Внутренняя система оценки качества образования опыт реализации
материал

Скоромина Елена Викторовна

В условиях, когда система образования находится в режиме обновления, когда появляются новые требования к результатам, в значительной степени меняются и подходы к системе оценки качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя система  оценки качества образования
опыт реализации

Стандарты опираются на лучшие традиции российского образования, а также на лучший международный опыт, которые в совокупности должны обеспечить международную конкурентноспособность российской школы.

Обновленные нормативно-правовые механизмы, новые педагогические идеи и технологии позволяют образовательному учреждению решать сложные задачи и соответствовать постоянно меняющейся культурной и технологической среде. Достижения в области образования требуют дальнейшего осмысления его приоритетов на новом этапе. В условиях, когда система образования находится в режиме обновления, когда появляются новые требования к результатам, в значительной степени меняются и подходы к системе оценки качества образования.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание форм оценки качества образования для установления степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям с последующим принятием на этой основе обоснованных управленческих решений  в том числе и   «независимой оценки качества образования», через введенное понятие   на законодательном уровне  проводимая сторонними относительно образовательного учреждения организациями в частности и через информацию о порядке предоставления образовательной организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме.

Основа создания системы оценки – это единство в критериях и индикаторах образовательных достижений.

В достоверной информации о качестве образовательных услуг заинтересованы все участники образовательных отношений. Открытость, доступность, своевременность информации о состоянии системы образования  учреждения это основные принципы   системы оценки качества образования.

Актуальность   проблемы

  • Вопрос о качестве образования был актуальным во все времена.
  • В определении качества образования, конечно же, присутствует элемент относительности. У каждой школы свои условия.

В современных условиях актуальной задачей становится как разработка эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество не только итоговой аттестацией при переходе с одного уровня на другой, но и на всем периоде обучения школьников да еще при возможности использовать автоматическую обработку результатов и их мгновенное отображение на уровне каждого обучающегося, каждого класса  общеобразовательной организации.  

Введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними относительно образовательных учреждений организациями и определены ее принципы.  

Ключевая характеристика создания системы оценки – это единство в критериях и индикаторах образовательных достижений.

Многоуровневая система оценки качества образования

предназначена для оценки качества образования на уровне каждого обучающегося, каждого класса, каждой общеобразовательной организации и муниципалитета.

        Мониторинг это  непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта в сравнении с заданными критериями, предполагающий систематический сбор и обработку информации  которая   используется для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности. Таким образом, с мониторингом можно связать понятие «информационное обеспечение управления», которое трактуется как совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления.

Под мониторингом в образовательной системе понимается как «непрерывное (на постоянной основе) наблюдение за деятельностью  , сбор информации посредством педагогических измерений с целью активного воздействия на образовательный процесс для получения результатов обучения с заданными свойствами, характеристиками, параметрами»  

Основные проблемы, возникающие при использовании мониторинга в системе образования, можно связать с такими факторами как:

* трудоемкость проведения мониторинга  

* возможность получения неактуальной информации в результате длительности обработки полученных данных,

* вероятность потери данных в результате обработки информации.

Необходимо решить следующие задачи:

  • Создание системы в оценке качества предоставления образовательных услуг.
  • Формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов образовательной деятельности учебного заведения.
  • Диагностировать состояние учебного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата(стандарта образования)в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель- ученик, руководитель – учитель.
  • Разработать форму учёта достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.
  • Сформировать у учащихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.
  • Повысить ответственность учителей, осуществить внедрение новых методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно – измерительных материалов.

