Проектно - исследовательская деятельность
статья

Проектно-исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно учащимися  под руководством  педагога-руководителя.  Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно - исследовательская деятельность

                                                                          Знание только тогда становится знанием

                                                                              когда оно приобретено усилиями своей
                                                                              мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник он в начале ХХ века в американской школе и основан на идеях гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Проектно-исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно учащимися  под руководством  педагога-руководителя.  Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.

Достоинства проектной деятельности:

  • это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам   попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
  • развивать свои универсальные умения.
  • повысить мотивацию изучения предмета
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов
  • принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы

Наряду с положительными сторонами проектной деятельности  нельзя не назвать и некоторые ее недостатки:

  • увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной  и эмоциональной;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объема работы учителя (чем  ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
  • наличие риска неудачного выполнения работы.

 Существует несколько  подходов  к классификации проектов:

  • по предметно-содержательной области ;
  • по характеру координации проекта;
  • по характеру доминирующей деятельности  учащихся в проекте;
  • по характеру контактов;
  • по количеству участников проекта ;
  • по продолжительности проекта;

Цель проектно-исследовательской деятельности – сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, развитие исследовательских способностей, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе  приобретения субъективно новых знаний, (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Задачи проектно – исследовательской деятельности.

  • Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы;
  • Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации;
  • Изучение основ научного познания и исследовательских методов;
  • Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний;
  • Формирование логического и аналитического мышления.

Формирующие общеучебные умения и навыкы:

  • Поисковые (исследовательские)
  • Умения и навыки работать в сотрудничестве
  • Коммуникативные
  • Умения отвечать на незапланированные вопросы
  • Рефлексивные 

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Работа над проектом предполагает следующие этапы: 

I этап - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ: 

  • выбор и осмысление предмета исследования;                  
  • формулирование темы проекта; 
  • формулирование проблемных вопросов; 
  • осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта; 
  • первичное определение логики изложения и структуры проекта. 

II этап - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:

  • поиск и подбор материала по выбранной теме;                                                      
  • подготовка чернового варианта результатов исследования
  • подготовка карты презентации.

III этап - РЕФЛЕКСИВНЫЙ: 

  • окончательная формулировка целей и задач проекта; 
  • корректировка логики изложения и структуры проекта; 
  • формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта. 

IV этап - ТЕХНИЧЕСКИЙ: 

  • корректировка и форматирование текста; 
  • создание, подбор, сканирование иллюстраций;
  • компоновка страниц; 
  • работа над презентацией . 

 V этап - ЗАЩИТА ПРОЕКТА 

  • качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
  • объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
  • культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
    удержание внимания аудитории.
  • ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
  • деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...