Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа
статья (русский язык) по теме

Зуева Ольга Евгеньевна

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов,    критерии коммуникативной культуры,  коммуникативная компетентность и коммуникативная направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3_kk.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куршева Ольга Евгеньевна

ГБУ СПО НСО Новосибирский медицинский колледж

Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов,    критерии коммуникативной культуры,  коммуникативная компетентность и коммуникативная направленность. Коммуникативную компетентность специалиста характеризуется как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта студента – медика.

Ключевые слова и словосочетания -  «компетенция», «коммуникативная культура», «компетентность», «коммуникативность», «коммуникативная направленность».

Современная профессиональная культура медика развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей. Из них образуется культурная основа жизни индивидуума, группы и общества в целом.

Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между медицинским работником  и пациентом, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость. Проблема формирования коммуникативной культуры находит отражение в работах отечественных ученых [1-4]. Целью нашей статьи стало освещение разработки основ организационно-педагогического решения проблемы эффективного формирования коммуникативной культуры студента медицинского ССУЗа в процессе изучения культуры речи.

В качестве критериев коммуникативной культуры мы рассматриваем коммуникативную компетентность и коммуникативную направленность. Коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе . В связи с этим мы различаем коммуникативную компетентность в специальной (практической) сфере, коммуникативную компетентность в личностной сфере и коммуникативную компетентность в социальной сфере.

Коммуникативная компетентность медика в специальной (практической) сфере включает: понимание и толкование специальных (професиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); умелое обращение со специально подготовленным материалом; корректное использование нужных слов в профессиональной сфере.

Коммуникативная компетентность в личностной сфере подразумевает: рефлексирование собственных установок на коммуникацию (потребность, ожидание, опасение, оценка) и дальнейшее их развитие; согласование собственных интересов с интересами других; понимание самого себя как “коммуникатора”; принятие концептуальной позиции к процессу коммуникации и ее основам; использование культуры речи с целью приобщения к языковой культуре.

Коммуникативная компетентность в социальной сфере представлена: осознанием своего участия в коммуникации (В какой степени я оказываю влияние на других?); принятием решений в группе (обсуждение индивидуальных и общих потребностей, интересов; согласование определенных правил; развитие способности и готовности к согласию / одобрению и урегулированию конфликтных ситуаций); презентацией общих результатов работы; владением коммуникативными стратегиями.

В свою очередь, под коммуникативной направленностью мы понимаем интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к коммуникации. Она влияет на качество усвоения коммуникативных знаний, умений, навыков и характеризуется ценностными ориентациями личности, ее интересами, отношениями, установками, мотивами. Уровень коммуникативной направленности – высокий или низкий – определяется характером и силой выраженности ее составляющих. Коммуникативная направленность как система развивающихся побуждений качественно изменяется: человек может быть открыт и закрыт для коммуникации. Качественный вывод о высоком уровне коммуникативной направленности можно сделать на основе того, что у студента проявляется повышенный интерес к теме занятия, он принимает активное участие в дискуссиях, играх, конкурсах и совместных проектах, открыт для общения. При низком уровне коммуникативной направленности отсутствует интерес к данной деятельности либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы (нежелание вступать в беседу с человеком, личные проблемы, переживания, плохое самочувствие и др.).

Главными показателями коммуникативной культуры будущего медицинского работника являются: в эмоциональной сфере – эмпатия (понимание отношения собеседника к тому, о чем он рассказывает, и к самой ситуации общения; помощь собеседнику в выражении чувств и желаний; сообщение о собственных чувствах; внимательное наблюдение за невербальными реакциями партнера; демонстрация понимания чувств другого); в когнитивной сфере – рефлексия (демонстрация готовности и желания выслушать собеседника; проверка точности услышанного; прояснение рационального компонента услышанного; самокоррекция; подбадривание; адекватность самооценки и оценки других); в поведенческой сфере – интеракция (планирование предстоящего разговора; взятие на себя инициативы в беседе; организация целостного контакта; придание взаимодействию личностного характера; урегулирование конфликтных ситуаций; предложение совместного действия; обсуждение; согласование; выяснение и передача информации; представленность этических норм интерперсональных отношений).

На основе степени проявления названных выше показателей были выделены уровни коммуникативной культуры студентов-медиков – высокий, средний, заниженный и низкий. Такая четырехуровневая система оценки сформированности критериев коммуникативной культуры обусловлена необходимостью для описания конкретных достижений студента в области культуры речи.

Результаты теоретического исследования, определение возможностей учебной дисциплины по выбору «Культура речи» в формировании коммуникативной культуры будущего специалиста-медика, диагностика и оценка исходного состояния коммуникативной культуры позволили определить основные направления и содержание опытно-экспериментальной работы, которая проводится с 2006 года на базе Новосибирского медицинского колледжа. Ее цель состоит в определении комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих предпосылки для эффективного формирования коммуникативной культуры у студентов-медиков посредством изучения культуры речи. Учитывая социально-психологические и возрастные особенности студентов медицинского колледжа, а также специфику образовательного учреждения, были специально разработаны программа и введена дисциплина «Культура речи» и скоординированный с ней элективный курс «Язык и коммуникация в профессии медсестры». Определены технология развития коммуникативной культуры студентов в процессе изучения культуры речи, основные направления, которые способствовали достижению намеченной цели исследования. Основными направлениями и содержанием опытно-экспериментальной работы стали: развитие эмпатических способностей в процессе коммуникативного взаимодействия, совершенствование рефлексивных умений студентов-медиков в процессе профессионального общения и обогащение опыта коммуникативного взаимодействия будущего медицинского работника.

