Учебный матeриал
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Долгополов Родион Михайлович

Учебный матeриал в раздел "Основная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ
В ПОВЕСТИ КУПРИНА «ОЛЕСЯ»

Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.

Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:

«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».

В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».

Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

Повесть – вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»

Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».

В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).

1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины природы?

Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)

2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?

Работа в парах. Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».

Олеся

Иван Тимофеевич

Принятые в обществе нормы
поведения чужды ей

Находится во власти общественного

мнения

С открытой душой

Сосредоточен на своем мире

Трагические предсказания

Слабость

Самоотверженность и др.

Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др.

Комментирование работы с опорой на текст.

Учитель. Образы героев автор создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз – причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».

Жизнь  Олеси  проходит  изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?

Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в произведениях Куприна».

III. Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

1. Символ – это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение,  противоборство,  на  которых  построено  развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон – Суламифи;

б) Желтков – Вере Шеиной;

в) Желтков – Богу;

г) Ромашов – Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

б) «Окаянные дни»;

в) «Темные аллеи»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте  произведения  Бунина,  главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

б) «Суходол»;

в) «Таня»;

г) «Легкое дыхание».

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) господин из Сан-Франциско;

в) Малютин;

г) корнет Елагин.

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

А) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

г) Соломон («Суламифь»).

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

а) «Темные аллеи»;

б) «Легкое дыхание»;

в) «Антоновские яблоки»;

г) «Суходол».

10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой – с нежным и страстным сердцем»?

а) Об Олесе («Олеся»);

б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);

в) о Шурочке («Поединок»);

г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»).

11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) «Лунная соната» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена;

г) «Соната № 2» Бетховена.

12. Какой  художественной  деталью  завершается  повесть  Куприна «Олеся»?

а) письмо к возлюбленному;

б) букет полевых цветов;

в) косынка Олеси;

г) нитка красных бус.

13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть;

б) роман;

в) очерк;

г) новелла.

14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

г) восприятие американцами Советской России.

15. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;

в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;

г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».

16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

а) князю Шеину;

б) чиновнику Желткову;

в) генералу Аносову;

г) Вере Шеиной.

17. Из  какого  источника  был  взят  А. Куприным  сюжет  рассказа «Суламифь»?

а) древняя легенда;

б) Библия (Ветхий завет);

в) авторский замысел;

г) исландские саги.

18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

б) Олеся полюбила другого человека;

в) Олесю вынуждают покинуть родные места;

г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

Проверку  выполнения  тестов  можно  провести  с  помощью ассистентов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

б

а

а в г

б

б

б

в

11

12

13

14

15

16

17

18

г

г

а

в

в

в

б

в

IV. Итог уроков.



Предварительный просмотр:

БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»

НА РАССТОЯНИИ ПАМЯТИ…

(Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Сергея Орлова)

ФИО

Гришонкова Татьяна Альбертовна

Населённый пункт

город Вологда

Место работы

БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»

Контактный телефон

27 94 17

Электронная почта

bib_vsk@mail.ru

НА РАССТОЯНИИ ПАМЯТИ…

Цель: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат-земляков в Великой Отечественной войне.

Задачи: продолжить работу над воспитанием у студентов чувства патриотизма, используя стихи Сергея Орлова и его личное участие в Великой Отечественной войне.

Ведущий. Сергей Орлов. Большой советский поэт. Наверно, не найдется ни одного истинного почитателя поэзии, которому не захотелось бы в своих размышлениях о Сергее Орлове вслух или мысленно произнести эти простые и всё объясняющие слова - «большой советский поэт». 

      Но сначала было детство, овеянное теплым летним духом северного леса, славной ратной стариной белозерской земли. Высокие, большие и чистые снега с малиновыми над ними зорями и рыжими морозными закатами, весенняя, в солнце и синьке, даль Белого озера, пионерские костры и походы, первая проба пера, первое признание таланта - все. Это было в детстве, в ранней юности. А потом - сразу война. 

   Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война.
«Думал ли тогда Сергей Орлов, что через год после поступления в Петрозаводский университет он станет, как и многие его сверстники, защитником своей Родины? О том, как воевал и защищал то, что ему дорого, расскажет нам вторая группа... В Июне 1941 года... Сергей Орлов становится бойцом истребительного батальона народного ополчения из студентов-добровольцев. В ночь на 16 июля бойцов подняли по тревоге: финны развернули первое большое наступление на Петрозаводск. В районе Ведлозера. под деревней Красносельга, студенты - добровольцы приняли бой с противником. Много его товарищей погибло в том бою. Вскоре остатки истребительного батальона были расформированы, и он явился в горвоенкомат.

В горвоенкомате ему была представлена возможность выбрать род войск: авиация или танки. И он стал танкистом. 4 августа 1941 года Сергей Орлов был зачислен «на должность красноармейца» в 12-й запасной танковый полк, что и значилось в его послужном списке. Спустя два месяца его направили в танковое училище в Челябинск. Первый сборник стихов «Фронт» (вместе с С. А. Телькановым) он выпустил, будучи курсантом этого училища, в 1942 году.

Чтец 1

Я на войне писал стихи украдкой, 

 Скрывал стихи от посторонних глаз. 
 Под картой в сумке прятал я тетрадку... 

Ведущий  22 февраля этого же года ему было присвоено звание «лейтенант». Первая книга стихов «Третья скорость» (скорость, на которой танки шли в бой) вышла в 1946.

Чтец 2

Поутру, по огненному знаку
Пять машин «KB» ушло в атаку. 

Стало черным небо голубое. 
В полдень приползли из боя двое. 

Клочьями с лица свисала кожа, 
Руки их на головни похожи. 
Влили водки им во рты ребята, 
 На руках снесли до медсанбата, 
Молча у носилок постояли, 
И ушли туда, где танки ждали. 

Чтец 1

Дружба

Её начало – в танке тесном,

Где всё делилось пополам,

Как чёрный хлеб, вино и песни,

Необходимые бойцам.

О ней, негромкой и суровой,

В огне проверенной стократ

И освящённой алой кровью,

Солдаты вслух не говорят.

Ей клятв о верности не нужно.

Она, такая, выше их.

Солдатская простая дружба –

Как папироса на двоих…

Ведущий  Как подлинный поэт, Орлов сложился на войне. «Третья скорость» - не что иное, как попытка создать портрет однополчанина, это отзвук самых ярких и неповторимых впечатлений о той трагической поре, уверенно вводит его в круг советских поэтов. У него есть за плечами прошлое, но главное дело жизни его - война. Война - ради будущего.

   Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжелого танка КВ. Танк, на котором воевал Сергей Орлов, был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. Таким можно увидеть  танк в стихах Сергея Орлова.

Чтец 1

После марша 
Броня от солнца горяча,
И пыль похода на одежде.
Стянуть комбинезон с плеча -
И в тень, в траву, но только прежде
Проверь мотор и люк открой:
Пускай машина остывает.
Мы все перенесем с тобой -
Мы люди, а она стальная...
1944

Чтец 1

Смотровая щель
В машине мрак и теснота.
Водитель в рычаги вцепился...
День, словно узкая черта,
Сквозь щель едва-едва пробился. 

От щели, может, пятый час
Водитель не отводит глаз.
А щель узка, края черны,
Летят в нее песок и глина,
Но в эту щель от Мги видны
Предместья Вены и Берлина.

Чтец.1  

В танке холодно и тесно

В танке холодно и тесно.

Сыплет в щели снег-пурга.

Ходит в танке тесном песня

Возле самого врага.

Крутит мёрзлыми руками

Ручки круглые радист.

Из Москвы, должно быть, самой

Звуки песни донеслись –

Через свист и вой снарядов,

Через вёрст несчетных тьму.

