«Технология наставничества в современной школе. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»
материал

ПОДХОДЫ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание благоприятных, комфортных условий в образовательной среде и развитии у него большей самостоятельности в образовательной деятельности. При этом тьютор может оставаться рядом, его функционал максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего «обычных» детей.

Основной целью тьюторской деятельности в общеобразовательной организации является успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Сегодня в нашей образовательной организации нет отдельной педагогической профессиональной должности - тьютора. Но реализацию целей и задач тьюторского сопровождения осуществляют работающие педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед, классные руководители. При этом важно учитывать наличие тьюторских компетенций у каждого педагога, позволяющих ему:

- сопровождать индивидуальные образовательные программы детей с ОВЗ;

- организовать и адаптировать жизненное пространство: рабочие места, места отдыха и другие места, где бывает ребенок;

- определять зону ближайшего развития обучающегося с особенностями развития, опираясь на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптацию учебного материала, адаптацию учебных пособий.

Для успешного обучения детей с особенностями развития школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), с опорой на выявленные в ходе диагностики егодефициты и ресурсы, формулирует частные цели и задачи для тьютора, определяет необходимые условия его сопровождения (в каждом конкретном случае они будут разными, так как каждый ребенок уникален).Далее тьютор информирует ПМПк о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его развития.

Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить возможности обучающегося. Но главным методом все равно остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами обследования, личными данными о ребенке. В основном оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология наставничества в современной школе. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»

Шульжик Ивона, учитель изо и технологии МБОУ «СШ№7»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Тьютор(англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательной организации.

Тьюторант - обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу.

Тьюториал - форма тьюторского занятия, взаимодействия тьюторанта с тьютором.

Тьюторская компетентность - это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы

Тьюторский час- на нем выявляются удачи и неудачи в обучении, делаются открытия, формулируются предложения на будущее.

Тьюторство - практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Тьюторское сопровождение - это сопровождение процесса индивидуализации в образовательном пространстве.

ПОДХОДЫ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание благоприятных, комфортных условий в образовательной среде и развитии у него большей самостоятельности в образовательной деятельности. При этом тьютор может оставаться рядом, его функционал максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего «обычных» детей.

Основной целью тьюторской деятельности в общеобразовательной организации является успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Сегодня в нашей образовательной организации нет отдельной педагогической профессиональной должности - тьютора. Но реализацию целей и задач тьюторского сопровождения осуществляют работающие педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед, классные руководители. При этом важно учитывать наличие тьюторских компетенций у каждого педагога, позволяющих ему:

- сопровождать индивидуальные образовательные программы детей с ОВЗ;

- организовать и адаптировать жизненное пространство: рабочие места, места отдыха и другие места, где бывает ребенок;

- определять зону ближайшего развития обучающегося с особенностями развития, опираясь на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптацию учебного материала, адаптацию учебных пособий.

Для успешного обучения детей с особенностями развития школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), с опорой на выявленные в ходе диагностики егодефициты и ресурсы, формулирует частные цели и задачи для тьютора, определяет необходимые условия его сопровождения (в каждом конкретном случае они будут разными, так как каждый ребенок уникален).Далее тьютор информирует ПМПк о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его развития.

Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить возможности обучающегося. Но главным методом все равно остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами обследования, личными данными о ребенке. В основном оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

В своей деятельности тьютор ориентируется на:

- образовательный опыт обучающегося – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;

- его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний;

- любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении;

- ситуация общения и установление личного контакта с обучающимся;

- воля и выбор обучающегося, его осмысленность по отношению к собственным действиям;

- коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности.

Участие тьютора в жизни ребенка с ОВЗ осуществляется не продолжительное время, по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с учителями, педагогами.

Эффективное достижение целей тьюторской деятельности в образовательной организации возможно при создании условий для:

- успешного обучения ребенка с ОВЗ;

- успешной его социализации;

- максимального раскрытия потенциала его личности.

Успешность включенности ребенка в образовательное пространство зависит от развития у него:

- когнитивной (познавательной) сферы: компетенций/ знаний и навыков;

- коммуникативной сферы: умения общаться;

- эмоциональной сферы: психологической адаптации к образовательной деятельности в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в образовательной среде;

- самостоятельности.

