Современный подросток в светском образовании
материал (7 класс) по теме

Статья, рекомендуемая родителям учащихся подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podrostok.zip107.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современный подросток в светском образовании

Любой из нас, наверное, читал в детстве сказку о Красной Шапочке - красивую, послушную девочку, которая помогала маме и старенькой бабушке. Совсем по-иному подает этот образ Е. Дударь в одноименной юмореске. Его Красная Шапочка напоминает многих современных подростков, для которых, духовность, честность, вежливость, уважение к старшим - лишь пустые слова. Эта 16-летняя девушка пьет, курит, разговаривает молодежным жаргоном и живет исключительно потребительскими интересами. Даже страшного здоровенного Волка загнала и охотника напугала, что уже говорить о больной, немощной бабушке, у которой забрала последнюю пенсию! После этого исчезла в лесу и не возвратилась домой. Ей безразлично, что бабушка осталась без копейки, что волнуется мать… Главное - выпить, погулять, развлечься! Какой человек из нее вырастит и какая жизнь ее будет ждать - можно только вообразить…Какова же причина отсутствия нравственности у современных подростков. Я бы выделила две – это особенности психофизиологического развития подростков и адаптация подростков в современном мире.

Для того, чтобы понять это я вам напомню о психофизиологическом развитии подростка. В этом возрасте происходит известный «скачок» развитии индивида.

Во-первых, гипофиз начинает в большом количестве секретировать гормон роста. В этот период резко ускоряется рост конечностей в длину. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна длиннорукость и длинноногость.

Во-вторых, появление первых признаков пубертата (у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничение в кровоснабжении, что отражается не только на работе мышц, но и других органов, включая головной мозг. Так, подростки этого возраста отличаются снижением двигательной активности и общей выносливости, их интеллектуальная активность временно снижается.

В дальнейшем, на третьей стадии пубертатного развития (13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотока увеличивается и соответственно отмечается некоторое увеличение физических и интеллектуальных возможностей.

Подростковый период характеризуется резкими изменениями, происходящими в этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и легко ранимым. Подросток пытается сформировать собственную систему взглядов на мир, однако многое в ней еще не продумано до конца, основана лишь на случайных наблюдениях, и он довольно легко меняет свои взгляды либо под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего более глубокого осмысления.

Новые впечатления и наблюдения подросток получает не только в семье и в  школе, в современном мире наших детей воспитывают «электронные воспитатели», к которым относятся различные средства массовой коммуникации, и особенно электронные ресурсы. По мере усиления их воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям – учителям, семье и др. К ряду таких, наиболее развитых сегодня средств массовой информации относятся печать, телевидение, Интернет, к которым именно юные пользователи испытывают большой интерес.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует все аспекты культуры личности ребенка.

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача — научить молодого гражданина ХХI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

Одним из средств воспитания современного школьника является работа с информацией за компьютером. Сажая ребенка за компьютер, и не принимая в этом никакого участия, родители и педагоги оставляют его на воспитание чужому взрослому, у которого другой язык, другой уровень культуры, другие мыслительные стратегии и жизненные цели, которые могут быть совершенно несовместимыми с системой взглядов нравственного воспитания.  Компьютер – это машина, но ее интеллект создан конкретными людьми. Поэтому система ребенок-компьютер в действительности выглядит как «ваш ребенок» и «чужой взрослый». Педагог  должен становиться частью этой системы. В этом их участии заключается создание новых условий для развития подростка с помощью компьютера.

 Однако для того, чтобы учить подростка правильно пользоваться информацией педагог не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры — информационную культуру.

Один из аспектов информационной культуры – закладывание учителями информации о нравственных началах человека, она не должна быть убогой, должны быть избирательной, так как является основой духовности. Светское образование и духовное воспитание часть одного целого, ибо нравственность – это мораль, а мораль это категория философская, а философия изучает мораль духовного начала человека.

Таким образом, существует огромное число факторов, влияющих на подростка как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подросток. Физическое здоровье. Методическое пособие

Методическое пособие для учителей физической культуры и классных руководителей....

Современный подросток. Физическое здоровье. Методическое пособие

Методическое пособие для использования в работе учителей физкультуры и классных руководителей...

Духовное и светское образование: пути взаимодействия и сотрудничества

«Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на...

Современный подросток - кто он?

Документ содержит информацию об особенностях подросткового возраста, о роли детско-родительских отношений в развитии личности, описывает портрет современного подростка и рассматривает основные правила...

современный подросток в условиях профессионального образования

это выступление было озвучено на Всероссийской конференции "От Советской школы-к Российской школе 20 века, опубликовано в журнале "Работа социального педагога в школе и микрорайоне" № 5...

Программа деятельности по ранней профориентации школьников " Современный подросток в мире профессий".

Программа предназначена для проведения комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединеннных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащих...