Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 8 кл
рабочая программа (8 класс)

Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 8 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев

имени И.П.Фархутдинова»

Согласовано:

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

_____________/О. В. Дзисяк

Утверждаю:

директор

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

______________Н.И. Барзул

«___»_____________2023 г

«___»___________2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

(интеллектуальное направление)

«Основы читательской грамотности»

8 класс

на 2023 – 2024 учебный год

0,5 часа в неделю

34 учебных недель

17 часов в год

Составила:

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Дзисяк О. В

 

пгт. Вахрушев

2023-2024 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы  читательской грамотности» для учащихся 8  класса  составлена с опорой на:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

На усвоение данного курса в 8 классе  отводится 17 ч ( 0,5  часа  в неделю)

Цель программы:  Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:  

  1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
  2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;  
  3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
  4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
  5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;  
  6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

     Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».  

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;  

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;  

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).    

Общая характеристика курса.

    Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Содержание курса.

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.

Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства..

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Составление схем с опорой на прочитанный текст.

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся научатся

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметныерезультаты:

учащиеся овладеют

- элементарными навыками работы с книгой;

- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- прогнозировать содержание текста;

- находить скрытую информацию в тексте;

- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

- оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

По плану

Фактически

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.

2

Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)..

3

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста

4

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства..

5

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

6

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция

7

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте..

8

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

9

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде..

10

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

11

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

12

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста

13

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

14

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

15

Недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.

16

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

17

Итоговый урок.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.

2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”

3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В.   От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017

4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm  

6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 

7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru 

8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...