Социальный проект "Что читает современный подросток"
проект (7 класс)

Женспаева  Ляйсан Курбангалиевна

Социальный проект "Что читает современный подросток" с презентацией, 7 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Социальный проект на тему

«Что читают современные подростки?»

Разработчик:  Айслу Т., обучающаяся 7 класса

МКОУ «Брединская СОШ № 4»

Наставник: Женспаева Ляйсан Курбангалиевна,

учитель английского языка

2024г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3

  1. Теоретическая часть

1.1. Круг чтения подростков………………………………………………….....4

1.2. Особенности читательских интересов подростков………………………..6

1.3 Видеокультура и детское чтение…………………………………………...10

     2. Практическая часть

2.1. Рейтинг самых популярных произведений среди молодежи……………12

2.2. Анализ полученных результатов ………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………..…………….17

Список литературы ……………………………………………………………..18


ВВЕДЕНИЕ

          Последнее десятилетие в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Первым отказывается от чтения молодое поколение. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

       Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

       Дети младшего возраста с удовольствием читают веселые книги из жизни ребят. Им интересны книги известных детских писателей: В. Драгунского, В. Голявкина, Н. Носова, М. Зощенко, В. Медведева, Э. Успенского, Г. Остера и других. Родители выбирают своим детям классическую литературу таких авторов, как А. Чехов, Л. Толстой, Д. Мамин – Сибиряк, Е. Пермяк, Б. Житков, В. Осеева, А. Гайдар. Много поучительных произведений читают дети по школьной программе.

      У ребят среднего и старшего возраста наблюдается некоторый спад интереса к классике детской литературы. Читатели среднего возраста выбирают современные приключенческие, детективные и сказочные повести. Старшеклассники в основном подбирают литературу в помощь образованию. Востребованной можно назвать научно-популярную литературу по экономике, истории, географии, литературоведению, технологиям различных производств. Пользуются популярностью книги о знаменитых людях: учёных, спортсменах, политиках, деятелях культуры и искусства.

Цель исследования: выяснение отношения современного поколения к книгам, а так же их литературные предпочтения .

Задачи:

  • оценить значимость литературы в жизни молодежи
  • узнать, что читают подростки
  • подвести итоги исследования читательских потребностей подростков.

ГЛАВА 1. ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ

1. 1. Круг чтения подростков

       Потребности школьников в актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с изменениями школьной программы. В результате этого запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.

        Чему же отдают предпочтение современные молодые люди? Чем руководствуются при выборе той или иной книги? Как показывает практический опыт, при поиске «своей литературы» подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе».

       В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно, что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов ("кинороманы").

     Так, с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии "Детский детектив" и "Черный котенок"; Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений, "фэнтези", "ужастиков". Девочки-подростки и девушки стали читательницами сентиментальной литературы для женщин и "дамских" романов.

    У подростков в связи с их возрастными особенностями много вопросов к жизни. Они охотно берут психологическую литературу или издания, посвященные межличностным взаимоотношениям. Это им интересно. Но у каждой возрастной группы свои вопросы. Подростки 12-14 лет просят что-то о животных и растениях. Популярные источники информации - «Все обо всем», «Все обо всех», «Cоседи по планете», «Что есть что», «Мир животных» и т. д. Пятнадцатилетние сегодня увлечены фантастикой. Это достаточно увлекательная и легкая литература. Наиболее читаемые, конечно же, Толкиен и Роулинг. Большой популярностью у подростков пользуются Перумов, Лукьяненко, Хичкок, Кинг, Емец, Зюскинда, Мураками, Коэльо.

       Пользуются спросом такие серийные издания, как «100 великих...», «1000 вопросов и ответов», различные энциклопедии. В последние годы очень часто подростки обращаются к различным психологическим тестам, а также книгам о психологии отношений.

        Особое место в круге чтения учащихся подросткового возраста занимают периодические издания. Существуют значительные отличия в чтении периодической литературы девочек и мальчиков. Так, мальчики больше читают техническую, спортивную, молодежную, научно-популярную периодику: «Всемирный следопыт», «Чудеса и приключения», «Ровесник», «Автомагазин», «Спорт экспресс», «За рулем», «Мировой футбол», «Футбол Ревю». Девочкам нравятся журналы о моде, косметике, семейном быте, о прическах: «Лиза», «Домашний очаг», «Космополитен», «Барышня», «Маруся», «Cool Girl», «Бурда». Среди газет подростки читают следующие: «Жили-были», «Кот и пес», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец». Самой любимой газетой в кругу чтения девочек является «Поппури».

1.2. Особенности читательских интересов подростков

          Теория читательского интереса начала складываться еще в конце XIX в. Заметный вклад в ее развитие внесли такие исследователи, как Н.А. Рубакин, C.JI. Вальдтгарт, А.А. Покровский, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др.

      Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям.

    Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного (без усилия воли) внимания, сосредоточения; оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания.

       Исследователи различают ситуативную и личностную основу читательского интереса.

       Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов — яркая обложка книги, просмотренный фильм-экранизация, рецензия в газете и т. п. Он весьма подвижен и, если не связан с доминирующими свойствами личности, легко исчезает с изменением ситуации.

      Личностный интерес весьма устойчив. Он опирается (и одновременно питает) на доминирующие духовные интересы личности. На практике ситуативный интерес может быть первым шагом для формирования личностного интереса.

     Читательские интересы классифицируют по разным основаниям.

     Прежде всего, выделяют личностные и групповые читательские интересы. Они диалектически связаны: каждая личность принадлежит к какой-либо группе (возрастной, профессиональной и др.), а личностный читательский интерес испытывает воздействие норм, оценок, обычаев и др., принятых в данной группе. С другой стороны, личностный читательский интерес привносит нечто новое в традиции группы.

       Классификация читательских интересов по их содержанию представляет, при кажущейся простоте, весьма сложную задачу, так как ни библиотечно-библиографическая, ни книговедческая, ни литературоведческая классификация не могут отразить все многообразие читательских интересов современного пользователя. Условно читательские интересы могут быть определены как относящиеся к сферам художественной, научной, политической, экономической литературы и информации.

       Внутри этих комплексов интересы могут проявляться к отдельным жанрам, темам, авторам, произведениям и т. п. Практика показывает, что обычно человек имеет не один, а несколько, иногда тесно переплетающихся, а иногда обособленных интересов.

      В зависимости от проявления читательские интересы подразделяются на широкие и узкие; глубокие и поверхностные; устойчивые и неустойчивые; активные и пассивные.

       Наиболее обобщенная характеристика читательского интереса — его глубина: в ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательских интересов может возникнуть некоторое противоречие, так же, впрочем, как между глубиной и узостью.

     Читательский интерес диалектически связан с потребностью личности в чтении вообще и с потребностью чтения конкретного издания, то есть читательской потребностью, в частности.

      Потребность человека в чтении — одна из важнейших духовных потребностей. Она тесно связана с уровнем интеллектуального, духовного и эмоционального развития личности.

      Процесс формирования потребностей в чтении весьма сложен и закладывается, как правило, в детстве. Огромную роль здесь играет ближайшее окружение, семья, личная библиотека и то, какое будущее «примеряет на себя» ребенок, подросток.

      Поэтому в качестве внутренних побуждений читателя исследователи выделяют мотивы чтения (так называемая «система ожиданий») читателя, а в качестве внешних побудительных воздействий — стимулы чтения (например, задания, поощрения, наказания и т. п.).

     Потребность в чтении — это та основа, на которой возникают читательские интересы.

     Однако надо различать словосочетания «потребность в чтении» и «читательская потребность». Второе обозначает, что читателю необходимо какое-либо конкретное издание, информация по теме, проблеме, знание.

      Стоит отметить также, что сегодня «читательская потребность» удовлетворяется не только печатной продукцией, но и аудио- и видеопродукцией, и электронными ресурсами.

      Надо также учитывать и то, что читательская потребность может способствовать формированию читательского интереса, и наоборот.

       Читательский портрет подростка  начинает формироваться к 10-11 годам. Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

       Именно в этом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая - «пережить». Именно теперь можно в полную меру развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, журналы.

         Идеалом можно считать читателей, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к книге. Именно в этом возрасте надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов. Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя в этом случае привлекает экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка, желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах.

       Диапазон познавательных интересов у подростков 12-13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания.

       Для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими.

        В особом внимании нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Отношение к чтению меняется в корне. Не случайно одни становятся «самыми читающими», а другие - «самыми не читающими».

       Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге.

       Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения.

       Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в самовоспитании, самообразовании. Залог успеха - в приоритете чтения. Во взрослых (учителях. родителях) 14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с ними только в случае необходимости.

       Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу зачастую ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами: «рассказали друзья», «услышал по телевизору». Их восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны отношения к книге как к «отжившему» средству информации.

       Таким образом, особенности читательских интересов обусловлены возрастными особенностями подростков, сформированностью устойчивого интереса к чтению в младшем школьном возрасте, авторитетностью взрослых, увлечённых чтением.

1.3. Видеокультура и детское чтение

        Электронная культура, зачастую воспринимается как конкурент печатному слову. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. ТВ, интернет воздействуют на чтение детей и подростков. Это влияние проявляется в следующем:

- меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым" (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах);

- отсутствие мотивации чтения и репертуара читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на экране - детективам, триллерам, "фэнтези", "ужасам").

- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

- происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).

        Подростки видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации.

        Электронные книги приобретают всё большую популярность. Они не могут полностью подменить книгу печатную, но надо осознавать, что прогресс не стоит на месте. Теперь каждый подросток может посетить любую библиотеку мира, даже не выходя из дома. С одной стороны, экономия времени, с другой же - отстранение от настоящего искусства живого общения с книгой. Атмосферу библиотечной тишины, впечатления, огромное количество справочной, художественной литературы, общения с мудрым библиотекарем не заменит всемирная паутина.

        Таким образом, электронная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно. Жизнь современного подростка значительно отличается от той, которая была еще 10-15 лет назад. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации.

 

 2.1.Рейтинг самых популярных произведений среди подростков

        Так что же читает российская молодежь? В ходе опроса я собрала и систематизировала полученные данные. В итоге у меня получился список из 10  произведений, которые с восторгом читают и перечитывают ребята.

       В рейтинге отображена лишь малая часть гигантского фонда литературы наиболее популярной и востребованной для поколения 21 века.

1.Майер Стефани «Сумерки»

  • Первую позицию рейтинга занимает роман американской писательницы Стефани Майер «Сумерки». Книга, покорившая молодёжь, стала настоящим бестселлером современности. Будоражащие кровь остросюжетные эпизоды и нежные сцены признаний в любви девушки к вампиру не могут оставить равнодушными ни одного читателя. Роман лишён банальности, и каждая строчка наполнена интригой, переплетённой с искренними чувствами героев. Роман стал одной из самых популярных современных книг для подростков.

2.Дж. К. Ролинг и ее серия книг про Гарри Поттера

  • Серия книг о «Гарри Поттере» завоевала любовь молодого поколения. Главный герой приключенческих историй Гарри Поттер обучается в школе волшебства. Мальчик является добрым магом и противостоит тёмной стороне зла. Впереди его ждут опасные приключения и ожесточённая борьба с главным врагом, злым волшебником Волан де Мортом, который хочет поработить мир магии. Невероятные краски и динамика сюжета не оставят безразличным ни одного любителя фантастики. Произведение входит в тройку лучших современных книг для юношества.

3.Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества »

  • Имя лауреата Нобелевской премии, колумбийца Габриеля Гарсиа Маркеса золотыми буквами вписано в историю литературы XX века. Произведения писателя любят и читают во всем мире. В настоящем издании публикуется знаменитый роман-притча Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества". Соткав художественную ткань произведения из сказок, старинных преданий и легенд, небылиц и притч и раздвинув границы реального до границ фантастического, Гарсиа Маркес вносит собственную лепту в формирование "магического реализма".

4.Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

  • Рэй Брэдбери стал создателем современного шедевра «451 градус по Фаренгейту», который сразу полюбился молодёжи за свою эксцентричность. Роман относят к жанру научной фантастики, описывающий общество потребителей, которым несвойственны чувства и полёт мысли. Люди имеют всё, но не хотят думать и жить настоящей жизнью. Правительство роботизировало общество и очень тщательно за этим следит. Представители правопорядка сразу выявляют непослушных граждан, и жестоко расправляются с ними. Для того, чтобы добиться идеального «порядка» в стране, люди, стоящие у власти издают закон сжечь все книги, которые могут заставить человека думать и чувствовать. Не зря писатель даёт такое неординарное название роману. Книга входит в топ 10 современных книг для подростков, и будет полезна и интересна подрастающему поколению.

5. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

  • Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите вместе с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых - ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь! "Вино из одуванчиков" Рэя Брэдбери - классическое произведение из золотого фонда мировой литературы. Это одна из книг, которые хочется перечитывать вновь и вновь.