Элементы ВСОКО

  • Качество условий образования
  • Качество деятельности  и содержания образования
  • Качество результатов образования

Участники мониторинга: 

  1. Педагоги(через педагогическую компетентность), учебно-вспомогательный персонал.
  2. Учащиеся и воспитанники(образовательные результаты, социализацию)
  3. Родители (лица, их заменяющие). 
  4. Учреждение(миссия,цели ,условия)

             Исполнители

  1. Администрация.
  2. Педагог-психолог.
  3. Медицинский работник.
  4. Руководители МО.
  5. Отдельные элементы и параметры системы оценки качества образования характеризуются как качественно, так и количественно, в процентах. После определения уровня качества по каждому параметру составляется экспертиза деятельности школы по выделенным выше направлениям

Структурная схема  СОКО и предлагаемая обрнадзором и Центром Мониторинга

на слайде виды  контроля

Предлагаемые методы и подходы через структурную схему

1.    Качество условий образования

  • Мониторинг и оценка деятельности педагогического состава: кадровое обеспечение; аттестация, повышение квалификации; участие в конкурсных процедурах, в экспериментальной, инновационной, проектной деятельности.
  • Мониторинг дополнительных образовательных услуг
  • Мониторинг материально- технического и финансового обеспечения
  • Мониторинг удовлетворённости учебно-воспитательного процесса
  • Социальный паспорт микрорайона.

.    Качество деятельности  и содержания образования 

  • Используемые методы и средства обучения, в том числе ИКТ, проектные, проблемные, здоровьесберегающие и т.д.
  • Качества используемой литературы, в том числе УМК
  • Формы организации обучения , в том числе по ИОМ лили ИУП
  • Формы организации внеурочной работы
  • Организация образовательной деятельности: подготовка к началу учебного года

Качество результатов образования

  • Система оценки знаний, умений и навыков учащихся
  • Итоговая аттестация выпускников
  • Мониторинг 1,4 классов (включая независимое исследование)
  • Предметные олимпиады школьников
  • Мониторинг уровня воспитанности школьников
  • Мониторинг здоровья (физического и психологического) школьников
  • Спортивные соревнования и конкурсы

Итоги мониторинга становятся предметом обсуждения на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методического совета и предметных методических объединений, классных и родительских собраниях, ложатся в основу планирования и разработки Программы развития школы.

Диагностика  индивидуальных достижений у всех обучающихся образовательной организации   проходит на основе единых критериев. На уровне учреждения для оценки качества образования используются методики массовой проверки качества обучения с помощью письменных проверочных, контрольных   и итоговых комплексных   работ.

Для эффективной подготовки к сравнительно новому виду аттестации выпускников начальной школы научно-методический отдел издательства «Академкнига/Учебник» разработал СИСТЕМУ обучающих работ и тренировочных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру. Этот материал является дополнением к ранее выпущенным пособиям для учащихся 4 класса, и предлагается всем учителям и методистам для бесплатного использования.   каждый учитель может использовать  систему заданий на обучающих уроках или на уроках, цель которых – оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению аттестационной работы по тому или иному разделу программы.

Для качественной обработки результатов массовой диагностики применяется  ресурс   бланков компьютерных отчетов (русский язык) Лавровой Н.М., к.пед.наук, доцент, методист издательства «Академкнига/Учебник» .

Формой фиксации систематической диагностики являются ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ и дневники достижений в НОО Итоговая карта мониторинга образовательного деятельности  в ДО

, в основе которых лежат  методы статистики, что позволяет получить аналитическую информацию о результатах обучения с достаточной степенью достоверности.  

Итоговые комплексные работы с 1 по 4 класс. Методическое пособие + CD

Чуракова Р.Г.Лаврова Н.М.Ямшинина С.Н.
Тип издания: Методическое пособие

Оценка качества происходит путем обработки данных  и предоставляет следующие возможности:

  1. расчет показателей качества образования;
  2. расчет уровня учебных достижений каждого обучающегося и класса,  в целом общеобразовательной организации и через составленный  рейтинг  образовательных организаций муниципального образования  
  3. анализ диагностических работ  ;
  4. выявление проблемных компонентов, влияющих на качество образования, учет динамики их проявления;
  5. формирование отчетов о качестве образования не только в виде таблиц, но и в виде текста с рекомендациями действий по повышению качества образования.
  6. принятие эффективных управленческих решения по повышению качества образования.;