Ведущий. Только танкист смог бы найти такую точную деталь: «В танке холодно и тесно. Сыплет в щели снег-пурга …».

Ведущий. Сергей Викулов так вспоминал о неожиданном приезде в Белозерск зимой 1942 года Сергея Орлова: «Оказывается, эшелон, с которым он следовал к фронту, по какой-то причине на двое суток остановился в Череповце. Сергею - не жить, не быть - захотелось домой. Хоть на час [..Рассказал об этом своему командиру, смущаясь, краснея : боялся - не поймёт...но тот понял...

Сто километров от Череповца до Белозерска… И летом не близко. А тут ещё зима.. .Как уж он добирался до Белозерска - одному Богу известно. Екатерина Яковлевна помнит только, как всплеснула руками, увидев его в дверях, в чёрном танкистском комбинезоне, измученного, но счастливого... Прижалась она к нему, радуясь и недоумевая ,порываясь помочь ему раздеться, а он: «Погоди, мама, дай маленько посижу...». И сел. И откинул голову к стене, и вытянул ноги: «Уф...дома!»

Чтец1

Мать.

Она молилась за победу,

- Шесть сыновей на фронт ушли,

Но лишь когда упал последний,

Чтоб никогда не встать с земли,

Победа встала на пороге,

Но некому её встречать...

-Кто там?...- Спросила вся в тревоге

 От слёз ослепнувшая мать.

1945 год.

Ведущий Зимой того же года он прибыл на Волховский фронт, в район станции Назия, что недалеко от железнодорожной станции Мга, к месту дислокации 33-го танкового полка резерва Главного командования.

Первый свой бой командир тяжёлого танка КВ-1 Орлов принял у приладожской деревни Карбусель. В перерывах между сражениями он продолжал писать стихи и публиковал их в армейской газете «Ленинский путь».

Это было 18 марта 1943 года. На следующий день бой за Карбусель возобновился. И танки, подымавшиеся по склонам высотки, и юркие фигуры пехотинцев, ворвавшихся в

о вражеские траншеи, и чёрные ленты сигнальных ракет - всё это лишь угадывалось сквозь косую сетку мокрого весеннего снега. Карбусель была взята.

      А утром Сергей прочитал нам свое ныне знаменитое стихотворение «Карбусель».] 

Ведущий  Стихи посвятил он памяти своих товарищей, погибших в боях за эту деревню.

Чтец 2

Мы ребят хоронили в вечерний час. 
В небе мартовском звезды зажглись... 
Мы подняли лопатами белый наст, 
Вскрыли черную грудь земли. 

  ...А была эта самая Карбусель — 
Клок снарядами взбитой земли. 
После бомб на ней ни сосна, ни ель, 
Ни болотный мох не росли... 

Прогремели орудия слово свое. 
Иней белый на башни сел. 
Триста метров они не дошли до нее... 
Завтра мы возьмем Карбусель! 

Ведущий 

    Но вернемся во фронтовую землянку. 

Только бывалый фронтовик знает, что в землянке «…знакомо все наперечет: солдат усталых перебранка, песок за шиворот течёт ».

Чтец 1

В землянке

Сладок отдых нам в тесной землянке 
С непривычною тишиной. 
Громобойные замерли танки 
В перелеске за мшистой стеной. 
Что ж молчишь ты, товарищ бедовый, 
И задумчиво смотришь в огонь? 
Лучше с песней в землянке сосновой 
Разверни на колене гармонь. 

Чтец 1

Прощанье с землянкой

А мы в землянке обжились

И называем нашим домом,

Как будто в ней живём всю жизнь

И жизнь иная незнакома,

Как будто нары в два ряда,

Скрипучий стол  – стоят от века,

И не придумать никогда

Жилья иного человеку.

А нынче мы бросаем дом…

Чтоб масло разогреть и воду,

В костре столы и нары жжём,

Машины на ветру заводим.

Мы не вернёмся назад:

Мы этот день два года ждали.

Ракеты к западу летят,

Зовут грохочущие дали,

Мы рады покидать свой дом.

Прощай, землянка, мы уходим!

Пусть зарастает лопухом

Тропинка торная при входе…

Ведущий

     Ко всему человек привыкает, даже к невероятным трудностям фронтового быта, - была бы цель, во имя которой стоит пережить все трудности. Этого дня, когда уже «ракеты к западу летят», ждали солдаты, ради него могли вынести все. Горят в костре столы и нары, «чтоб масло разогреть и воду», машины готовятся в путь, чтоб к этой землянке уже не вернуться. Солдаты «рады покидать свой дом», хотя впереди еще и лютой стужи не миновать, и многих ожидает гибель, но уже повеяло грозовым освежающим ветром победы!

Ведущий 

    Свое рождение как поэта сам Орлов обозначил датой «Это было 19 марта 1943 года» (название стихотворения, посвященного первому танковому бою, в котором поэту открылись страшный лик войны – и способность найти слова и ритмы, адекватные пережитому)

Чтец 1

Над Ладогою шла весна.

Был март. И снег ложился мокрый

На сосны мачтовые,

На весь приозёрный дикий округ.

С пяти до десяти была

Артподготовка. Сосны срезав,

Передний край врага мела

Гроза огнём, свинцом, железом…

Сигнал атаки прозвучал

Открытым текстом в шлемофонах,

И лес разверзся, зарычал

И двинул вдаль слонов по склонам.

Белы приземисты и злы,

Они полезли на высоты,

Ломая тяжкие стволы,

И вслед за ними шла пехота.

Так высота взята была.

И вылез командир из башни,

Взглянул – сожжённая дотла,

Земля лежала правдой страшной…

На ней святая кровь друзей.

И командир, смежив ресницы,

Подумал горько, что на ней

И колос, может, не родится.

Ведущий  Одно из наиболее сильных стихотворений — не только Орлова, но и всей нашей фронтовой поэзии. 

Чтец  2

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

Ведущий  «Его зарыли в шар земной». Это стихотворение – памятник Неизвестному Солдату, Вечный Огонь, зажженный в его честь. Смерть одного человека, его подвиг приобретает Вселенский масштаб, когда от судьбы, от поступка одного человека зависит судьба всей Земли. Солдат не просто похоронен – его «зарыли в шар земной». «Ему как мавзолей земля» – образ мавзолея – образ вечности, благодарной памяти.

Ведущий Истинная поэзия - всегда обобщение. Именно поэтому маленькая книжка Орлова, рассказывающая о повседневной жизни человека на войне, стала больше, чем еще одним свидетельством очевидца. Она - и страница летописи великой войны, и заповедь всем нам, как нужно жить, как слить свою личную судьбу с судьбой народа. Только поэт-солдат мог сказать о себе и своих товарищах: 

Чтец 2

А мы такую книгу прочитали...
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли.
Пусть нам теперь завидуют поэты:
Мы все сложили в жизни, что могли.

Как самое великое творенье
Пойдет в века, переживет века
Информбюро скупое сообщенье
О путь - дороге нашего полка.

Ведущий Стихи Сергея Орлова дают понять, как ковалась победа. В привычной для воинов смене событий - оборона и наступление, разовые атаки и массовые марши, - решался исход войны.

    А в другом случае, в 1944 году, С. Орлов написал по-ребячески сердитые, задиристые стихи:

Чтец 2

Ожиданием пули не отведешь,

Заклинать судьбу ни к чему.

Будто ты меня силой любви спасешь,

Я не верю совсем тому.

Позабудешь, устанешь ждать за года.

Если мертвым я упаду,

Схорони, забудь, я живой и тогда

Непременно назло приду.

