ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РУСЛЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья

Нина Яковлевна Запольская

Статья «Организация учебного процесса в русле духовно-нравственного воспитания студентов медицинского колледжа», опубликована в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Уральские научные чтения», ( 28 сентября 2023г. , г. Пермь). – Уфа: Аэтерна, 2023. -184 с. Стр. 130-134. (Сертификат). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_gotova_nk-506-rf_statya_zapolskaya_n.ya_.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РУСЛЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА  

УДК 377

Нина Яковлевна Запольская

преподаватель Читинского медицинского колледжа

 г. Чита

Аннотация: в сохранении здоровья человека важная роль принадлежит медицинским специалистам среднего звена, что обуславливает необходимость совершенствовать процесс их подготовки. Организация учебного процесса требует от воспитанников, не только накопление предметных знаний, но и совершенствование их личностных качеств, в частности, духовности и нравственности личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учебный процесс, медицинский колледж, воспитание студентов.

Основным средством воспитания студентов является их деятельность, главным образом, учеба. Воспитание в учебной деятельности обусловлено рядом факторов. Прежде всего, учебным планом, предусматривающим набор следующих учебных дисциплин: клинических, социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных. Дисциплины направлены на достижение тех целей воспитания, которые относятся к сознанию студентов. А именно: мировоззрения, ценностного отношения к политике, праву, экономике страны и социальным отношением, к сфере будущей профессиональной деятельности. Сформированные у студентов взгляды и ценностные ориентиры должны закрепляться и реализовываться на производственной практике, которая также предусматривается в учебном плане.

Кроме того, процесс профессиональной подготовки медиков в колледже представлен в русле ориентации на духовно-нравственные ценности, мировоззренческие установки, признающие человека и его жизнь наивысшими ценностями. Распространение гуманистических взглядов привело к появлению новой трактовки целей воспитания. В качестве идеала рассматривает воспитание всесторонне развитой, высоконравственной личности. Высокие человеческие достоинства выдвигаются на первый план [1].

Так, великий педагог и врач Н.И. Пирогов одним из первых в отечественной педагогической науке в контексте гуманистической педагогики решал проблему воспитания  «внутреннего человека». Свои взгляды на проблему становления «человека в человеке» он выразил в статье «Вопросы жизни», в которой акцентировал внимание российского общества на важность реализации двух идей в процессе становления личности:

1) признание за каждым человеком его человеческого достоинства;

2) необходимость заняться воспитанием в себе «человека», т.е. самовоспитанием.

 Педагог настаивал на развитии способности познания самого себя, самоанализе, что позволило бы созреть и окрепнуть внутреннему человеку. Учёный утверждал: «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми. Развивайте индивидуальные способности каждого, но не забывайте и общечеловеческих свойств; уважайте врожденные силы ребенка, а не уничтожайте их и ведите дитя так, чтобы оно проникалось нравственностью божественного и человеческого мира, а не противопоставляло ему своё «я» [4, с. 312-314].

Оценивая вклад Н.И. Пирогова в педагогику, П.Ф. Каптерев писал о том, что, когда Н.И. Пирогов развивал свои идеи об общем образовании, его проповедь была особо важна, так как повсюду господствовало чисто профессиональное направление в образовании. Как блестящий клиницист Н.И. Пирогов реорганизовал преподавание хирургии в целях обеспечения каждому студенту возможности практического изучения предмета, в контексте духовно-нравственного воспитания будущего медика [3].  

В частности, важным средством воспитания являются межличностные отношения. Они формируются в коллективах студентов (учебных группах, отделениях, учебном заведении). Различают формальные (деловые, официальные) и неформальные (личные) отношения.

Формальные отношения строятся на единых целях коллектива, совместной деятельности студентов, их официальной организации, руководстве и исполнении. В основе их лежат определенные нравственные нормы, и поэтому они формируют поведение студентов в духе коллективизма и взаимопомощи, дисциплины и ответственности, требовательности и уважения друг к другу.

Неформальные отношения строятся на взаимных симпатиях, интересах и увлечениях. Они проявляются в повышенном внимании и тяготении студентов друг к другу, доверительном общении, дружбе и взаимопомощи, формируют гуманистические качества личности. Неформальными отношениями являются также отношения, основанные на антипатиях и неприязни. Эти отношения нередко порождают конфликты, негативно сказываются на сплочении коллектива, формируют отрицательные качества личности. Задача педагогов не допускать возникновения подобных взаимоотношений, а при их проявлении локализовать и разрешить недопонимания. Положительные неформальные отношения благотворно влияют на психологический климат в коллективе, поэтому они имеют важное воспитательное значение. Наряду с учебой воспитание происходит и в других, видах деятельности: в труде, общественной работе, спорте, художественной самодеятельности и т. д. Все виды деятельности призваны воспитывать необходимое отношение к самой деятельности, формировать трудолюбие, волевые качества, самостоятельность, творческую инициативу, развивать познавательные и практические способности и интересы, способствовать самоутверждению и самореализации личности.

Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов:

  1. Методы убеждения.
  2. Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.
  3. Методы поощрения.
  4. Методы наказания [2].

При правильном выборе методов воспитания ответные действия студентов помогают преподавателю решить воспитательные задачи. Выбор этих методов зависит от задач и содержания воспитательной деятельности, индивидуальных особенностей студента и степени педагогического мастерства преподавателя.

Такая организация учебного процесса может способствовать лишь воспитанию нравственно неустойчивых личностей, которые работают не для того чтобы создать, сотворить что-то нужное для себя и для других, а лишь для получения высокой оценки, для собственного благополучия, во избежание неприятностей. А можно организовать учебный процесс как гуманное взаимодействие между педагогом и студентами.

При этом взаимодействии между преподавателем и студентами распространяется и на взаимодействие между самыми студентами, которые организуются на тех же основах совместной деятельности и взаимопомощи. Такая организация учебного процесса, несомненно, будет способствовать воспитанию студентов как высоконравственных личностей.

Второе средство, которым располагает преподаватель, это включение студентов в проведение учебного процесса не только как объектов педагогических воздействий преподавателя, но и как субъектов этого процесса (личностно ориентированный подход).

Студент всегда является объектом педагогических воздействий педагога, поскольку педагог воздействует на студента, и в этом случае, он является объектом этого воздействия. Но по мере взросления студентов, уже где-то на первой ступени обучения, преподаватель может начать передавать часть своих функций и обязанностей студентам, наделяя каждого определенной ролью в организации и проведении учебного процесса.

Третьим средством, которым располагает педагог для воспитания своих студентов в духовно-нравственном направлении, является его личный пример нравственного поведения, нравственного отношения к учащимся. Преподаватель является для студентов очень референтной личностью, с мнением, которой все они, как правило, считаются и дорожат ею. Поэтому, если преподаватель в своем поведении в колледже, на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то тем самым он осуществляет нравственное воспитание своих студентов.

Общеизвестно, что модель специалиста должна соответствовать образовательному стандарту, ценностным ориентациям, качествам, знаниям и умениям, необходимым для общества на данном этапе. Современное перестраиваемое российское общество нуждается в сохранении и преемственности лучших человеческих качеств как позитивной основы будущего, наработанного опыта, а также в подходах и путях эффективного реформирования [5].

Итак, обществу нужны специалисты, обладающие такими качествами, как: высокая нравственность, ответственность, совестливость; политическая культура, способность к конкурентности и консенсусу; творчество, предприимчивость, честность; уважение и любовь к Отечеству, к народам, в нем проживающим; уважение к законам и нормам общественного поведения; подготовленность к выполнению семейных функций; физическое здоровье и профессиональная  подготовка. Все эти качества могут реализовываться на всех дисциплинах учебного процесса, а также  и во внеаудиторное время.

Таким образом, основными направлениями деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей являются: проведение классных часов, бесед, семинаров, конференций на темы духовно-нравственного воспитания будущих специалистов, использование психологической службы в учебном процессе, проведение мероприятий внеаудиторного плана, забота студентов, как о физическом, так и нравственном и эмоциональном здоровье,  субъект-субъектные взаимоотношения между участниками учебного процесса.

 Список использованной литературы:

  1. Автореферат диссертации: Бороева О.П. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки медиков среднего звена (вторая половина 19-начала 20 вв.).  - Чита, 2012.
  2. Кабарухин Б.В., Яненко В.Ф. «Рабочая книга методиста, куратора в ССУЗе» - Ростов н/Д : «Феникс». – 2003.
  3. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004. 560с.
  4. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Вопросы жизни. М.: Изд.-во. Академии пед. наук РСФСР, 1953. 752с.
  5. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

© Запольская Н.Я. 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов,    критерии коммуникативной культуры,  коммуникативная компетентность и коммуникативная напр...

Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа

Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...

Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"

Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...

Практикум для формирования базовых лексических навыков по учебной дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» студентов медицинского колледжа

Данное пособие предназначено для студентов медицинского колледжа для специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация», «Стоматология ортопедическая». Материал разработан в соответствии с...

Воспитание патриотизма как фактор духовно-нравственного развития личности студента на занятиях истории.

В статье рассматриваются конкретные исторические темы, изучение которых способствует воспитанию патриотизма....

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ...

НИРС Изучение особенностей познавательных процессов у студентов медицинского колледжа

Изучение особенностей познавательных процессов у студентов медицинского колледжа...