Открытый урок
материал

Буймова Яна Владимировна

Открытый урок : «Работа над полифонией  в младших классах  фортепиано»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rabota_nad_polifoniey.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок : «Работа над полифонией  в младших классах  фортепиано»


      Тема урока: работа над полифонией с начинающими на примере методико-исполнительского анализа Менуэта ре минор  И.С. Баха из  « Нотной тетради А.М. Бах»

      Цель урока: формирование исполнительских навыков на примере полифонической   музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, кульминации, устойчивость темпа.

      Задачи урока:

      Образовательные: развитие навыков полифонического мышления.

      Развивающие: развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения. Расширение кругозора по теме «полифония».

      Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно.

      Тип урока: закрепление полученных навыков, совершенствование исполнительского мастерства.

      Форма: индивидуальная.

       Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

       Оборудование: два фортепиано, ноты, наглядные пособия, компьютер.

      План урока

1.   Организационный момент (объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).

 2. Практическая часть урока (организация работы учащегося по осмыслению и усвоению материала, применение знаний и умений).

  3. Обобщение занятия, подведение итогов. .  

       Организационный момент.

Приветствие, диалог об успеваемости ученика, сообщение темы урока. Урок проводится с учеником 2 класса фортепианного отделения (общеразвивающая программа).

      Ход  урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста.

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся важной вехой в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться постепенно.

 В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса может  ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) нижнего голоса (это могут быть мамин и папин голоса или голос ребёнка и голос взрослого). Надо подвести ребёнка к этой мысли.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах . Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении.

Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям.

В русской народной песне “Дровосек” и песне “Двое поют” из сб. С. Ляховицкой, где в первом случае первоначальный напев повторяется октавой ниже, во втором - октавой выше, можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым  для детей явлением, как эхо. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле. Огромную пользу по развитию навыков исполнения полифонии в период начального обучения могут принести сборники Елены Гнесиной “фортепианная азбука”, “Маленькие этюды для начинающих”.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С. Баха, а первой ступенькой на пути к “полифоническому Парнасу” - “Нотная тетрадь А. М. Бах”.

При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к какому жанру относится данное произведение и в какую эпоху оно было написано. В данном случае Менуэт - старинный французский народный танец. Во второй половине XVII в. стал придворным танцем, впрочем, его танцевали как в домашней  обстановке так и во время торжественных дворцовых церемоний. Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

В исполнении  пелагога звучат Менуэт d moll и Менуэт G dur

Ученик определяет характер каждого: первый Менуэт мелодичностью больше напоминает песню, второй - веселый, танцевальный. В связи с этим, Менуэт d moll должен исполняться  плавно, певуче, в спокойном и ровном движении.

Сколько частей в танце?  Выясняем, что у Менуэта две части-- двухчастная форма.

Разбираем тональный план. Первая часть начинается в ре миноре, заканчивается в параллельном фа мажоре. Во второй части происходит возвращение  в основную тональность ре минор.

Осуществляется работа над мелодией верхнего и нижнего голосов, их самостоятельностью и независимостью друг от друга,  словно поют два певца:  высокий голос и  второй - низкий.  Или это два разных инструмента? Какие?

 Ученик предполагает:  певучее выразительное звучание первого голоса напоминает звучание скрипки, а второй голос приближается по звучанию к виолончели.

Уделяем особое внимание работе над фразировкой. В первой части нижний голос состоит из двух четко отделенных кадансом предложений. Первое предложение верхнего голоса распадается на две двухтактные фразы - первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая - носит спокойный, как бы ответный характер.

Для уяснения вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему - чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, прослушать и выбрать лучший вариант.

 Отрабатываем с  учеником   этот приём работы над произведением, вырабатывая таким образом, осмысленное прочтение музыки, эмоциональное  отношение к ней.

Обращается внимание ученика на разные штрихи и противоположную динамику в обоих голосах. При этом, верхний голос заканчивает фразу, а нижний идет к кульминации. Это достигается в работе сначала по голосам, работе в ансамбле с учеником, пропевании каждого голоса, а затем соединяются оба голоса.

При исполнении Менуэта слушаем, как звучат вместе два голоса? Какова тембральная окраска каждого?  Как развивается мелодия каждого голоса?. Вместе с учеником движемся  под музыку спокойно, ровно, находя нужный темп танца. Прослушиваем музыку в исполнении гитары, фортепиано (используем интернет-ресурсы), сравнивая разное звучание.

 Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую музыку.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность?

-- В различном характере звучания голосов.

-- В несовпадении штрихов.

-- В разной, почти нигде не совпадающей фразировке.

-- В несовпадении кульминаций.

-- В разной ритмике.

-- В несовпадении динамического развития.

                Способы работы над полифоническим произведением:
1.    Отдельно каждой рукой, по голосам
2.    Один голос играет учитель, другой – ученик.
3.    Один голос петь, а другой одновременно играть.
4.    Петь на два голоса. Один поет учитель,  другой – ученик.
5.    Сосредоточить внимание на одном голосе.
6.    Знать наизусть каждый голос.
7.    Играть один голос на f, другой на p
8.    Игра голосов «вслух»  и «про себя».
9.    Игра с разных мест «вразброс».

10.  Играть в разных регистрах и на разных инструментах.                   

             Обобщение урока, подведение итогов, задание на дом.

1. Ученику необходимо отработать выразительную фразировку каждого голоса.

2. Научиться контролировать одновременное  звучание двух голосов, чтобы каждый голос сохранил своё «лицо».

3. Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.

Список использованной методической литературы

  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
  2. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
  3. А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
  4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.
  5. Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
  6. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...