Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры (ОДНКР)»
рабочая программа (5 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

 

Рабочая программа

«Основы духовно-нравственной культуры (ОДНКР)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_odnknr.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от 30.08 2021 г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от 31.08.2021 г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 284  от 31 августа 2021 г.

Рабочая программа

«Основы духовно-нравственной культуры (ОДНКР)»

для обучающихся 5 АБВГДЕ класса

2021-2022 учебный год

Составитель: Евдокимова Яна Сергеевна

Учитель истории

Нижневартовск, 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Законом «Об образовании» основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

Культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на произведениях светской и церковной культуры, является наиболее подходящим средством достижения осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям.

Предметная область ОДНК является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. Минобрнауки РФ письмом от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рекомендует реализацию предметной области ОДНКР через такие формы образовательной

деятельности:

1) занятия по предметной области ОДНКР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение занятий по предметной области ОДНКР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Эта программа светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Программа делает главными ориентирами для подрастающего поколения любовь к ближнему, Отечеству, уважение к культурным и религиозным традициям своего народа, красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие.

Задачи курса:

  • Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников.
  • Приобщение к художественно- эстетическим ценностям русской иконописи и живописи.
  • Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека.
  • Формирование культуры общения.
  • Воспитание культуры мышления и культуры чувств.
  • Выработка этических принципов культурных традиций России.
  • Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении к отечественной культуре.
  • Социализация школьников в отечественной культуре.
  • Формирование интереса к изучению отечественной культуры.
  • Воспитание эстетического вкуса.
  • Творческое развитие школьников на основе знаний об отечественной культуре.
  • Подготовка к итоговой аттестации.


РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с ФГОС общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание программы «Евангелие в шедеврах русской живописи» ориентированно на получение следующих результатов.

Личностные результаты:

- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле;

- обладающий такими качествами как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

- доброжелательный, умеющий высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

- владеющий навыками социально- культурной адаптации и культурой потребления информации;

- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;

- уважительно относящийся к святыням;

- способный к организации собственной деятельности;

- способный к творческому труду;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и УУД;

- умеющий использовать знаково- символические средства информации;

- активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебной программы и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умеющий излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

Предметные результаты:

- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- знающий историю формирования отечественной культуры;

- имеющий представление о духовных основах русской культурной традиции;

- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России;

- имеющий представление об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;

- имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

- понимающий религиозно- философские основания православной культуры;

- знающий особенности православной культуры, ее видов и жанров в живописи и иконописи;

- имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;

- осознающий ценность человеческой жизни.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Величие российской культуры.  Российская культура – плод усилий разных народов. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

«Береги землю родимую, как мать любимую».  Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».  Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.  

Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.  

Роль религии в развитии культуры. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Культура ислама. Мечеть – часть исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм и культура.  Возникновение иудаизма.  Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Культурные традиции буддизма.  Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.  Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.  

Что составляет твой духовный мир.  Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.  Культура поведения человека.  Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.  


 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока

Примечание

1.09

1.09

Величие многонациональной российской культуры

8.09

8.09

Величие многонациональной российской культуры

15.09

15.09

Человек – творец и носитель культуры

22.09

22.09

Человек – творец и носитель культуры

29.09

29.09

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

6.10

6.10

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

13.10

13.10

Жизнь ратными подвигами полна

20.10

20.10

Жизнь ратными подвигами полна

27.10

27.10

В труде – красота человека

10.11

10.11

В труде – красота человека

17.11

17.11

«Плод добрых трудов славен»

24.11

24.11

«Плод добрых трудов славен»

1.12

1.12

Люди труда

8.12

8.12

Бережное отношение к природе

15.12

15.12

Семья – основа

22.12

22.12

Семья – основа

12.01

12.01

Бережное отношение к природе

19.01

19.01

Семейные ценности

26.01

26.01

Семейные ценности

2.02

2.02

Роль религии в развитии культуры

9.02

9.02

Культурное наследие христианства

16.02

16.02

Культурное наследие христианства

2.03

2.03

Культура ислама

9.03

9.03

Культура ислама

16.03

16.03

Иудаизм и культура

23.03

23.03

Иудаизм и культура

6.04

6.04

Культурные традиции буддизма

13.04

13.04

Культурные традиции буддизма

20.04

20.04

Забота государства о сохранении духовных ценностей

27.04

27.04

Хранить память предков

4.05

4.05

Хранить память предков

11.05

11.05

Что составляет твой духовный мир

18.05

18.05

Что составляет твой духовный мир

25.05

25.05

Итоговое повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа  «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике...

Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общ...