Кружок
рабочая программа

Полковникова Анастасия Николаевна

Разработка программы по финансовой грамотности. Темы подобраны по самымым актуальным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekonomist.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Берёзка»

Утверждаю:

Заведующая МДОУ

«Детский сад №17 «Берёзка»

 Московских В.В.

____________________

«      »___________2023 г.

Программа кружка: « Юный экономист» на 2023-2024 уч.год

Подготовила воспитатель:

Полковникова А.Н.

2023 г.

Содержание

 Пояснительная записка………………………………………………

Цели и задачи программы…………………………………………….

Формы и методы проведения занятий……………………………….

Учебно-тематический план…………………………………………...

Содержание программы………………………………………….........

Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры………………….

Глоссарий………………………………..……………………………..

Список используемой литературы……………………………………

Пояснительная записка

В современном мире дети с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи. Они ходят с родителями за покупками, где сталкиваются с определённой терминологией: цена, денежка, банковская карта, скидка и многие другие. Сталкиваются с финансами, походом в банк, ходят с родителями в торгово-развлекательные центры, где родители им частенько напоминают про экономию. Это первое представление о финансовой грамотности у детей.

На практике знакомство с финансовой грамотностью в дошкольном учреждении проходит крайне редко. А чем раньше дети будут ознакомлены с грамотным отношением к собственным деньгам, использованию финансовых продуктов, тем более успешно они смогут себя проявить, когда вырастут.

Итак, финансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Проведение статистических исследований говорит о том, что  заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

В дошкольном учреждении детей необходимо знакомить с финансовой культурой, это будет в дальнейшем опорой для становления финансово подкованной личности.

В реализации программы используются формы развивающегося обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.  Знакомство детей дошкольного возраста происходит в игровой форме.

Цель и задачи программы

Цель: создать благоприятные условия для формирования культуры финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста, сформировать нормы финансово-грамотного поведения, а так же подготовить к жизни в современном обществе.

Задачи  программы:

-знакомство детей с основными экономическими понятиями (деньги, цены, оплата труда и т.д.).

-формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

-формировать понятие основных правил расходования денежных средств;

-формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;

-воспитывать уважения к труду, людям труда, бережному отношению ко всем видам собственности.

-воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

-воспитывать нравственно-экономические качества личности дошкольника.

Формы и методы проведения занятий.

Формы работы: образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах.

-Беседы о финансовой грамотности, в саду, дома с родителями.

-использование ИКТ – технологий;

-виртуальные экскурсии;

-сюжетно-ролевые игры;

-решение проблемных ситуаций;

-чтение художественной литературы;

-использование сказок и мультфильмов с экономическим содержанием.

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является – игра. Естественно, что в игре ребёнок проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приёмы в их сочетании.

Программа разработана для детей 4-5 лет.

Образовательная деятельность с детьми реализуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка,

продолжительность-20 минут.

Сроки реализации программы: один учебный год, с сентября по май.

Список детей

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Учебно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Понятие об экономике и экономии. Что я могу сэкономить?

Что такое деньги? Как они возникли? Виды денег (монеты, банкноты, пластиковые карточки).

Октябрь

 Моя копилка, помощь семейному бюджету. Монета нашей страны России.

За покупками пошли. Калужские продукты.

Магазины бывают разные. Рациональный выбор товаров.

Профессия, её значимость для бюджета семьи.

Ноябрь

Что такое финансовый ресурс (заработная плата, пенсия, пособие по безработице).

Что такое банк? (Знакомство с банковской картой, устройством банка).

 Сколько стоит? Что такое «цена»?

Мы с мамой пошли в магазин. Что я выберу себе, маме, папе.

Декабрь

Труд и доход.

Прибыль.

Сбережения.

Купим другу подарок. Народные промыслы.

Январь

Как сохранить богатство природы?

Экономия света, воды.

Февраль

Поговорим о профессиях. Артист, библиотекарь, бухгалтер.

Поговорим о профессиях. Водитель, военнослужащий, педагог.

Поговорим о профессиях. Врач, менеджер, повар.

Поговорим о профессиях. Продавец, сапожник, спасатель.

Март

Поговорим о профессиях: плотник, воспитатель, машинист

Копейка рубль бережёт.

Самостоятельная покупка. Мой выбор.

Что такое долг? Как отдать долги.

Апрель

Что такое товар?

Товар-деньги-товар.

Хлеб - всему голова. Бережное отношение к продуктам.

Какие бывают потребности?

Май

Экономим играючи.

Интересная реклама.

Создаём собственную рекламу товара.

Творческое занятие.

Знаете ли вы экономику? Обобщающее занятие.

Содержание программы.

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста.

Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям. В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей. Дети знакомятся с денежным номиналом, используемым в нашей стране.

Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры.

В результате завершения реализации программы ребёнок может:

*применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации образовательных мероприятий (деньги, цена, товар и т.д.);

*осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

*иметь представления о зарплате, пенсии, пособия на детей;

*проявляет ответственность за начатое дело;

*понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;

*понимать суть термина «сбережения семьи»;

-понимать, что реклама может помочь или навредить бюджету семьи, всё зависит от её правдивости;

*осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;

*понимать, что сначала зарабатываем-затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможности приобрести;

*осознавать, что цена товара зависит от качества, его необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;

*иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

*осознавать главные ценности - жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей-за деньги не купишь;

*следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Глоссарий

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия-система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.

Бюджет-форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся, в общем, и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Потребности - нужда или недостаток в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Бизнес-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Капитал-стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости, посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

 Выгода-прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т.п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Пенсия -гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Список используемой литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания// Детский сад от А до Я.2003. №4. С.55
  2. Белокашина  С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки//Дошкольная педагогика.2009. №7. с.8
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно - методическое пособие,-СПб.: «Детство-пресс»,2001.-176 с.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г.Киреева.-Волгоград:Учитель,2008г.-169 с.
  5. Беседы об экономике. Методическое пособие,изд.Сфера,2017.-96 с.
  6. Занимательные финансы. Азы для дошкольников. Книжка-раскраска к рассказу Н. Носова «Заплатка».Изд. Вита-Пресс.
  7. Финансовая грамотность для детей. 10 простых шагов в фактах и заданиях. Изд. Феникс +,2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

Кружок "Историческая мозаика"

Пояснительная записка.           План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Кружок "Уроки здоровья".

Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....

кружок "Диалог"

календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....