Функциональная грамотность
рабочая программа (5 класс)

Глинкина Анастасия Евгеньевна

Рабочая программа по функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotost_5_klass.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Смоленской области по образованию и науке

Администрация муниципального образования "Монастырщинский район" Смоленской области

МОУ Новомихайловская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По функциональной грамотности

для обучающихся 5 класса

Пояснительная записка

Программа внеурочнойдеятельности Развитие функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03)

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г).

5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)

6. Положение о внеурочной деятельности МБОУ-СОШ №2 п. Южный

Рабочая программа рассчитана на 33 недели, 1час в неделю.

Используемые учебные пособия

  1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021

  1. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021

  1. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021

  1. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021

  1. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонныхзаданий. Выпуск

Используемые интернет-ресурсы

  1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические работы Министерства просвещения РФ

https://fg.resh.edu.ru/

  1. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/

  1. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

  1. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

  1. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

  1. МЦКО

https://mcko.ru/

7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

  • способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику

  • разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

  • способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

  • способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

  • способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление).

Количество часов на один год обучения в  5  классе – 34часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая

грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, игра, квест, моделирование, викторина, квиз, проект.

  • целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.

Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);

  • выполнение практических заданий;

  • поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;

  • решение ситуационных и практико-ориентированных задач;

  • проведение экспериментов и опытов.

  • Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

  • 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
  • соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования МБОУ-СОШ №2 п.Южный, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
  • связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке.

Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать

  • 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса втекущем учебном году:

  1. четверть – модуль «Читательская грамотность»;

  1. четверть – модуль «Математическая грамотность»;

  1. четверть – модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативное мышление»;

4  четверть – модуль   «Естественнонаучная грамотность»

Планируемые результаты освоения программы курса

Метапредметные и предметные результаты

Класс /5

уровень

ФГ

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

Креативное

мышление

Уровень

узнавания и

понимания

находит и извлекает

информацию из различных текстов

находит и извлекает

математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает

информацию о

естественнонаучных явлениях в различном

контексте

находит и извлекает

финансовую

информацию в

различном контексте

-

Личностные результаты

Класс

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

Креативное

мышление

5-8 классы

оценивает содержание

прочитанного с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей; собственную позицию по отношению к прочитанному

Объясняет гражданскую

позицию в конкретных

ситуациях знаний с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей

Объясняет гражданскую

позицию в конкретных

ситуациях общественной

жизни на основе

естественно-научных знаний с позиции норм

морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые

действия в конкретных

ситуациях с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей, прав и

обязанностей

гражданина страны

-

Содержание

Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектовокружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальностьводы. Углекислый газ в природе и его значение.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.

Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведениеитогов работы за год..

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признакихимических реакций.

Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.

Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горнойпородой и рудой.

Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.Свойства живых организмов.

Проведение входного и выходного контроля.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)

Модуль «Основы читательской грамотности»

Дата

по плану

Тема занятия

Всего ч. в неделю

теория

практика

Формы деятельности

1.

06.09

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

0

1

Беседа, конкурс

2.

13.09

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

0

1

работа в парах, ролевая игра

3.

20.09

27.09

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

2

0,5

1,5

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями

4.

04.10

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое)

0

0

0

Круглый стол

5.

04.10

Что такое вопрос? Виды вопросов.

0

0

0

Квест, конкурс

6.

04.10

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

0

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?»

7.

11.10

Работа со сплошным текстом

1

0

1

Ролевая игра.

8.

18.10

25.10

Проведение входного и выходного контроля

2

2

тестирование

Итого

8

0,5

7,5

Модуль «Основы математической грамотности»

Дата по плану

Тема занятия

Всего ч.в неделю

теория

практика

Формы деятельности

1.

08.11

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления

   0

0

0

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

08.11

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

0

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

15.11

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

0

1

Беседа, обсуждение практикум

4.

22.11

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,  о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

0

1

Беседа, обсуждение практикум

5.

29.11

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.Разбиение объекта на части и составление модели.

1

0

1

Игра, урок-исследование, брейн-ринг,

конструирование.

6.

06.12

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

1

0,5

0,5

Обсуждение, урок-практикум,

моделирование.

7.

13.12

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

0

1

Урок-практикум.

8.

20.12

27.12

Проведение входного и выходного контроля.

2

0,5

1,5

Тестирование

Итого

8

1

7

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

Тема занятия

Всего часов в неделю

теория

практика

Формы деятельности

1.

10.01

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

0

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

17.01

Деньги в разных странах

1

0

0

Круглый стол, игра.

3.

24.01

Деньги настоящие и ненастоящие

1

0

0

Игра, экскурсия.

4.

31.01

Как разумно делать покупки?

1

0

0

Игра, круглый стол.

5.

07.02

Кто такие мошенники?

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра, квест.

6.

14.02

21.02

Личные деньги

2

1

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

28.02

Сколько стоит «своё дело»?

1

0,5

0,5

Проект, игра.

8.

07.03

14.03

Проведение входного и выходного контроля.

2

2

Тестирование.

Итого

10

2

8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Тема занятия

Всего ч. в неделю

теория

практика

Формы деятельности

1.

28.03

Звуковые явления. Звуки    живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

0

0

0

Беседа, демонстрация записей

звуков.

2.

28.03

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

0

0,5

Наблюдение физических

явлений.

3.

04.04

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.

1

0

0,5

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

4.

04.04

Углекислый газ в природе и его значение.

0

0

1

5.

11.04

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

0,5

0,5

Работа с коллекциями минералов и горных пород.

6.

18.04

Атмосфера Земли.

1

0

1

7.

25.04

Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

0,5

0,5

Беседа. Презентация.

8.

02.05

16.05

Проведение входного и выходного контроля.

2

2

Тестирование.

Итого

7

1

6

ИТОГО за год

33

4,5

28,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...