Духовное и светское образование: пути взаимодействия и сотрудничества
презентация к уроку по теме

Фомичева Светлана Григорьевна

«Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей. С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.  И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosveshchenie.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Фомичева Светлана Григорьевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 117

города Нижнего Новгорода Сормовского района

ДУХОВНОЕ И СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

«Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей. С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.  И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга».

Это сочинение ученицы, которое она писала на уроке «Основы православной культуры». Тема первого  урока - «Россия – наша Родина».

В соответствии с поручением президента РФ  с 1 сентября 2012 г. в 4 классах во всех субъектах Российской Федерации и на нижегородской земле  в общеобразовательных учреждениях вводится преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 2009 – 2011 год в 19 субъектах РФ проходил эксперимент по изучению данного курса. Мы в эксперименте не участвовали, но следили за ходом  эксперимента и накапливанием опыта. По просьбе  метрополии  Нижний Новгород  включили в разработку модулей. Их – 6. Большинство школ нашего района выбрали модуль «Основы православной культуры». Это культурологический  предмет, это знания, которые дети получают, но на практике их могут  и  не применять.

Задача курса:

-познакомить с основами православной культуры, раскрыть ее значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его  отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни;

-заполнить души детей любовью и  состраданием;

-привить иммунитет от пошлости, жестокости и равнодушия.

Надо думать всем, как противостоять этому злу. Семья как институт стала разваливаться, дети-сироты при живых родителях, а родители в домах престарелых при живых детях. Алкоголизму, наркомании нужно противостоять.

Во-первых, изучение данного предмета будет способствовать реанимации национального сознания, заполнению существующего у молодежи духовного вакуума.

Во-вторых, любой ребёнок должен иметь право быть воспитанным в той культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой он принадлежит по рождению.

В-третьих, единый духовный стержень консолидирует нацию, способствует укреплению социальной стабильности общества.

В последнее время мы видим взаимодействие церкви и государства. - Просвещение — это одно из тех служений, к которому  и   Церковь призвана, ведь сам Господь, посылая апостолов, сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их всему, что Я заповедовал вам». Поэтому Церковь и возрождает собственную образовательную систему, и сотрудничает с государством в деле образования, воспитания и просвещения. Отделение Церкви от государства, согласно мировому стандарту, не рассматривается как полная невозможность взаимодействия. Церковь и государство могут сотрудничать в сфере повышения уровня морали общества, в вопросах благотворительности, социального служения, воспитания подрастающего поколения.

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие  сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки  и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концерты духовной музыки – все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.

В прошлом году, когда афонские монахи привезли Пояс Богородицы, более трех миллионов человек  поспешили к этой великой христианской святыне. И если  бы  опросили,   стоявших в  очереди  у Храма Христа Спасителя людей: желают ли они, чтобы их дети изучали в школе «Основы православной культуры»? Что бы они ответили? А ведь напрашивается и такой вопрос: «Неужели миллионы православных родителей, которые уже приобщили своих деток к православной вере и культуре через Святое Крещение, не сделали тем самым  свой мировоззренческий  выбор и не определили – по какому жизненному пути они хотят направить своих детей?».

Школа  борется с наркотиками, с пропагандой наркотиков, с пропагандой насилия. Мы помним лозунг: «Религия – опиум для народа». Но пока 70 лет в Советском Союзе  мы боролись с религией – настоящий опиум проник в нашу страну, в школы, в жизнь в таких масштабах, что трудно с чем- либо сравнить это бедствие. Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие детей к информации, выложенной в социальных сетях, позволяет манипулировать их сознанием.

Вы спросите меня: «Зачем нам это нужно?». Да, чтобы не быть Иванами, непомнящими своего родства,  что бы знать традиции, культуру  своего народа. Человек  это дерево: корень его прошлое, ствол настоящее, а плоды – будущее. Если отделить ствол от корня, плодов не будет, дерево погибнет.

Завтра создается сегодня, будущее в настоящем. Каким  будет завтра, зависит во многом от нас с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...

Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

В статье показана важность реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

Конспект занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.). Рассчитано на дете в возрасте от 12 лет и старше. Цель занятия: сп...

урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки

Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...

презентация "Духовная и светская музыка"

Презентация на тему "Духовная и светская музыка"...