Рабочая программа "Этика семейной жизни" 10-11 кл
рабочая программа (10, 11 класс)

Скрябина Ирина Львовна
  • формировать у учащихся нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;
  • формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;
  • способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП "Этика семейной жизни" 10-11 кл89.95 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Лыткина И Ф\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\gerb_new_.png

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

городского округа «город Якутск»

677015, г. Якутск, ул. Семена Данилова, 34, тел/факс 33-21-71, http://school27.yaguo.ru

www.school27.yaguo.ru, ИНН: 1435123715/КПП: 143501001

Утверждаю:

И.о.директора  МОБУ СОШ№27

ГО «город Якутск»

Васильева Т.М..

31. 08. 2021 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Этика  семейной жизни»

Для 10-11 классов

на 2021-2022 учебный год

Скрябина И.Л., руководитель кружка

Пояснительная записка

Программа составлена на основании программно-методического обеспечения для 10-11-х классов пособие для учителя/ В. Гребенникова "Основы семейной жизни" под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего образования.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Программа «Этика семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 70 учебных часов.(2 года)

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.

Срок обучения: 70 учебных недель

Режим занятий: 1 час в неделю

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

  Задача состоит в том, чтобы ориентировать учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества.

Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

Курс “Этика семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. 

 Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. 

Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения

  Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи. 

Цели программы: сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной активизации жизненного самоопределения в соответствии с общечеловеческими ценностями, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;
  • формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;
  • способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с учащмися, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов в совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

  • повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
  • формирование ценностей семьи и личностного роста;
  • первичное самоопределение в семейной сфере;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.

Учебно-тематическое планирование курса «Этика семейной жизни» для 10-11 классов

 на 2021-2022 учебный год

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Цели и задачи курса «Этика  семейной жизни»

1 час

I

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества

1

Семья в различных культурах

4 часа

2

Нравственные нормы брака в христианской культуре

4 час

II

Личность и семья

1

Психология личности

5 часа

2

Роль семьи в воспитании личности

6 часа

III

Особенности межличностных отношений юношества

1

Психология межличностных отношений

4 часа

2

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

4 часа

3

Культура воздержания

4 часа

4

О товариществе и дружбе

4 часа

5

Любовь как высшее человеческое чувство

4 часа

IV

Брак и семья

1

Что такое готовность к браку

5 час

2

Здоровье супругов и будущего потомства

6 час

3

Семья и ее функции

6 час

4

Особенности молодой семьи

6 час

5

Этапы развития семьи

6 час

6

Итоговое занятие

1 час

Итого:

70 часов

Содержание тем учебного курса

Введение

Содержание, цели и задачи курса “Этика  семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

Количество часов для изучения 1 час

Раздел первый 

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.

     1. Семья в различных культурах. 

     Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей. 

 Количество часов для изучения 3 часа

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре. 

     Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. 

  Народные традиции русской православной семьи. 

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.  

Количество часов для изучения 3 часа

Раздел второй 

Личность и семья

     1. Психология личности. 

 Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви. 

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. 

 Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. 

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. 

 Количество часов для изучения 3 часа

2. Роль семьи в воспитании личности. 

 Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.  

Количество часов для изучения 2 часа

Раздел третий 

Особенности межличностных отношений юношества

1. Психология межличностных отношений. 

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность. 

     Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. 

     Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 

Количество часов для изучения 2 часа

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. 

     Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность 

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. 

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности. 

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 

 Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 

Количество часов для изучения 3 часа

  3. Культура воздержания

Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим. 

Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства. 

Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека. 

Количество часов для изучения 2 часа

4. О товариществе и дружбе. 

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. 

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. 

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. 

Количество часов для изучения 2 часа

5. Любовь как высшее человеческое чувство. 

     Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. 

     Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми. 

     Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. 

     Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости. 

     Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. 

     Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). 

     Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

Количество часов для изучения 2 часа

Раздел четвертый 

Брак и семья

1. Что такое готовность к браку. 

     Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

 Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

Количество часов для изучения 2 часа

2. Здоровье супругов и будущего потомства. 

Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги). 

Количество часов для изучения 3 часа

 3. Семья и ее функции. 

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

Количество часов для изучения 3 часа

4. Особенности молодой семьи. 

Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. 

 Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях. 

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. ) 

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств. 

 Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. 

 Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Количество часов для изучения 2 часа

5. Этапы развития семьи.

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

Количество часов для изучения 1 час

6. Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья».

Количество часов для изучения 1 час

Список литературы.

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
  13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Сценарий семейной ролевой игры-путешествия «Остров семейных сокровищ»

Цель: укрепление семейных и коллективных отношений среди детей и между родителями воспитанников средствами досуговой деятельности.Задачи:- организация совместного досуга детей и родителей;- пока...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...