 Ведущий  17 февраля 1944 года в бою за освобождение Новгорода ему чудом удалось выжить. Это было у деревни Гора. От прямого попадания снаряда трое танкистов убиты наповал. Уцелели он да механик-водитель, который всё ещё стрелял из пулемёта по лесу, где засел противник. На них уже горели ватники, горели комбинезоны, они задыхались от дыма и почти теряли сознание, когда, горящие, вывалились из люка; помогая друг другу, они ползли по танковой колее, которая и спасла их и привела к снарядной воронке. На них ещё горели ватники, когда они скатились в эту воронку. Здесь-то их и нашла молоденькая санитарка. Она вытащила обожжённых, истекающих кровью, танкистов из-под обстрела и довела до своих в деревне. Сергей Орлов редко об этом рассказывал и всегда сожалел о том, что не узнал её имени. «Я даже не успел узнать, как звали эту девушку. Помню только, что была она очень маленькая, совсем с ноготок», - вспоминал он впоследствии.

Один из осколков не задел его сердце только потому, что попал в медаль «За оборону Ленинграда».

     Домой, в родной Белозерск, после госпиталя гвардии старший лейтенант Орлов возвращался в апреле 1944 года. О досрочной выписке врачи и слушать не хотели, но Орлов был настойчив, и они пошли ему навстречу… Выдали на руки свидетельство о болезни, одели в армейский бушлат, гимнастёрку, галифе, дали шапку-ушанку-всё в запахах госпитальной хлорки, - и он зашагал спорым солдатским шагом по тракту Череповец-Белозерск.

Чтец 1

             Матери, Екатерине Яковлевне

Пароход покричал, покричал,

Бросил чалку на мокрый причал.

Я на землю по трапу ступил,

За которую в битву ходил,

Спал в лесу, у лесного костра,

Шёл навстречу горячим ветрам,

В тесном танке два раза горел –

Несмотря ни на что, уцелел.

И в разгар вологодской весны

Возвратился сегодня с войны.

Вот он старый, с разбитым окном,

С тополями родительский дом…

Ведущий: Не долечив тяжелые ожоги, в апреле этого года он сбежал из госпиталя в Белозерск. «Не важно, что не зажили еще раны - сам воздух родного края да свет из родных и любимых глаз будет для них исцеляющим бальзамом... - писал позже Сергей Викулов о своем друге. - Еще долго ходил он по Белозерску, как рассказывают сегодня его земляки, с забинтованной, похожей на кокон головой - горели из-под бинтов только воспаленные глаза да чернели губы...»

    Страшно было взглянуть на свое обезображенное лицо, но еще тяжелее, наверное, видеть сочувствующие взгляды, испуганно уходящие в сторону. Жалость, она тяжело ранить может, а надо было жить... Вот тогда, наверное, и зародились стихи, в которых мужества поэту достало и перед собственной бедой. Следы ожогов он впоследствии маскировал, отпуская бороду.

Чтец 1

Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть - и глаз не отвести!

Ведущий Домой после госпиталя демобилизованный по инвалидности гвардии старший лейтенант Орлов вернулся в апреле того же года.

К демобилизованному по инвалидности Сергею Орлову Победа пришла так: сидел с другом с удочкой в руках в устье Ковжи, ни одна травинка не колыхалась, река и озеро сливались с чистым небом, было тихо. На рассвете с озера показалась лодка, и долетел голос, по воде хорошо слышный издалека:  «Эй, что вы сидите! Война кончилась!» О том, как, услышав эту весть, плакали и смеялись.

Чтец 1

Тополь встанет молодой,
Рожь взойдет над головой,
Журавли перо обронят,
Вдаль летя своей тропой.

Будут лить дожди косые,
Будут петь снега…
Будет жить твоя Россия
Всем назло врагам.

Ведущий  Пробовал Орлов свои силы и в кино — им написан (совместно с М. Дудиным) сценарий фильма «Жаворонок», посвященный подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии.

