Выступление по теме: «Целесообразность использования цифрового образования в работе классного руководителя»
материал

Выступление по теме: «Целесообразность использования цифрового образования в работе классного руководителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Краснооктябрьская школа

Краснинского района Смоленской области

Выступление по теме:

«Целесообразность использования цифрового образования в работе классного руководителя»

Учитель первой категории

Черкасова Л.Ф.

2019

С распространением облачных технологий и мобильных приложений концепция безбумажного цифрового класса стала гораздо более актуальной, чем когда-либо прежде. В России это начало было положено отказом в ряде регионов от бумажных журналов в пользу электронных. В ряде регионов, в частности в Москве, апробируются несколько версий электронной школы. Со стороны учительского сообщества широко распространён здоровый консерватизм. Многие учителя рассматривают внедрение информационно-образовательных технологий как обузу.

Оснований для скептицизма — хоть отбавляй:

  • Низкая скорость интернет соединения.
  • Отсутствие вразумительной цифровой образовательной стратегии и тактики на федеральном и региональных уровнях.
  • Проблемы безопасного интернета и фильтрации контента, когда в разряд «недозволенных» попадает целый ряд образовательных онлайн ресурсов.
  • Недостаточный уровень цифровой компетентности руководителей образования, учителей и учеников.

Между тем, в основе концепции цифровой школы заложена здравая идея интеграции образовательных технологий с цифровыми таким образом, чтобы поднять образовательные задачи на более трансформативный (преобразующий) и творческий уровень, где учитель может использовать новые возможности цифровых технологий для перераспределения способов обучения.

Цель цифрового обучения состоит не в том, чтобы использовать информационные технологии как дань моде, а в том, чтобы создать и открыть новые неизведанные образовательные территории и помочь ученикам знакомиться с различными фактами, явлениями, процессами с разных точек зрения.

Для этого учителю необходимо ознакомиться с теоретической базой, лежащей в основе концепции безбумажного цифрового класса, а также вооружиться соответствующими инструментами и приложениями, чтобы добиться образовательных целей, которые он ставит перед собой и на что его нацеливает окружающая среда в лице государства и родителей.

Очень важно хорошо ориентироваться в современном информационно-образовательном пространстве. Выбирая те или иные цифровые инструменты и приложения, необходимо учитывать, что они в себя включают:

  • Создание учебных задач, их распределение и получение результатов
  • Организация и обеспечение своевременной обратной связи с учениками и их родителями
  • Создание и совместное использование продуктов цифрового обучения
  • Инициирование формирующего оценивания через  тесты, викторины и опросы
  • Создание виртуального класса, отслеживание деятельности класса в целом и каждого ученика персонально.
  • Публикация документов в электронном виде и организация обмена с выбранными пользователями.

Учителя могут инициировать организацию формирующего оценивания с помощью специальных онлайн приложений. Они получают возможность мгновенно оценивать результаты, получать их визуальное представление, анализировать для того, чтобы скоординировать свои действия в дальнейшем обучении.

Учитель экономит время и способствует визуальному мышлению ученика.
Многие онлайн сервисы делают повседневную жизнь учителя проще, предоставляя безопасный и простой способ для учителей и студентов, чтобы участвовать и сотрудничать в любое время и в любом месте.

Учитель может использовать специализированные сервисы для:

  • безопасного обсуждения в классе, 
  • публикации заданий,
  • публикации ученических проектов,
  • организации зачетной книжки,
  • обмена файлами и многим другим.

Работа классного руководителя - для тех, кто ежедневно готов координировать все процессы, происходящие в классе. Классному руководителю необходимо быть открытым для общения и взаимодействия с родителями, а также требуется стать детям и другом, и помощником, не утратив при этом учительского авторитета. Кроме того, классный руководитель ежедневно берёт на себя выполнение многих функций: педагога-организатора, социального педагога, психолога. А ещё он учитель-предметник... 

«Несомненно, работа эта ежечасная и ежедневная, социально значимая, - утверждает Юрий Шелухин, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы и директор школы № 825.  - Классные руководители - педагоги, которые напрямую работают и сотрудничают с родителями. Одни доступны для телефонных звонков семь дней в неделю в любое время. Другие справедливо полагают, что не должны лишаться личной жизни, поэтому стараются, познакомившись с классом, наметить с родителями общую цель, выстроить с детьми уважительные, доверительные отношения, чтобы успевать разбираться с затруднениями в течение пяти рабочих дней. Но и они телефон в выходные, конечно, не отключают. Каждый индивидуально выстраивает систему своей деятельности. Главный принцип в этом деле - не навреди!»

Сильный учитель-предметник, дающий качественные знания, может не обладать компетенциями, которые требуются, чтобы стать лидером в детском коллективе, быть готовым к конструктивному диалогу с родителями, к сотрудничеству с социальными службами. Очень важно увидеть в классном руководителе желание находиться с ребятами не только в течение учебного дня, но и за рамками урока. 

Общество и жизнь в обществе меняются, и дети меняются. Появились проблемы, о которых лет 15 назад мы понятия не имели. Возьмите те же социальные сети и опасные группы, которые в них постоянно множатся. Современному классному руководителю нужно быть диагностом - предвидеть риски, поджидающие ребёнка за школьным порогом, - и работать на опережение. Задача классного руководителя выступать проводником в этом мире возможностей, вовлекать учеников в благотворную среду дополнительного образования - в мир спорта, творчества и техники. 

Другая насущная проблема в школьном мире - повышенная конфликтность. На курсах повышения квалификации учителя учатся предупреждать конфликтные ситуации, эффективно завершать уже разгоревшиеся ссоры, применять деловые игры и тренинги для профилактики.

Тема разрешения конфликтов очень актуальна для классного руководителя, потому что он - связующее звено между всеми участниками образовательного процесса.  У всех разные характеры, разные ожидания, поэтому конфликты неизбежны. Классный руководитель как никто другой должен компетентно ориентироваться и находить правильные компромиссные решения.

Когда ты находишься с детьми на одной волне, живёшь их жизнью, являешься капитаном, обратная реакция от ребят очень хорошая.

Кроме того, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, им нужно уделять особое внимание, оказывать социально-педагогическую поддержку. Функция классного руководителя - быть координатором, организатором, чтобы психологическая, социальная и дефектологическая службы без промедления обращали внимание на конкретного ребёнка.

Нужно видеть в родителе партнёра, единомышленника, человека неординарного, талантливого, руководствоваться принципом педагогики сотрудничества - и результат не заставит себя долго ждать. Работай честно - тогда родители тебя оценят, поймут и будут готовы помочь. Все родители - наши родители. Кто-то осознанно выбрал эту школу, кто-то - по стечению обстоятельств, но мы все объединены причастностью к ней. 

Хорошо, когда классное руководство обросло традициями, педагог накопил опыт. Но разрабатываются новые методики и технологии воспитания. У классного руководителя формируются дополнительные компетенции, теория и практика всегда идут вместе. В деятельности классного руководителя аспект научности должен присутствовать

 Алексей Половинкин, директор онлайн-школы «Фоксфорд», рассказывает, какие цифровые методы обучения учителя используют в школах сейчас, а какие будут применять в «школе будущего».

Всего за несколько нажатий на экран смартфона родители записывают детей к врачу, заказывают паспорт через госуслуги и покупают товары онлайн. Компьютер стал пультом управления всей жизни, но дети все равно идут учиться в школу. Живой учитель необходим, более того — он стремится использовать современные технологии по мере своих возможностей.

По словам министра образования Ольги Васильевой, только 16% учителей умеют пользоваться компьютером. Лидеры учительского сообщества делятся наработками на личных сайтах и педагогических порталах. Вот полный перечень основных информационно-коммуникационных технологий, которыми уверенно владеют российские учителя:

  • Работают с мультимедийной доской, проектором, принтером, сканером, компьютером
  • Запускают и редактируют презентации, тексты, аудио- и видеоматериалы
  • Находят учебные файлы в интернете и загружают их на компьютер
  • Составляют тесты для школьников на сайтах, отправляют детям ссылки или распечатывают задания для работы дома и в классе
  •  Задают совместную работу в Google-документах онлайн

Эти данные подтверждает  опрос учителей и школьников в ВК: 70% педагогов показывают презентации, фильмы и аудио в качестве цифрового преподавания и 60% школьников их смотрят. Каждый пятый опрошенный школьник сказал, что учителя не используют информационные технологии на уроках

По словам министра образования Ольги Васильевой, только 17 из 42 тысяч школ смогли посмотреть интернет-урок с Владимиром Путиным в сентябре 2017. Это означает, что фактически половина школ в России не имеет доступа к высокоскоростному интернету. Даже там, где интернет формально есть, он раздается на несколько машин в классе. Поскольку на компьютерах проводят занятия по информатике, другие предметники не могут их свободно использовать для своих занятий.

Компьютеры, нетбуки и планшеты, которые закупали школы, морально устарели, работать на них — одно мучение. Помимо этого, у учителей каждый год растет бумажная нагрузка, так что энтузиазма осваивать новые технологии не остается.

Известно, что лучше всего люди и животные усваивают знания и социальные навыки в игре. Львята учатся охотиться, а дети играют в «магазин» и «больницу». Человек любого возраста максимально задействует воображение, внимание и память в реальной или виртуальной игре. Именно поэтому геймификацию называют трендом цифрового образования.

Учителя используют компьютерные игры, чтобы ученики развивали необходимые навыки в безопасной среде. На виртуальной бирже стажеры постигают механизмы рынка ценных бумаг, в военных симуляторах игроки применяют разные стратегии. Учителя обществоведения в США предлагают школьникам открыть собственную юридическую фирму в онлайн-игре. Так ребята изучают основы гражданского общества и учатся защищать свои права.