Представив себе четкую картину того, каким образом и в какой форме может находить выражение эмпатическое отношение медицинского работника  к больному, его рефлексивная позиция по отношению к пациенту, нами был подготовлен ряд коммуникативных ситуаций из медицинской практики. С целью ознакомить студентов с техниками эмпатического и активного слушания,  научить их с ними обращаться. Комплекс заданий, который предполагал активное употребление обучающимися языковых и речевых средств, предназначенных для передачи эмоциональных отношений, категоризации чувств, описания состояний, желаний, мы назвали эмоционально-оценочными коммуникативными заданиями. С целью совершенствования рефлексивных умений студентов-медиков в процессе профессионального  общения нами были разработан комплекс рефлексивно-дискурсивных коммуникативных заданий, направленный на овладение студентами техниками активного слушания, грамотного формулирования вопросов. Знакомство с открытыми и закрытыми вопросами, их анализ способствовали развитию коммуникативных стратегий участников общения. Также о чем не следует медику спрашивать пациента, рассуждали сами студенты в группе. Для обеспечения студентов знанием и умелым использованием моделей социального взаимодействия, лежащих в основе коммуникации, появилась необходимость в создании ситуативных коммуникативных заданий, при контроле которых делался акцент на знании  этикетных формул, употреблении медицинской терминологии, выражении речевых намерений. Поэтапное рассмотрение структуры и содержания беседы между медсестрой и пациентом позволило нам создать ряд интерактивных игр по теме «Беседа с пациентом».

Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника представляет собой сложный многогранный процесс, в ходе которого должно осуществляться целенаправленное педагогическое воздействие на все составляющие ее компоненты – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Три компонента коммуникативной культуры взаимосвязаны между собой, и изменение состояния одного из них вызывает трансформацию всей структуры. 

Изучение культуры речи в медицинском ССУЗе может эффективно влиять на формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника при соблюдении ряда общих и частных условий. К общим условиям формирования коммуникативной культуры мы относим: аутентичность учебного материала и аутентичность интеракции на занятии; развитие методической и коммуникативной компетентности студентов в изучении культуры речи; индивидуально-личностная ориентация и дифференциация благодаря эффективной диагностики; гуманизация взаимоотношений между участниками учебного процесса; непрерывность и преемственность коммуникативной подготовки.

Условиями для развития эмоционального компонента коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе лингвистической подготовки являются наличие сформированного у студентов категорийно-понятийного аппарата «эмпатия»; овладение студентами техниками эмпатического слушания; обращение к анализу бесед между медсестрой и пациентом; внедрение в учебную практику широкого спектра языковых средств, особенно синонимов и антонимов; освоение студентами пара- и экстралингвистических компонентов невербальной коммуникации; обращение к анализу субъективных эмоциональных состояний в проводимых совместных играх; освоение студентами  особенностей построения высказываний описательного и повествовательного характера на основе иллюстраций, художественного текста, фильма, музыкального произведения.

Рефлексивные умения развиваются особенно эффективно при наличии следующих условий: установка студента на творческое выполнение заданий, а не на воспроизведение готовых знаний; внедрение в учебную практику коммуникативных заданий, которые стимулируют употребление в диалоге речевых средств, позволяющих продемонстрировать активное слушание; владение техниками формулирования вопросов; наличие познавательных потребностей, мотивов, профессиональных интересов у студента; обеспечение самоконтроля, который успешно осуществляется при наличии адекватной самооценки обучающегося и его критического отношения к себе.

Обогащение опыта интерактивного взаимодействия на занятиях по культуре речи обеспечивается благодаря следующим условиям: разработка основного содержания деятельности и форм взаимодействия студентов в группе, например, сценария интерактивной (ролевой) игры; нормирование пространственной и временной организации общения; развитие инициативности в общении; развитие способности и готовности студентов работать в команде; развитие опыта совместного восприятия и оценки; активная позиция преподавателя.

Литература

  1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 67 с.
  2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
  3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
  4. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для студентов филологического факультета "Развитие языковой культуры школьников в процессе внедрения ФГОС ООО"

Мастер-класс для студентов филологического факультета, молодых учителей русского языка и литературы по развитию языковой культуры школьников в условиях перехода школы на работу по новым Федеральным ст...

Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным уче...

Совершенствование самостоятельной работы студентов в процессе обучения английскому языку

Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, котор...

Использование метода проектов в процессе изучения национальной культуры

Метод проектов во внеурочной деятельности, в процессе изучения национальной культуры.Темы проектов, квалификация по группам, роль  метода  проектов...

Доклад на тему: «Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка»

Доклад на тему:«Интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных и лингвистических навыков при изучении русского языка».Интегрированный урок - любой урок со своей структурой...

Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"

Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"...