технологическая карта урока
материал (6 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.russkiy_no1.docx457.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку №1

Тема урока

Несклоняемые имена существительные

Цели урока

- познакомить учащихся  с понятием «несклоняемые имена существительные», уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях  и правильно употреблять их в речи;

- развивать умение сопоставлять, исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

- активизировать творческие возможности учащихся, способствовать развитию речи, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к русскому языку.

Тип, вид урока

Урок открытия нового знания

Личностные УУД

- воспитание интереса к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию;

- обогащение словарного запаса;

- активизация творческих возможностей учащихся, расширение кругозора.

Предметные результаты

- проведение всех видов грамматического анализа слова, синтаксического анализа текста с точки зрения принадлежности к различным стилям речи;

- развивать орфографическую зоркость и речь;

- воспитывать доброе отношение к родной природе.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Коммуникативные УУД:

Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности;

адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления.

Образовательные ресурсы урока

Ноутбук, презентация по теме урока, учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М.  Т.  Баранов, Т.  А.  Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.  Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 140с.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Орг.момент

-Здравствуйте. Сядьте  поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Я расскажу вам одну легенду. Жил на свете мудрец, который знал все. Но один ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, учитель, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам подумал: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец ответил: «Все в твоих руках».

- Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Ваша задача – быть активными на уроке, оценить себя и похвалить своих одноклассников. А моя – поддержать ваш успех.

 -А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают дату, включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:

-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем;

-осознание познавательной задачи.

II. Мотивация к изучению нового материала

  • Давайте вспомним изученное и потренируем нашу память. На доске задания для индивидуальной работы.

Синтаксический разбор предложения:

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго.

Морфологический разбор слова: в зоопарке (живут)

Фонетический разбор слова: львы

- А мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Вам было необходимо подготовить устные ответы на вопросы по карточкам.

Вопросы:

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных?

-Что такое разносклоняемые имена существительные?

 -Сколько всего разносклоняемых существительных?

-Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные.

-Просклоняй существительное имя.

Проверка выполнения индивидуальных заданий на доске.

- Ребята, давайте просклоняем имена существительные: львы, кенгуру (устно)

Сделайте вывод.

-Слово кенгуру не склоняется.

 - А какие еще слова в предложении не склоняются?

- Фламинго, шимпанзе, какаду.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Несклоняемые имена существительные

- Какие цели поставим на урок?

Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Осуществляют индивидуальную работу.

Определяют тему урока. Ставят цели на урок

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение определять       и формулировать цель урока (целеполагание).

III. Актуализация опорных знаний урока

- Давайте же попробуем достичь всех поставленных целей на уроке. Откройте учебники на странице 140. Прочитайте самостоятельно правило.

https://sun9-61.userapi.com/impg/YEdVdbWrsO_E7yZ85o_6rgKpt89MSkIcizH-pw/pLECPfocz3c.jpg?size=840x978&quality=95&sign=ac646c5200a035248c163ea8cf0e9732&type=album

- Какие существительные относятся к несклоняемым?

-Какие еще несклоняемые существительные знаете? Запишем в тетрадях слова: кенгуру, кино колибри, метро, какаду, авеню, кафе, киви, спагетти, суши, кофе, пальто, шоссе, пони, шимпанзе.

Такие слова никогда не изменяются. Произнесем их вслух, ставя ударение.

Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Некоторые слова похожи на существительные среднего рода, у которых гласные –о –е окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а пальто – нет.

- Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (вывести текст на экран)

               Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Спишите стихотворение, исправляя ошибки. (учащиеся исправляют ошибки, взаимопроверка).  

- Все значения слов вам понятны? Давайте узнаем лексическое значение непонятных слов, запишем в словарики.

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

 пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

 манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

Читают правило в учебнике.

Делают вывод о прочитанном.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают слова в тетрадь, ставят в них ударение.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают стихотворение, исправляют ошибки.

Работают со словарем.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:

осознание необходимости самосовершенствования, выражение    желания осваивать новые знания.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Комментированное письмо.

- Откройте учебники на странице 141, запишите упражнение 266. Прочитайте задания. Что нужно выполнить в этом задании?

(Дети записывают и по списку комментируют, какое словосочетание составили, определяют падеж несклоняемых существительных.)  

https://sun9-26.userapi.com/impg/fnO3gS7U8XlVhbPSjENz_5kL5YUaG78J-DTPPg/1h5Ue6z48o4.jpg?size=888x326&quality=95&sign=9bf06cec5272260ad208e9f8e2f5c182&type=album

- Выполните самостоятельно задание, которое дано на слайде

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

        В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее  _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

После выполнения осуществляется самостоятельная проверка. На слайде выведено правильно выполненное задание.

Выполняют комментированное письмо по упражнению 266.

Самостоятельно выполняют задание на слайде.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

- Выполним упражнение 268 на странице 142. Необходимо списать, раскрывая скобки и расставить знаки препинания.

https://sun9-10.userapi.com/impg/oE3k3By4TLd0Nz51bqRiSp8Y4zZnuBLKl0PlxA/qCB7fJg8qr8.jpg?size=842x382&quality=95&sign=8b62285b685f9d189e08f40aad6c6722&type=album

Проверка: один из учеников класса читает вслух.

- Выполним тест, проверим, как вы освоили тему сегодняшнего  урока.

Тест.(на слайде)

1.Найти третье « лишнее»

а)        какао, пальто, повидло

б)        бра, трава, халва

в)        интервью, ручью, тишью

2.Какую букву нужно вставить?

а)по ради…

б)без пальт…

в)на пианин…

г) о кин…

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма  2) метро   3)коридор    4) Сербия

4. Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в родительном, творительном и предложном падежах.

Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз.

- На слайде выведены ответы. Проверьте свою работу. Поднимите руки, у кого все верно. У кого 1 ошибка. У кого 2? У кого 3 и больше?

Выполняют упражнение 268. Списывают предложение, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания, выполняют разбор под «3»

Самостоятельно выполняют тест.

После выполнения теста, самопроверка.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания, выбор      наиболее эффективных   способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VI. Рефлексия учебной деятельности

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие группы несклоняемых имен существительных вы запомнили? Что они обозначают?

-Зачем в школе изучают эту тему?

Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о знаниях, полученных на уроке.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Подведение итогов

Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели?

– Умницы! Вы отлично поработали на уроке, меня очень радует ваша активность. Давайте приступим к выставлению оценок.

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

Слушают оценки, участвуют в их комментировании.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов.

VIII. Домашнее задание

– Ребята, на следующее занятие вам необходимо:

Выучить правило на странице 140. Выполнить упражнение 271 на странице 142. Прочитайте задание в этом упражнении? Все ли понятно?

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем.

Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания.

Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...