Следующее поколение образовательных компьютерных игр создадут на стыке технических средств и педагогических разработок. Проблема в том, что смартфоны и очки виртуальной реальности уже появились, а сценарии игр еще нет. Специальные образовательные игры в виртуальной и дополненной реальности только предстоит создать.

Мы находимся на пороге новой технической революции, в ближайшие годы как виртуальная, так и дополненная реальность будут использоваться новыми путями, которые не представляли даже самые смелые футурологи

В образовательных играх школьники будут открывать Америку вместе с Колумбом, изобретать радио с Поповым и спасать раненых в битве под Сталинградом. Ученики смогут работать в среде, которую иначе не создать в классе: расщеплять атомы в лаборатории, собирать образцы марсианского грунта, учить английскому кочевников.

Игра — лучший способ изучить трудные или скучные школьные темы без принуждения. Она обучает и мотивирует одновременно, потому что игроки

  •  Мгновенно получают обратную связь в ответ на свои действия
  •  Стремятся решить поставленные задачи, чтобы выиграть у соперников
  •  Видят объективную оценку своего участия в общем рейтинге
  •  Регулярно получают промежуточные награды —  баллы и жетоны

Уже сегодня интерактивные тренажеры, например, на сайте по истории или в приложении по математике, автоматически проверяют ответы на задания и выдают результат в процентах и баллах. Умное пианино в сочетании с планшетом или смартфоном научит играть без учителя в комфортной обстановке. В бесплатном приложении к цифровому пианино «The One» ученики получают видеоуроки, партитуры, обучающие игры и мгновенную обратную связь на световой панели и экране.

В январе 2018 года японская компания представила робота, который учит играть в настольный теннис. Искусственный интеллект получает данные о движении игроков и мяча с трех камер и не стремится победить соперника. Умные роботы способны оценить, насколько технично ребенок бросает мяч, соблюдает ли правила безопасности в опытах по химии и правильно ли строит чертеж к задаче по геометрии. При этом обратную связь искусственный интеллект дает объективно и деликатно.

Компьютер быстро обрабатывает большой объем информации об ученике: его настроение, состояние здоровья, скорость реакции и продуктивность. На основе этих данных искусственный интеллект может гибко выстраивать учебную программу с учетом трудностей, интересов и способностей ученика.

Например, ребенок, который лучше воспринимает на слух, получит не только тексты и схемы, но и аудиозадание. Виртуальный учитель иностранного предложит спортсмену порассуждать о футболе, а не о чтении, а тот, кто не усвоил правила орфографии, будет больше играть в грамматические игры.

Компьютеры возьмут на себя основной объем учительской рутины: будут учить основам, проверять знания и давать обратную связь. Живой педагог будет отслеживать динамику ребенка по отчетам машины, давать персональные консультации и обсуждать с учеником его прогресс.

Цифровое обучение — такое, где к месту и осмысленно используются компьютерные технологии — не просто дань моде. Приложения помогают быстрее и легче научить ребенка читать и решать задачи. Американские исследователи в течение трех лет изучали данные 2300 учеников, которые учились онлайн. Они выяснили, что на обычных уроках дети запоминают всего 5% информации, а после работы на обучающем сайте — в три раза больше.

Если у ребенка конкретный вопрос или проблема, он и сам легко найдет решение в интернете. Когда нужно подготовиться к олимпиадам или экзаменам — поможет профессиональный онлайн-преподаватель. На интерактивных курсах или занятиях со скайп-репетитором ребенок использует сервисы и приложения не для галочки, а чтобы решить свою образовательную задачу.

В декабре 2017 года Дмитрий Медведев поручил министерству образования разработать паспорт проекта «Цифровая школа». Цель нового приоритетного проекта — подготовить кадры для цифровой экономики России. Ученики «Цифровой школы» получат навыки, которые пригодятся на рынке труда через 5-10 лет. Источник: https://rb.ru/opinion/budut-uchit/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет – практик в работе классного руководителя.

Если вы знакомы с работой классного руководителя, то знаете,  какое значение имеет создание собственной странички в сети для класса. Само по себе это уже мощное объединяющее событие. Как вы это и...

Презентация "Использование метода проектов в работе классного руководителя."

Цель проекта: познай себя. Данная работа направлена на выявление интересов и увлечений учащихся одного класса. Итогом работы было оформление герба класса....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Данная презентация предназначена для использования в работе классных руководителей, имеются полезные ссылки на интернет ррсурсы....

Использование АСУ РСО в работе классного руководителя

Статья освещает возможности системы АСУ РСО в работе классного руководителя...

Презентация "Эффективное использование социальных сетей в работе классного руководителя, учителя-предметника"

Презентация носит иллюстративный характер. Материал позволяет продемонстрировать возможности работы в социальных сетях как средство повышения эффективности деятельности классного руководителя, учителя...

Использование инновационных технологий в работе классного руководителя

Главной отличительной чертой современного образования является особое внимание как к индивидуальности ребенка и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновацио...