышения квалификации.

        Педагогический коллектив 2 корпуса МДОАУ № 88 находится в периоде становления и развития (вновь выстроенное здание и вновь набранный коллектив). И здесь большую роль играет создание модели будущего коллектива, основанной на межличностных взаимоотношениях.

         Межличностные отношения включают в себя:

• восприятие и понимание людьми друг друга;

• межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

• взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

        Среди компонентов межличностных отношений можно выделить следующие:

1) когнитивный компонент – все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми (симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

        Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности – неудовлетворенности группы и ее членов. Психологический климат в коллективе напрямую связан с межличностными отношениями, которые в свою очередь оказывают влияние на настроение, самочувствие, удовлетворенность процессом совместной деятельности и общения.

        Существенное влияние на межличностные отношения в коллективе оказывают семь основных центраций, выделенных психологом-исследователем А.Б. Орловым, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отдельных, конкретных педагогических ситуациях:

• эгоистическая (центрация на интересах своего "Я");

• бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);

• конфликтная (центрация на интересах коллег);

• авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);

• познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);

• альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);

• гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся).

        Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог.

        Обязательность личностных качеств: адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний воспитанников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.

        Требования второго уровня предъявляются к педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает – это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

        Таким образом, основная задача психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.

Форма проведения: развивающее занятие с элементами тренинга.

Место проведения: музыкальный  зал МДОАУ № 88, 2 корпус

Время занятия: 13.15 – 14.15 часов

Целевая аудитория: педагоги, группа не более 30 человек.

Оборудование: стулья – по количеству участников; листы А4 со значками правил группы; длинная веревка, приз – коробка конфет, воздушные шарики – по количеству участников; 2 карандаша; спокойная негромкая музыка, веселая игровая мелодия; доска, рисунок дерева (без листьев), разноцветные стикеры на клейкой основе.

Цель – эмоциональное принятие педагогов МДОАУ и определение своего места в педагогическом коллективе

Задачи занятия: 

1. Овладение новыми социально-психологическими знаниями;

2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

3. Профилактика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

План тренинга

Этапы и содержание занятия

Время, минуты

1 этап. Вводная часть:

15

1) Ритуал приветствия

3

  • Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что …»

3

2) Разминка

12

  • Знакомство с правилами

2

  • Социометрическая игра «Капитан корабля»

10

2 этап. Основная часть

35

1) Упражнения, направленные на образование команд / внутренних групп

8

  • Упражнение «Гусеница»

8

2) Упражнения, направленные на перегруппировку

20

  • Упражнение «Говорящие руки»

10

  • Игра «Да и нет»

5

  • Музыкальная пауза «Взболтай-ка»

5

3) Упражнения, направленные на взаимодействие

7

  • Упражнение «Пронеси карандаш»

7

3 этап. Заключительная часть

10

1)        Рефлексия        

7

  • Упражнение «Осеннее дерево»

7

2)        Подведение итогов, ритуал прощания

3

  • Упражнение «Спираль»

3

Итого:

60

ХОД ТРЕНИНГА

1 этап. Вводная часть

1) Ритуал приветствия – 3 минуты

- Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что …»

Время выполнения: 3 минут.

Цель: снятие агрессии, умение находить похожие качества в окружающих людях.

Ход упражнения: 

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Рефлексия:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

2) Разминка – 12 минут

- Знакомство с «Правилами группы»

Время: 2 минуты. 

Ресурсы: листы А4 с значками правил группы.

Ход упражнения: педагоги сидят на стульях в полукруге и участвуют в обсуждении правил:

- Прежде чем мы приступим к выполнению тренинговых упражнений, обсудим некоторые правила, которые должны работать в группе до конца занятия:

  • Отключить телефоны.
  • Проявлять активность.
  • «Взаимное уважение» - слушать друг друга, не перебивая.
  • «Один микрофон» - говорить только от своего лица.
  • «Здесь и сейчас» - не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • «СТОП» - в случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Рефлексия:

  • Принимаем эти правила? Голосуем.
  • Правила нами приняты единогласно, и мы обязуемся выполнять их в ходе тренингового занятия.

- Социометрическая игра «Капитан»

Цель: формирование команд / внутренних групп, активизация работы в группе.

Время выполнения: 10 минут.

Психологи называют капитанов. Те, в свою очередь, собирают себе команду / внутреннюю группу. После формирования капитанов выводят из зала, а командам / внутренним группам дается задание на все буквы имени капитана найти качества, которые они хотели бы сформировать и у себя, и записать их на отдельных листочках (каждому качеству – свой листочек).

Далее капитаны приглашаются в зал и им зачитываются качества, без выделения букв, на которые они подобраны. Капитан должен отгадать качества, названные своими командами собрать их и вывесить на магнитную доску

Рефлексия:

  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Сложно ли было выполнять задания?
  • Как себя чувствует капитан? Команда / внутренняя группа?

  1. этап. Основная часть.

Педагог в детском саду очень тесно взаимосвязан со своими коллегами, и никто не станет отрицать важность межличностных взаимоотношений. Если в коллективе все педагоги сотрудничают на одной волне, то коллектив добивается высоких результатов. «Но коль в товарищах согласья нет…» - вспомните известную басню И.А. Крылова и плачевный результат.

Сегодня мы с вами  опробуем комплекс упражнений, подобранных нами для занятия, которые вы можете взять в свой опыт.

1) Упражнения, направленные на образование команд / внутренних групп

  • Упражнение «Гусеница» - 8 минут

Цель: формирование доверия членам своей команды / внутренней группы..

Ход упражнения: 

- Сейчас мы с вами с помощью воздушных шариков превратимся в большую гусеницу и будем вместе передвигаться по залу.

Встаем цепочкой, руки кладите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Капитан держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти, как можно быстрее до противоположной стены. Победит та команда / внутренняя группа, которая первой доберется до цели. Победителя ждет приз.

Рефлексия:

  • Что испытывали при выполнении задания?

2) Упражнения, направленные на перегруппировку

  • Упражнение «Говорящие руки»         - 10 минут

Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения:

Участники, стоя лицом друг к другу, встают в два круга: внутренний и внешний. Участники выполняют команды ведущего психолога, МОЛЧА, в образовавшейся паре. По сигналу ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  • Поздороваться с помощью рук.
  • Побороться руками.
  • Помириться руками.
  • Выразить поддержку с помощью рук.
  • Пожалеть руками.
  • Выразить радость.
  • Пожелать удачи.
  • Попрощаться руками.

Рефлексия:

  • Что было легко, что сложно?
  • Кому было сложно молча передавать информацию?
  • Кому легко?
  • Игра «Да и нет» - 5 минут

Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, снятие агрессии, готовность участников к общению.

Ход упражнения:

- Вы остаетесь в парах из упражнения «Говорящие руки» и так же стоите друг напротив друга. Определитесь, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Начинает игру участник под словом «Да». Второй тут же отвечает ему: «Нет!». Первый снова говорит: «Да!», но уже чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее.

        Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Рефлексия:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?
  • Музыкальная пауза «Взболтай-ка» - 5 минут

Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, снятие агрессии, раскрепощение телесных зажимов.

Ход упражнения: Участники танцуют, передвигаясь по залу в одиночестве! Каждый должен переместиться с места, на котором стоял до этого. Как только музыка остановилась, участники замирают на том месте, где прервалась мелодия.

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали во время танца?
  • Сменили ли вы позицию в пространстве?

3) Упражнения, направленные на взаимодействие

•        Упражнение «Пронеси карандаш»- 5 минут

Цель: умение приспосабливаться к меняющимся условиям, развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения: Психологи разбивают группу на 2 команды произвольно.

-  Сейчас вы своими командами построитесь в 2 колонны за чертой (длинная веревка), где лежит карандаш. Ваша задача — двум стоящим друг за другом членам команды, взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем. Вы должны пронести его до разметки и вернуться обратно. И так, все члены команды. Кому не хватило пары, приглашайте желающих.

        После выполнения – устное поощрение и рассаживание по стульям в круг.

Рефлексия:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?

3 этап. Заключительная часть.

1) Рефлексия

  • Упражнение «Осеннее дерево»- 5 минут

Цель: развитие самоанализа.

Ход упражнения:

- Предлагаю вашему вниманию силуэт дерева, нарисованный на доске. Около доски лежат желтые стикеры (так как сейчас осень) – это осенние листочки. Ваша задача наклеить их в соответствии с указанием:

  • Если выполненные вами сегодня УПРАЖНЕНИЯ ПРИНЕСЛИ ВАМ ПОЛЬЗУ, и вы возьмете их себе в копилку, чтобы применить в определенной подходящей ситуации, то клеите листочки – НА ВЕТКИ (это ваш будущий ресурс).
  • Если вы считаете, что ничего вам не пригодится, и вы зря потратили время сегодня, то клеите листочки – на землю, около корней дерева (это бесполезные для вас знания).

 Рефлексия:

  • Легко было определиться?

2) Ритуал прощания. Подведение итогов

- Упражнение «Спираль»

Цель: разрядка, создание хорошей атмосферы, понимание значимости каждого участника в выполнении общей задачи, завершающий аккорд тренинга.

Ход упражнения:

- Мы с вами хорошо поработали. И в завершении тренингового занятия я предлагаю взять друг друга за руки и образовать круг.

Один психолог разрывает круг, берет первого участника и ведет за собой всю группу, идя в центр круга по внутренней стороне круга, до образования плотной свернутой спирали, в центре которого находится ведущий. Другой психолог замыкает спираль и следит за состоянием участников.

По команде психолога, стоящего в центре спирали, группа делает одновременно несколько совместных глубоких вдохов и выдохов (по принципу упражнения «Доброе животное»). Необходимо почувствовать себя единым целым с группой.

Далее замыкающий психолог благодарит всех за работу и два психолога одновременно прощаются. После этого все участники группы отпускают руки и расходятся.

 

Источники:

  1. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  2. Тренинг на стрессоустойчивость для сотрудников. – https://www.hr-director.ru/article/67194-trening-snyatie-emotsionalnogo-napryajeniya-19-m3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...