" Упрямый город Ленинград"
материал

Дамбаева Баярма Цыденжаповна

Сценарий литературно –музыкальной композиции  посвященной 80- летию снятия блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_stsenariy_lit-muz_kompozitsii.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно –музыкальной композиции  посвященной 80- летию снятия блокады Ленинграда " Упрямый город Ленинград"

Оборудование: компакт-диск с песней «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского, «Седьмая симфония Шостаковича», «Пятая симфония Шостаковича».

Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде»,

Ход мероприятия:

Звучит «Вечерняя песня” Дмитрия Хворостовского (Гимн Ленинграда)»

На сцену выходят ведущие, дети

Ведущий 1:

Город над вольной Невой, Город нашей славы трудовой Слушай, Ленинград, Я тебе спою Задушевную песню мою Здесь проходила, друзья, Юность комсомольская моя. За родимый край С песней молодой Шли ровесники рядом со мной

Ведущий 2:Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

(Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).

Ведущий 1:

80 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Маша:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Лена Б:

Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет.

Уля Е: На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского. исполняет ……... Сидит  на стуле и поет. ( На экране видеоролик на тему песни)

Ведущий 2:

Изучая материалы блокадных лет, четко понимаешь, что все рассказанное о ней не может вместить даже ничтожной доли того, что испытали люди ее пережившие. Читая воспоминания очевидцев, проникаясь их горем, осознаешь, что все рассказанное, лишь вершина огромного айсберга человеческого страдания.

Ведущий 1 :Страшная трагедия произошла осенью 1941 года на Ладожском озере. Происходила эвакуация детей из Ленинграда в  тыл. Бабушки и мамы провожали детишек подальше от войны в надежде встретиться после победы. И вот когда корабль был далеко от пристани, люди  увидели несколько фашистских самолетов. Они специально летели низко-низко к кораблям. Вдруг полетели бомбы прямо на корабль….. Стало темно …. На фоне рева моторов раздался людской крик и люди увидели на черной воде белые панамки…..

Танец “Белые панамки”. Видеоролик на экране как провожали детей и обстрел, 

Монтаж. Стихотворение “Я говорю с тобой под свист снарядов”. Звучит трагическая музыка.

Маша: Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Алена:Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Уля Е: Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Лена Д: Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

София: И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Маша: Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

Алена: Я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою:

Уля: Мы будем драться с беззаветной силой,

Лена Д: Мы одолеем бешеных зверей,

София: Мы победим, клянусь тебе, Россия,

Все: От имени российских матерей.

Звучит музыка

На экране видеоролик по теме

Рассказ о тяготах войны

Маша: Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Началась блокада…

Алена: Зимой 41-42 года город сковала лютая стужа, столбик термометра опускался до минус сорока градусов. В город пришел голод, страшный голод.

Уля : Истощенные голодом, изнуренные непрерывными обстрелами и бомбежками, ленинградцы жили в неотапляемых комнатах.

Лена Д: Окна закрывали картоном, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки, замерзали водопроводы, канализация.

София: Остановился транспорт, не было топлива, электричества. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы.

Маша: Смерть приходила во все дома. 20 ноября 41 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума : рабочим выдавалось 250 граммов, остальным ….125 граммов….125 граммов это кусок хлеба размером со спичечный коробок. И это была норма на весь день.

Алена: Это было трудно назвать хлебом, это была темно-коричневая масса , отдававшая горечь…..

В руках держит платочек с черным хлебом

Вы знаете, как едят блокадный хлеб?

Нет? Я раньше тоже не знала

Нужно положить пальцы на ладонь и отломить крохотный кусочек

И долго-долго жевать, глядя на оставшийся хлеб

И снова отломить. И снова жевать

Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек

Когда весь хлеб будет съеден, соберите подушечками пальцев на середину ладони оставшиеся крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка." 

Ведущий 1: Несмотря на все ужасы, люди по утрам вставали, порой чуть ли не через весь город шли на службу, мерзли в неотапливаемых помещениях, возвращались домой, занимались хозяйством.

Ведущий 2:

Город продолжал жить – работали многие заводы и фабрики, ученые проводили исследования, писали научные труды, функционировали городские службы и торговые предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления, художники писали картины, поэты – стихи, а монотонный стук метронома (слышны удары метронома), доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.

С трудом укладывается в сознании, но это была обыденная человеческая жизнь – ужасно трудная, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, но все-таки жизнь..

Звучит песня “Дети Ленинграда”, поет ………..., танцуют первоклассники и Ирина. ( На экране видеоролик на тему песни)

Ведущий 1: Что может страшней войны? Голод…..

Почти все ленинградцы стали дистрофиками.

Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Звучит музыка

Катя М:  Разговор с погибшей мамой

Мамочка милая! Страшно и холодно

Зачем нас одних с Ванькой бросила тут?

В разрушенном доме нам страшно и голодно, а дни без тебя, словно, вечность идут.

Вчера у подъезда соседка Тамара из книг и газет развела костерок.

Сварила сумку с лебедой и наваром, тот суп ещё день простоять нам помог.

Что делать? Сегодня родная, не знаю

Чем брата кормить? Помоги, дай совет

От голодухи, я сама, умираю

И выхода в пропасти кажется нет.

Я знаю, что сверху ты смотришь за нами

И молишься, чтобы закончился ад.

И если я выживу, мам,обещаю, на развалинах дома я выращу сад!

Ведущий 1:

На Ленинград, обхватом с трех сторон,
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Показ клипа песни  “Блокада” до 2 минуты, затем включаем минусовку песни.А на экране клип без звука. Поет Туяна

Песня “Блокада”

Ведущий 1:

Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”.

Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

Ведущий 2: По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали еще и “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Илья:

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.    

Ведущий 1:

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Лена Д:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий 2:

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

(Слайд «Пискаревское кладбище»).

Ринчин:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Ведущий 1: Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

(Минута молчания).

Звучит музыка “Помните в конце”

Ведущий 2:

Люди! Через века, через года
Помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Ведущий 1:

Люди! Пока сердца стучатся!
Помните, какою ценой завоевано счастье!

Ведущий 2:

Люди! Заклинаю вас! Помните!

Ведущий 1: Ребята, давайте помнить и не забывать, какою ценой завоёвано наше счастье. Счастье жить без войны.

Заканчивается  мероприятие песней «Несовместимы дети и война», выходят все участники и поют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запомни, этот город - ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы!"

сценарий внеклассного мероприятия, посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда....

Запомни этот город Ленинград... (Музыкально-литературная композиция)

Предлагаемый материал для литературно-музыкальной композиции «Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы» напомнит о жизни города, роли горожан, их судьбах в годы блокады. ...

открытый урок "Урок мужества,посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда "

Данный урок проводился с целью ознакомления учащихся с героической обороной города Ленинграда( июль 1941- 27 января 1944 гг.)...

День снятия блокады города Ленинграда

Данная статья является обобщённым представлением об открытом классном часе гражданско - патриотического направления "Прорыв блокады Ленинграда". Статья была создана по рекомендациям членов комиссии, п...

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)

Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...

«И шар земной гордится Ленинградом!» (Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)

«И шар земной гордится Ленинградом!»(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)Разработчик – методист, педагог дополнительного образования Матянина Татьяна ИвановнаУчастн...