Интеллектуальная игра по экологии "Живая оболочка Земли"
план-конспект занятия (5 класс)

"Живая оболочка Земли" - интеллектуальная игра, направленная на формирование экологической культуры обучающихся 5-6 классов, расширение кругозора, формирование ответственного отношения к окружающей среде,  развитие навыков экологического поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание №1

Распределить понятия в группы, дать название группам

Вулканы погода гранит Тихий океан кислород

айсберг смерч литосферные плиты море

Задание №1

Распределить понятия в группы, дать название группам

Вулканы погода гранит Тихий океан кислород

айсберг смерч литосферные плиты море



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Задание №2

Найти на фото живые организмы, определить царство живых организмов

№ п/п

Организм

Царство

Задание №2

Найти на фото живые организмы, определить царство живых организмов

№ п/п

Организм

Царство

_____________________________________________________________________________

Задание №2

Найти на фото живые организмы, определить царство живых организмов

№ п/п

Организм

Царство

_____________________________________________________________________________

Задание №2

Найти на фото живые организмы, определить царство живых организмов

№ п/п

Организм

Царство



Предварительный просмотр:

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи».

Интеллектуальная игра по экологии:

«Биосфера-живая оболочка Земли»

Выполнил:

М.Н. Бельченко,

воспитатель ГАНОУ «РЦПД»

Брянск

2023


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание №1 Распредели понятия в группы, дай название группам Вулканы погода гранит Тихий океан кислород айсберг смерч литосферные плиты море

Слайд 2

Оболочки Земли литосфера гидросфера атмосфера вулканы Тихий океан кислород литосферные плиты море погода гранит айсберг смерч

Слайд 4

«Живая оболочка Земли»

Слайд 5

«Найди на фото живые организмы. Определи царства живых организмов»

Слайд 6

Найди жизнь №1

Слайд 7

Найди жизнь №2

Слайд 8

Найди жизнь №3

Слайд 9

Найди жизнь №4

Слайд 10

Найди жизнь №5

Слайд 11

ответы Лишайники Бактерия (кишечная палочка) Бактерии Водоросли Растения Рогатая гадюка Животные грибы (пеницилл) Грибы

Слайд 15

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Владимир Иванович Вернадский — российский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Основоположник учения о «биосфере»- живой оболочки Земли и « ноосфере »-сфере разума ,в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами

Слайд 18

Взаимосвязь оболочек Земли Биосфера Нижние слои атмо- сферы Верхние слои литосферы Гидро- сфера

Слайд 19

мел

Слайд 20

уголь

Слайд 21

Окаменелости

Слайд 22

Окаменелости

Слайд 23

Окаменелости

Слайд 26

Какие проблемы следуют за образованием свалок?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия «Живая оболочка Земли».

Тема

Живая оболочка Земли

Тип

Открытие новых знаний

Цель

Сформировать понятие «биосфера», представление о ее границах. Показать связь литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Задачи

Образовательные: -формировать знания о биосфере и её границах на Земле ; развивать умения объяснять существенные признаки понятия «биосфера»; совершенствовать навыки работы в группе, умение работать с различными источниками географической информации; развитие мышления в процессе обучения умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы;

Развивающие: развитие познавательных интересов обучающихся, развитие умений анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся,

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме,формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение обучающихся ставить учебные цели и задачи урока (мероприятия); планировать свою деятельность под руководством воспитателя, оценивать работу товарищей, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока (мероприятия), давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с воспитателем и товарищами в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные, метапредметные УУД

1)

Организационный момент.

Актуализация знаний

Приветствие обучающихся, проверка готовности обучающихся к мероприятию.

Подготовка к мероприятию, приветствие воспитателя

Подготовиться к мероприятию, настроиться на рабочий лад

-

Самоконтроль готовности к мероприятию(Р)

Подготовка понятий по оболочкам Земли

Предлагает посмотреть презентацию (слайд 1) и

сформулировать тему и цели мероприятия. (Атмосфера-воздушная оболочка, гидросфера- водная оболочка и литосфера-каменная,твердая оболочка Земли. Какая оболочка здесь присутствует?

Живая оболочка Земли.

Слайд 2,3.

Выполнить задание №1: предложенный список понятий разделить на 3 группы, название групп предлагают сами учащиеся.

Обучающихся формулируют самостоятельно тему и цели мероприятия

Ответы на вопросы воспитателя

Задание №1

Просмотр фрагмента презентации

Повторение

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели мероприятия

2) Открытие новых знаний

3) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

2) Открытие новых знаний (продолжение)

4) Закрепление нового материала: выполнение практической работы

5) Подведение итогов

6) Рефлексия

1. Воспитатель предлагает сформулировать понятие «Биосфера» и

ответить на вопросы -

-Какие оболочки заселяют живые организмы?

Презентация ,слайд

Подводит к выводу:

-Биосферу образуют атмосфера, гидросфера и литосфера (каменная оболочка) Земли. Презентация, слайд 4.

Показывает презентацию слайды

5-10

Слайд 11-12

Какие условия необходимы для существования живых организмов?

Ответ (условия, необходимые для существования живых организмов: освещенность, состав воздуха, наличие питательных веществ, состав и температура воды) Слайд 13.

организация физкультминутки

организация знакомства с создателем учения о Биосфере В.И. Вернадским. Слайд 14

Каковы нижняя и верхняя границы биосферы. Слайд 15.

Ответ (В земной коре на глубине 5 км, верхняя- на уровне озонового слоя 20-25км)

Структура биосферы: из каких веществ состоит биосфера

Ответ: живое, неживое, биогенное, биокостное

Взаимосвязь оболочек Земли

Слайд 16-23

Что нас ждет в будущем?

Экологические проблемы. Слайд 24-26

Обсуждение темы «Экологические проблемы мира»

Подводя итоги мероприятия, задает вопросы для беседы:

Что называют биосферой?

Кто автор учения о биосфере?

Какие условия необходимы для существования живых организмов?

Как нужно относиться к природе?

Как вы думаете, достигли вы поставленной цели?

Подготовить проект (рисунок) на тему:

«Экологические проблемы современности»

Продолжите фразу на листочке, выбрав свой ответ :

Мероприятие для меня показалось

коротким / длинным

На мероприятии я

не устал / устал

.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

#1056;аботают с текстом, готовят ответы на вопросы, принимают участие в диалоге с воспитателем

Работают со слайдами, готовят ответы на вопросы,

Проверка выполнения задания

принимают участие в диалоге с воспитателем

проведение физкультминутки

знакомство с создателем учения о Биосфере В.И. Вернадским

формулируют ответ

Формулируют ответ, приводят примеры

Дискуссия на тему «Что нас ждет в будущем?»

2 варианта развития.

Фронтальная и парная работа

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Конкретизируют цель мероприятия

Дают оценку своей деятельности на мероприятиие и достигнутых результатов обучения.

Осознать, что

Биосферу образуют атмосфера, гидросфера и литосфера (каменная оболочка) Земли.

Условия, необходимые для существования живых организмов: освещенность, состав воздуха, наличие питательных веществ, состав и температура воды

Выполнение задание №2 « Найди на фото живые организмы. Определи царства живых организмов»

выполнение упражнения

работа со слайдом 14,

Работа с заданием №3

Выполнить задание

Самопроверка

Осмысление понятия «Биосфера»

Формулируют понятие «жизнь», вспоминают формы жизни и Царства живых организмов

Получение нового знания о выдающемся русском ученом

Выделение веществ биосферы, устанавливают связь между оболочками земли, ознакомление с горными породами, образовавшимися благодаря живым организмам

Ознакомление с понятием «Экологическая катастрофа «

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности в группе.

Использование приобретенных знаний и умений

Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием . Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Развитие дисциплинированности

Воспитание чувства гордости за достижения нашей Родины

Умение работать в паре, выслушивая и принимая (при необходимости ) корректируя мнение другого

Развитие понимания своей роли в жизни планеты, бережное отношение к природе.

Рассуждение, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связе.

Формулирование ответов, применяя полученные знания Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Устная речь

Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Оценка достигнутых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Вода - основа жизни на Земле"

Данный ресурс в комплекте с презентацией "Вода, которую мы пьём" можно использовать при проведении мероприятий экологической направленности в 8-9 классе....

Экологическая интеллектуальная игра "Земля у нас одна"

Экологическая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов. Игра также проводилась между сборной учителей и учащихся....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Интеллектуальная игра по географии "Наш дом - Земля" для 6-7 классов

Интеллектуальная игра по географии "Наш дом - Земля" для 6-7 классов может проводиться по окончании учебного года или в декаду естественнонаучных дисциплин. Позволяет проверить усвоение знаний в заним...

Экологическая интеллектуальная игра "Это твоя Земля"

Справка о проведении мероприятия «Это твоя Земля»Дата проведения: 25 апреля 2015 годаМесто проведения: кабинет биологии СОШ №18Ответственный: Колегова А.А.В соответствии с годовым планом работы на 201...

«Интеллектуальная игра «Наш дом-планета Земля»

Разработка внеклассного мероприятия "Наш дом -планета Земля" предназначен для учащихся 8 класса....