При сопровождении ребенка с ОВЗ (группы детей) тьютор:

- совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем и при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке;

- способствует обеспечению учебной дисциплины обучающимся (группой) и отслеживает режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием и ИОП, включающего дополнительные занятия (кружки, секции);

- создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива класса;

- взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в образовательной деятельности и общении подопечного (группы);

- осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе;

- адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности обучающегося с ОВЗ;

- для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки обучающегося с особыми образовательными нуждами;

- обеспечивает индивидуальное обучение обучающегося в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение в классе временно невозможно;

- по необходимости оказывает помощь обучающемуся в самообслуживании (туалет, перемещение по школе, питание);

- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;

- ведет дневник наблюдений;

- ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным при необходимости.

Необходимо особо отметить работу тьютора с семьями обучающихся с ОВЗ по следующему алгоритму деятельности:

– установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

– оказание эмоциональной поддержки;

– содействие в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;

– формирование адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;

– формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;

– проведение совместного анализа промежуточных результатов,разработка дальнейших этапов работы.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Существуют общие этапы индивидуального тьюторского сопровождения:

- сбор информации о ребенке;

- анализ полученной информации и собственные наблюдения;

- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

- решение поставленных задач;

- анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Обозначенные этапы подходят для всех детей, поступивших в образовательную организацию. Дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Основные этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации в рамках инклюзивной практики.

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным индивидуальным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).

Этап знакомства и установления контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательной организацией.

На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, обучающимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ, а также для формирования социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ и об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты».

Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений образовательной организации, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ.

Сроки адаптации детей в образовательной организации очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения.

На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению, проводятся тьюторские часы.

Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеурочной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.

На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательной деятельности об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения.

Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в образовательной деятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

По причине неоднородности категории детей с ОВЗ уровень сопровождения и задачи сопровождения таких детей в образовательной организации также будут различными. Дети с ОВЗ очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке. Им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация образовательной деятельности в связи с учетом особенностей развития:

– специфика восприятия (позднее включение, рассеянность внимания, проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания, нарушение волевой регуляции;

– нарушение работоспособности (астенические проявления, неравномерность, перепады), истощаемость психических процессов;

– недостаточность знаний и представлений об окружающем мире;

– отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными инструментами, неопрятность и др.);

– физические особенности (дефекты зрения, слуха, невозможностьдолго находиться в сидячем положении, пониженный/повышенныймышечный тонус и т.п.);

– особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимому взрослому).

В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости, точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то, чтобы понять инструкции и выполнить их.

Для всех детей, а для обучающихся с ОВЗ особенно, крайне важна похвала, положительная оценка достижений и успехов, прорисовка положительной перспективы, повышение самооценки.

Еще больше, чем другим обучающимся, для успешной интеграции детям с ОВЗ необходимы мотивация, прилежание, усидчивость. Обучение грамотному распределению времени является важным аспектом сопровождения.

Важно сформировать реальное представление самого обучающегося о его дефицитах и возможных проблемах в освоении учебного материала, а главное – о путях решения этих проблем.

Нужно постоянно стремиться к повышению у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений и успехов в учебе и повседневной жизни. С другой стороны, очень важно не помогать излишне, поощрять самостоятельность, формировать у ребенка активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.

В связи с тем, что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему необходимо предоставлять более широкий спектр возможностей для выполнения заданий, модифицировать их, исходя из потребностей ребенка. Часто требуется дополнительное объяснение содержания задания, проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на несколько частей, на этапы работы над ними.

Так как обучающиеся с ОВЗ должны прилагать много усилий, чтобы следовать темпу класса, и в связи с этим быстрее утомляются, целесообразно разработать с ними эффективную методику образовательной деятельности. Умение хорошо обобщать, придавать учебному материалу структуру, выделять основное и второстепенное является важным вспомогательным средством.

Особое внимание надо уделять возможности восприятия материала по различным сенсорным каналам, активно используя наглядные пособия, образы, схемы, интерактивные технические средства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ФОРМЫ ИХ ФИКСАЦИИ

Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:

- адаптация обучающегося к образовательной среде, изменение егоповедения;

- развитие коммуникативных способностей обучающегося;

- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося.

Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство образовательной организации.

Используемые источники:

  1. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. -

#1050;узьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2012. – 57 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение детей.

План  по тьюторскому сгопровождению детей...

Модель тьюторского сопровождения детей-билингвов по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Данный учебный модуль предназначен для решения проблемы качественной подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов .В нём учитываются возрастные особенности и билингвальный характер обучения. ...

"Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации"

В книге описывается тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, рассказывается о специальных классах в общеобразовательной школе для них. Рассматриваются условия обучения воспитанников с особенностями разви...

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования.

Работа тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы. Успешность включенности ребенка зависит от развития его знаний и навыков (когни...

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Статья посвящена  теме тьторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.  Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в о...