Сравнение действующих и обновлённых ФГОС
методическая разработка

Сравнительная характеристика действующих и обновлённых ФГОС представлена в таблице, где рассматриваются параметры: общие положения,  требования к структуре основной образовательной программы, требования к условиям реализации программ обучения, требования к результатам обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС

Сравнение действующих и обновленных ФГОС

Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было.

Не уделено внимание дистанционному

обучению.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий:

Настолько подробных норм не было.

Информационно-образовательная среда:

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиа-ресурсов.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями:

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде.

Деление учеников на группы:

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы.

Психолого-педагогические условия:

Требований было меньше.

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. 

Указаны три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. 

Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. 

Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. 

Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников
покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования. 

Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

Детализированы требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования.

В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования (п. 34.4).

Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.

Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий:

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО).

Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причём доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО).

Информационно-образовательная среда:

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями:

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО).

Деление учеников на группы:

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО).

Психолого-педагогические условия:

В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО).

Требования к структуре основной образовательной программы

Раздел включает:

программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО;

программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО;

рабочую программу воспитания;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;

программу коррекционной работы.

Основная образовательная программа начального общего образования (термин) включает:

1. Целевой раздел
- пояснительная записка;
- планируемые результаты;
- система оценки
2. Содержательный раздел
- программа формирования УУД;
- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- рабочая программа воспитания;
- программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы
3. Организационный раздел
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы;
- система условий реализации программы.

Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).

Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

Также добавили рабочие программы учебных модулей.

Программа начального общего образования (термин) включает:

1. Целевой раздел
- пояснительная записка;
- планируемые результаты;
- система оценки
2. Содержательный раздел
- рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей;
- программа формирования УУД;
- рабочая программа воспитания
3. Организационный раздел
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы;
- характеристика условий реализации программы

Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках математики, окружающего мира.

В содержательный раздел ООП вводится программа с единым названием «Программа воспитания». Во ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни.

Требования к результатам обучения

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было.

Не уделено внимание дистанционному

обучению.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий:

Настолько подробных норм не было.

Информационно-образовательная среда:

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиа-ресурсов.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями:

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде.

Деление учеников на группы:

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы.

Психолого-педагогические условия:

Требований было меньше.

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. 

Указаны три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. 

Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. 

Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. 

Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников
покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования. 

Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

Детализированы требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования.

В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования (п. 34.4).

Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.

Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий:

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО).

Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причём доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО).

Информационно-образовательная среда:

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями:

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО).

Деление учеников на группы:

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО).

Психолого-педагогические условия:

В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение действующих и обновленных ФГОС

Сравнение действующих 2010 и обновленных ФГОС 2021...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО, ФГОС ООО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Современное учебное занятие в  условиях обновленных ФГОС...

методическое совещание «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО И ФГОС ООО»

6 октября 2022 года в 15:00 состоялось методическое совещание перехода на обновленные государственные стандарты начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Хант...

Сравнение действующих и обновленных ФГОС.

Сравнение действующих и обновленных ФГОС....

Реализация требований обновлённых ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (литература)

Рабочая программа по литературе среднего общего образования - методический инструмент учителя литературы...

Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Материал для  подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...