"Величие многонациональной российской культуры"
план-конспект урока (5 класс)

Определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Величие многонациональной российской культуры».

Автор: педагог-предметник Киришчьян Галина Игоревна

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры России.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»; расширить знания о известных деятелях науки и культуры.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Задачи:

Обучающая: помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура; дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве; познакомить с известными деятелями науки и культуры.

Развивающая: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие понятия внутренний мир человека; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.

Ход урока.

#1054;рганизационный этап.

Вступительное слово учителя. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 5 классе. Какие условные обозначения используются в учебнике.

2. Определение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний

Учитель побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока, задавая следующие вопросы: как называется страна, в которой мы живём? Кто является главой нашего государства? Назовите столицу России. Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра? Имя нашей страны - Россия, Российская Федерация. Что означает слово Федерация? (слово «федерация» обозначает «объединение», «союз»)

На карте можно прочитать название республик, областей, краёв, округов. Так по – разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация. Посмотрите на политическую карту России. Она похожа на большой разноцветный цветок с множеством лепестков разной формы и величины. А по – настоящему эти лепестки называются краями, областями, округами, республиками.

В России живут самые разные народы. Их больше 150. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. У каждого народа свой язык и самобытная культура. Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Государственным языком в России является русский язык. На нём составляют государственные документы, ведут переговоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях. Так общий язык объединяет нас в общем Отечестве. Союз народов скрепляет и общая история, и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости. Попробуйте сформулировать тему урока («Величие многонациональной российской культуры»)

- Запишите в тетрадь.

Учащиеся высказывают предположения. Дети обсуждают, высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других.

3. Изучение нового материала.

Культура России всегда находила признание, высокую оценку во всём мире. Кто создает культуру страны?

Великая культура России – плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы. В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.

Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Попробуйте составить небольшие словесные портреты. (просмотр слайдов презентации, с портретами знаменитых людей).

Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.

Работа в группах.

Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.

Мир российской культуры велик и разнообразен. На уроках истории, литературы, изобразительного искусства, музыки вы будете говорить о различных областях культуры. В рамках данного курса речь пойдёт о духовно-нравственной культуре - о нравственных ценностях, идеалах, религиозных верованиях, то есть о том, что составляет внутренний мир человека.

На примере жизни А. Рублева.

- «Кто самый известный иконописец в России?» - многие, не задумываясь, ответят: «Андрей Рублёв». И действительно, именно Андрей Рублёв внёс в культуру родной страны неоценимый вклад. Иконописное искусство этого мастера столь глубоко и эмоционально, что до сих пор вызывает восхищение. О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIV-XVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал.

В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра – осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса.

Самая знаменитая икона Андрея Рублёва «Троица» раскрывает сюжет библейского рассказа.

-«К старцу Аврааму пришли три прекрасных юноши-ангелы, и он угощал их в саду под сенью дуба. Старец догадывался, что в юношах явились три лица Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Андрей Рублёв, отбросил из сюжета картины, всё второстепенное сосредоточил на образах Троицы. В центре – стол-трапеза с жертвенной чашей. Ангел, который расположен в центре, символизирует сына Божьего Иисуса Христа. Его рука простирается над чашей в знак того, что он готов принести себя в жертву за всё человечество. Сюжет «Троицы» спокоен, не имеет действия и движений, требует сосредоточенности, внимания и долгого созерцания».

Просмотр видеоролика «А.Рублев»

Учащиеся высказывают предположения, отвечают на вопросы. Просматривают видеоролик.

Закрепление знаний. Подумай и дай ответ на следующие вопросы: кто был Андрей Рублёв? Откуда художник брал цвета для своих работ? О чём рассказывает библейский сюжет? Как передал художник сюжет библейского рассказа в иконе «Троица»? Кого символизирует Ангел изображённый в центре? В сюжете «Троицы» присутствует движение или действие? Для чего предназначена икона?

Рефлексия и подведение итога.

Продолжи предложение.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. урок дал мне для жизни…

6. мне захотелось…

Задание на дом. Творческое задание: Подготовить небольшой «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Материалы для использования по подготовке к уроку:

  1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник /Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2022. – 123, (5) с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарстан многонациональный российский регион

В работе раскрываются следующие темы:-   Цивилизационное  пространство Среднего Поволжья, Волго-Камья.  - Этнический состав населения территории в историческом измерении.- Финно-уг...

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....

Урок истории в 7 классе на тему «Становление многонационального Российского государства»

Конспект урока по ФГОС 2 поколения был разработан для проведения открытого урока на окружном семинаре заместителей директоров по ВР на базе МБОУ "Поведниковская СОШ"....

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

Презентация к уроку ОДНКНР "Величие многонациональной российской культуры"

Презентация к уроку ОДНКНР по теме "Величие многонациональной российской культуры"...

«Величие многонациональной российской культуры»

Живут в России разныеНароды с давних пор:Одним тайга по нраву,Другим степной простор.У каждого народаЯзык свой и наряд,Один черкеску носит,Другой надел халат.Один рыбак с рожденья,Другой оленевод,Один...