(просмотр отрывка из фильма)

Чтец 1

Мы не пытались в жизни окопаться, 
Нас мало уцелело под огнем, 
Мы думали немного отдышаться, 

Но вот уже опять гремят «подъем». 
Выходим мы в последнюю атаку, 
Как в сорок первом вышли в первый раз 
По грозному пылающему знаку. 
И мой сегодня наступает час. 

Ведущий Сергей Орлов тревожно любил Россию. Вся его огневая поэзия -признание в этом. 

Чтец 2

Жизнь прошла с тех пор,

Не просто годы.

А за ней, там, где огни встают,

В сполохах январской непогоды,

Возле самой смерти на краю,

Скинув молча полушубок в стужу,

Лейтенант в неполных двадцать лет,

Я ремень затягиваю туже

 И сую под ватник пистолет.

Больше ничего со мною нету,

Только вся Россия за спиной

В свете догорающей ракеты

Над железной башней ледяной…

**************************

А земля огромна, фронт безмерен,

Лейтенант – песчинка средь огня.

Как он там в огне ревущем верит

В мирного, далёкого меня!

Ведущий  [Как тут всё  далеко и близко, близко и далеко. И как бы два Орлова. Один Орлов – лейтенант, почти мальчишка, и другой Орлов – уже взрослый, сегодняшний, мирный. Он вглядывается в своё лицо, как в колодец пережитого, и такое впечатление – не столько видит себя, не своё лицо в глубине, а лицо своего товарища-однополчанина, возможно даже погибшего. И это - не литературный приём, нет. Это - свойство характера советского человека вообще и Орлова в частности: вроде бы о себе, а на самом деле о многих других.] (Егор Исаев)

Ведущий Существование человека на войне всегда под угрозой, на грани жизни и смерти. Стихотворение Орлова «Да, не поле перейти...», правда, написанное уже вскоре после войны, резко прочерчивает эту неумолимую грань. В самом деле, — «...если в поле гром снарядов на пути и огонь на суходоле», невольно солдат станет прикидывать свои шансы и подумает:

Чтец 1

Да, не поле перейти -

Жизнь прожить. А если в поле

Гром снарядов на пути

И огонь на суходоле.

Щели чёрные траншей,

В ржавой проволоке травы,

В перелеске батарей

Длинные стволы направо,

Метров восемьсот пути

Под огнём косоприцельным,-

И по полю перейти

В жизни стало главной целью?..

Скажешь, глянув на звезду,

Что сквозь тучи светит скудно:

«Если поле перейду,

Будет жизнь прожить нетрудно…»

Ведущий Все еще ему слышится вой танковых моторов, рокот батарей, глазам видится, как «падают разорванные в клочья небеса нерусские во тьму». Новое время - новые песни. Новая песня уже в иной одежде. Прошагав всю войну в маршевых ротах, она, песня, остается верной спутницей бойцов.

Чтец 2

 «Его зарыли в шар земной, 
           А был он лишь солдат. 
           Всего, друзья, солдат простой. 
           Без званий и наград»
               С.ОРЛОВ 
 
Его зарыли в шар земной. 
Как и его солдат. 
И Млечные пути сейчас, 
Вокруг него пылят. 
 
Вокруг метелицы метут, 
Грома вокруг гремят. 
А в Белозерске просто чтут, 
Как всех своих солдат. 
 
Держался долго он за жизнь, 
Не плакал, не стонал. 
Он ПЕЛ! О том, что пережил, 
О том, что видел, знал. 
 
О том, как хоронил друзей, 
И как в огне горел, 
И как из танка много дней, 
Чрез щель в войну глядел. 
 
Он пел о мире, о земле, 
О женщине простой. 
Он пел о Родине своей, 
Как о земле святой. 
 
Он все отдал этой земле, 
Которую любил! 
Скажите, кто его из нас 
Сегодня не забыл? 
 
От Белозерска, ВЫтегры, 
От Вологды, ТотьмЫ, 
От северных болот, лесов, 
От речки СУхоны 
 
Прими поклон и всех прости, 
Что память коротка. 
Земля. Великая Земля 
Несет тебя в Века. 
----- 
Прости, прими вместо цветов 
Мои стихи, Сергей Орлов 
                                       Лариса  Короткая
 

Ведущий Дом, где он жил во второй половине 1930-х гг., стал мемориальным музеем. Школа, в которой он учился, носит его имя, в стенах этой школы тоже есть музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Орлова. В Белозерске и Вологде память о поэте-земляке увековечена в названиях улиц. В Белозерске установлен памятник поэту работы В. П. Астапова. «Гранитный Сергей Орлов, молодой, с копной непокорных волос, со взглядом, как при жизни, лучистых глаз, устремлённых в даль, в неоглядное поле России, сливающееся где-то на окоёме с синим, манящим небом…»Чтец 1

Россия есть у каждого своя:

Свои леса в ней и свои поляны,

Свои враги в ней и свои друзья

Свои у всех на будущее планы.

 

Но черный хлеб её – у всех один,

Насущный хлеб, что правдою зовется.

Не все им сыты. Только все едим.

Его хватает нам и остается.
Ведущий  И видел он, видел, когда складывал эти строки, синеву родного, древнего Белозерья.

Ведущий …Нас уже отделяют десятилетия от той эпохи, в которой жил и творил Сергей Орлов. За эти годы вышли несколько книг, посвященных его жизни и поэзии. Они важны для постижения творчества поэта. Но как представляется, художественный мир Сергея Орлова и до нашего времени неисчерпаем.

   Но очевидно главное: поэзия Сергея Орлова остаётся востребованной в наши дни. Не только как отзвук ушедших времён, но и как прекрасная «песня» о самой жизни, которая будет вечно.

Чтец 1

Пускай в сторонку удалится критик:

Поэтика тут вовсе не при чем.

Я, может быть, какой-нибудь эпитет —

И тот нашел в воронке под огнем.

Здесь молодости рубежи и сроки,

По жизни окаянная тоска...

Я порохом пропахнувшие строки

Из-под обстрела вынес на руках.

Ведущий Нелегко складывалась литературная жизнь Орлова. Он был человеком прямым и честным, говорил что думал, не мог представить, что в его словах нужно искать иной смысл, чем тот, который он вкладывал. 

   Все остальные подробности биографии Орлова мы найдем в его стихах. Вот только об одном умолчит по скромности он: о том, как высоко ценили читатели, общественность, правительство ратный и поэтический его труд. Между тем Сергей Сергеевич Орлов был награжден орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции.

     Кроме того, за книгу стихов «Верность» ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького. Можно добавить, что Орлов был депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов, секретарем правления Союза писателей РСФСР. 

      Половину из этих сведений мы не найдем ни в анкетах, ни в автобиографиях поэта, которые хранятся в его личном деле члена Союза писателей. Не любил всю «эту писанину» Орлов. Может быть, и мне следует поставить на этом точку.

Использованная литература:

  1. Орлов С.  Белое озеро. – М.: Современник, 1975.- 653 С.
  2.  СЕРГЕЙ ОРЛОВ. Воспоминания современников. Неопубликованное/ [Сост. В. С. Орлова]. – Л. : Лениздат, 1980 
  3. Орлов С.С. Избранное: Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1988. – 655 С.
  4. Орлов С.С. Лирика: Стихотворения. – М.: Советская Россия, 1982. – 192 С.
  5. Орлов С.С. Порохом пропахнувшие строки. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 190 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный матeриал в раздел "Начальная школа"

Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как...

Контрольная работа Электрическое поле.Учебный матeриал в раздел "Основная школа")

Контрольная работа по теме:" Электрическое поле" для 9 классов ,но можно и как самостоятельную работу давать...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Учебный матeриал

Учебный матeриал в раздел "Основная школа"...

Учебный матeриал

Учебный матeриал...