За прошедший период   проведены диагностические работы по оценке индивидуальных достижений обучающихся по  предметам, метапредметные достижения,  Оценка уровня психологической адаптации первоклассников в условиях реализации ОП по ФГОС с целью выявления детей с признаками дезадаптации, Психолого – педагогический мониторинг УУД у обучающихся 1-4 классов в ходе реализации УУД для получения объективной информации об уровне  сформированности УУД у младших школьников для  дальнейшего осуществления необходимой коррекции и оповещения родителей  и педагогах о проблемах имеющихся в образовании, Диагностика уровня школьной тревожности у учащихся 2-4 классов через изучение уровня тревожности, связанного со школой, у учащихся 2-4  классов  в условиях ФГОС Диагностика учащихся  4 класса на предмет готовности к переходу в пятый класс с целью Определение уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в основной школе и возможных причинах снижения успеваемости  при  переходе в основную школу, Оценка уровня психологической готовности  детей  6-7 лет к обучению в школе

. Обработали полученные результаты, сформировали  информационно - аналитические справки с указанием выявленных проблем и путей их реализации. Обработанные полученные результаты, сформировали в информационные справки с указанием выявленных проблем и путей их реализации через систему управления качеством образования на разных уровнях

.по истечении времени необходимого для коррекции заполнили ИОМ и систематизировали в папках для хранения предметных результатов.

Система управления качеством образования на разных уровнях.

Администрация

Учитель

Классный руководитель

Ученик

Родитель

1. Создание условий для повышения качества образования для обучающихся и педагогов.

2. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности  

3. Обеспечение эффективного социального партнерства.

4. Создание эффективной информационной системы.

5. Систематическое изучение образовательного спроса учащихся, родителей, общественности по качеству образования.

1. Обеспечение условий развития личности учащегося  

2. Проведение оценки результативности  по установленной циклограмме и технологии мониторинга.

3. Обработка результатов  

4. Педагогическая рефлексия и взаимооценка коллег.

1. Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся, родителей по проведению мониторинга   классного коллектива.

2. Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса.

3. Оформление ЛИСТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 4.Индивидуальная работа с родителями по выполнению различных рекомендаций учителей-предметников и специалистов

1. Стремление к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, самопрезентации.

2. Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда.

3. Накопление достижений ( в том числе и для формирования портфолио)

1. Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка.

2. Обеспечение систематического контроля за результатами обучения ребенка.

3. Исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя,специалистов

4. Участие в соуправлении школой.

Разрабатывая образовательный мониторинг, мы конкретизируем направления приоритетной для педагогического коллектива информации:

  1. Личностно-ориентированный мониторинг учащихся.
  2. Рейтинговый мониторинг классных коллективов.
  3. Индивидуальный мониторинг качества образования для учащихся и педагогов.
  4. Диагностика педагогических кадров.(количественный, качественный состав, образование, категорийность, уровень квалификации администрации, мониторинг профессиональных компетенций и т.д.) через показатели результативности педагогической технологии учителя:

Родителям обучающихся   позволяет отслеживать уровень качества образования своего ребенка относительно результатов обучения динамику практических результатов обучения

 

img1

                                                                                

 

Создание целостной системы мониторинговых исследований позволило объединить все структурные элементы, диагностические, оценочные и аналитические процедуры, обеспечивающие оценку качества, и процесс принятия управленческих решений, за которым последовали конкретные действия, способные повлиять на качество образования.

Такой опыт   оценки качества  предполагает дальнейшее расширение исследований уровня подготовки обучающихся и формирование базы аналитических данных для разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение качества образования

Система оценки не может обойтись и без Развитие организационно-правовых механизмов управления образованием   включая:

  • участие общественности в планировании, управлении и контроле качества образования на уровне учреждения;
  • обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности учебных заведений;
  • развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний мониторинг качества образования

Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов....

Программа проведения внутреннего мониторинга качества образования в 2013-2014 учебном году.

Цель мониторинга: Получение объективной информации о состоянии и качестве образовательного процесса и его результатов для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснов...

Программа внутреннего мониторинга качества образования.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет государственные  стандарты как основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников; требования к образовательным пр...

ПОЛОЖЕНИЕ О системе внутреннего мониторинга качества образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

ПОЛОЖЕНИЕО системе внутреннего мониторинга качества образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх - Уймонская средняя общеобразовательная школа»...

Справка внутреннего мониторинга качества образования

Справка внутреннего мониторинга качества образования по математике 9 класс "Квадратичная функция"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...