6. Джон Грин «Виноваты звезды»

  • Сентиментальная история о любви и ценности жизни Джона Грина «Виноваты звёзды» входит в десятку лучших современных книг для подростков. Роман расскажет о любви двух подростков, страдающих онкологическим заболеванием. Они прекрасно понимают, что жизнь каждого из них может оборваться в любой момент, поэтому готовы побороться за право быть вместе до конца. Молодым людям предстоит столкнуться с непониманием окружающих. Книга заставляет задуматься о смысле жизни и главной её ценности – любви.

7. Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин «Властелин колец»

  • Трилогия «Властелин Колец» бесспорно возглавляет список «культовых» книг ХХ века. Ее автор, Дж. Р.Р. Толкин, профессор Оксфордского университета, специалист по древнему и средневековому английскому языку, создал удивительный мир – Средиземье, который вот уже без малого пятьдесят лет неодолимо влечет к себе миллионы читателей. Великолепная кинотрилогия, снятая Питером Джексоном, в десятки раз увеличила ряды поклонников как Толкина, так и самого жанра героического фэнтези.

8. Коллинз Сьюзен «Голодные игры»

  • Сьюзен Коллинз получила популярность, благодаря своей трилогии, которая так полюбилась молодым читателям. Её творение состоит из трёх остросюжетных историй: «Голодные игры», «И вспыхнет пламя», «Сойка пересмешница». В центре истории девушка-подросток Китнисс и её возлюбленный Пит Меларк, которым предстоит принять участие в жёстких играх без правил. Подростки становятся единственной надеждой людей на спасение. Храброй девушке предстоит не только спасти свою жизнь, но и свергнуть с престола тоталитарного государства деспотичного правителя дистриктов. Книга стала мировым бестселлером и считается одной из самых читаемых современных книг среди подростков 15-16 лет.

9. Буэн Джеймс «Уличный кот по имени Боб»

  • Необычная история от Джеймса Буэна. Книга расскажет о верной дружбе уличного кота Боба и молодого человека Джеймса. Каждый день кота начинался с поисков пропитания. Музыкант Джеймс страдал тяжёлой зависимостью, и каждый день его также начинался с поиска допинга. Встреча с котом спасла молодого человека от безысходности. Книга произвела бум в соцсетях, и стала очень популярной, как и её главные герои.  

10. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»

  • Книга взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, а легендарный статус! Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора! Книга, в которой гомерически смешно и изощрённо зло пародируется сама идея счастливого детства. Чуткий и умный Санаев всё правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.

2.2. Анализ полученных результатов

        Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. По результатам исследования социологов, те, кто читает много, в младшем подростковом возрасте - 43%, а к 11 классу количество уменьшается до 17%.

      Проведём анализ анкет подростков. Опрос проводился среди учеников 7-8 классов МКОУ «Брединская СОШ № 4»

       Первый вопрос: «Читаете ли вы классическую литературу, которую проходите по программе?»

      Только половина детей читает школьную программу. Скорее всего это обусловлено тем, что книги авторов, которые входят в «золотой фонд», просто навязывают ученикам и дети читают не потому что им интересно и познавательно, а лишь для того ,чтобы не получить плохую отметку .

     «Какие литературные жанры Вы предпочитаете?» Респонденты ответили так: Фантастику и фэнтэзи выбрали 40% ,тем самым выявив популярный литературный жанр , Детективы получили 29% выборов, а научный -5% и приключенческие – 5%.

     Один из вопросов звучал так : «Ваши любимые произведения и авторы?». Лидерами среди авторов стали Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту», Джоан Роулинг с ее серией книг про Гарри Поттера , а так же Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Мы обратили внимания, что все произведения иностранных авторов.

   И последний вопрос «Способы чтения, предпочитаемые обучающимися»

40% предпочитают читать бумажную книгу, 22%  -электронную, 28% слушают аудиокниги.

Заключение

          Подрастающее поколение живет в быстро меняющемся, сложном, противоречивом мире. Важно, чтобы подростки выросли честными, добрыми, чуткими, справедливыми. На формирование этих качеств личности направлено чтение художественной литературы, которая оказывает мощное воспитательное воздействие на личность.

          Итак, самое время подвести итоги всего исследования. Я выяснила отношение ребят к книгам и литературе в целом ,узнала предпочтения и вкусы подростков , поняла ,что нынешнее поколение охотнее читает произведения художественной литературы , не входящую в школьную программу ,нежели классику ,которая разбирается на уроках , подтвердилась.

           Собранные данные говорят , что самые пессимистические доводы и прогнозы о том, что молодежь, по сравнению с предыдущими поколениями ,читает все меньше, а также поколение 21 века справедливо назвать «потерянным» и не читающим , не оправдываются, так как многие ребята предпочитают гаджетам книги ,пусть не классические ,которые служат основой литературы, а современные тексты различных жанров и авторов с захватывающими и фантастическими сюжетами, позволяющими открыть для себя мир художественного слова.

          Надеюсь, что моя работа заинтересует содержанием и поможет не читающим подросткам зародить в себе желание окунуться в необыкновенный ,красочный мир ,который хранится на наших книжных полках.

         Сейчас все развивается, а вместе с тем с каждым годом меняются читательские предпочтения, постепенно уходят на второй план прежние и появляются новые литературные тенденции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества.

          Нами составлен рекомендательный список литературы для чтения 5 - 9 классов. В него входят не только произведения школьной программы, но и дополнительная литература, представляющая интерес для читателей - подростков. Таким образом, нами сделана попытка расширить круг чтения подростков.



Список литературы

  1. https://www.livelib.ru/selection/21803-100-samyh-populyarnyh-sredi-molodezhi-proizvedenij#books
  2. http://ibosgb.blogspot.ru/p/10.html
  3. https://nauchforum.ru/studconf/gum/v/1290
  4. http://so-chinenie.ru/kniga-v-21-veke/
  5. https://womanadvice.ru/chto-chitaet-sovremennaya-molodezh
  6. http://donnasa.org/news_arc.php?lng=r&year=2016&part=2&art=2087
  7. https://multiurok.ru/index.php/files/issledovatelskii-proekt-po-literature-chto-chitaet.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» Тема проекта: Что читают современные подростки? Тип проекта: с оциальный Автор проекта: Токмагамбетова Айслу , обучающаяся 7 класса Наставник проекта: Женспаева Ляйсан Курбангалиевна , учитель английского языка п. Маяк 2024

Слайд 2

Цель исследования : выяснение отношения современного поколения к книгам, а так же их литературные предпочтения Задачи : оценить значимость литературы в жизни молодежи узнать, что читают подростки подвести итоги исследования читательских потребностей подростков

Слайд 3

Читательский интерес- избирательное отношение к произведениям печати Ситуативная Яркая обложка Просмотренный фильм Рецензия Личностная Духовные интересы личности

Слайд 4

По результатам исследования социологов количество читающих детей уменьшается

Слайд 5

10-11 лет активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая - «пережить». именно в этом возрасте надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов.

Слайд 6

12-13 лет Диапазон познавательных интересов значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. Возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания.

Слайд 7

14 лет это трудные для руководства чтением подростки. одни становятся «самыми читающими», а другие - «самыми не читающими». уже сформировались интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения.

Слайд 8

Читаете ли вы классическую литературу, которую проходите по программе?

Слайд 11

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» Тема проекта: Что читают современные подростки? Тип проекта: с оциальный Автор проекта: Токмагамбетова Айслу , обучающаяся 7 класса Наставник проекта: Женспаева Ляйсан Курбангалиевна , учитель английского языка п. Маяк 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что читают современные школьники?

Дорогие, коллеги! Как часто мы жалуемся друг другу, что наши ученики совсем ничего не читатют! Оказывается, что это не так. В статье я попыталась доказать это. Предлагаю вместе со мной погрузитьс...

Современный подросток. Физическое здоровье. Методическое пособие

Методическое пособие для учителей физической культуры и классных руководителей....

Современный подросток. Физическое здоровье. Методическое пособие

Методическое пособие для использования в работе учителей физкультуры и классных руководителей...

Паспорт проектной работы "Что читают современные подростки".

Читают ли современные подростки книги? Многие думают, что они ничего не читают, отдавая предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. На самом деле это далеко не так. Большая ...

Современный подросток в светском образовании

Статья, рекомендуемая родителям учащихся подросткового возраста...

Современный подросток - кто он?

Документ содержит информацию об особенностях подросткового возраста, о роли детско-родительских отношений в развитии личности, описывает портрет современного подростка и рассматривает основные правила...

СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «РЕБЁНОК-ПОДРОСТОК-ВЗРОСЛЫЙ»

Половое просвещение и воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее слабых звеньев семейной педагогики. Это в основном объясняется тем, что не все родители четко себе представляют, в ч...