Воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников
статья

В статье раскрываются основные вопросы музыкально-эстетического воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_mek_statya.docx22.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников

Авторы: Перагова Н.О., Цимфер Е. В.,

педагоги дополнительного образования

Новокузнецк, 2024

Проблеме музыкально-эстетического воспитания личности в последние десятилетия ученые уделяют довольно много внимания. Современное музыкальное образование в первую очередь направлено на приобщение к музыкальной культуре подрастающего поколения.

В философских и психолого-педагогических концепциях единодушно признается важная роль культуры в музыкально-эстетическом развитии личности ребёнка (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.Н. Неменский, О.П. Радынова и др.). Поэтому, решение такой важной задачи как формирования музыкально-эстетической культуры у детей младшего школьного возраста требует от педагога понимания этого понятия в контексте содержания, основных аспектов и структуры.

Культура –это всеобъемлющая категория, включающая в себя широкий спектр значений и смыслов. Духовная культура в теории культурологии противопоставляется культуре материальной и затрагивает область идей, суждений, теорий, оценок, затрагивающих все аспекты жизнедеятельности общества, социальных групп, конкретного человека.

В контексте нашего исследования актуально высказывание немецкого философа и музыковеда XIX-XX веков, исследователя творчества И. Баха, А. Швейцера, который писал: «Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» [27]. Культура - это осознание человеком своей духовной сущности, становление его частью человечества, понимание и создание культуры. Следовательно, культурная составляющая человека - это тот элемент, который формирует его систему ценностей.

Эстетическая культура включает в себя более широкую часть бытия, поскольку эстетический элемент органично присутствует во всех сферах человеческой жизни. Эстетическое и эстетика - для нас это именно то, что неотделимо от восприятия прекрасного в искусстве и в жизни, неотделимо от своеобразного, художественного восприятия вещей и явлений.

Древнегреческий философ Платон считал, что ребенок рождается с идеей красоты в душе, наряду с идеями блага и истины, и с помощью воспитания приходит к осознанно этих идей. Гегель рассматривал красоту как свойство объективного духа, проходящего в своем развитии и эстетическую, низшую стадию самосозерцания абсолютного духа в форме конкретно-исторического проявления в искусстве. На основании взглядов этих двух философов в эстетике стало аксиомой, что красота есть основное эстетическое явление и что главным содержанием эстетики как науки является искусство. Произошла абсолютизация красоты, ее возвышение над всеми другими эстетическими явлениями и одновременно абсолютизация искусства как формы общественного сознания и проявления красоты.

В зависимости от видов деятельности профессор М.С. Каган выделяет материальную, духовную и художественную культуры. Художественная культура интерпретируется им как «особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности – художественного творчества, художественного восприятия, художественной критики и т.д.» [27]. Художественная культура - высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности, тех потребностей, которые сопряжены с ее наиболее высокими духовными потребностями познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека. Следовательно, понятие «художественное» отражает то общее, что свойственно искусству во всех его видах и жанрах, художественному творчеству, специфике художественного восприятия, осознания и оценки произведений искусства [14].

Выделяют определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и одна из них - музыкальная культура. В философии и культурологи понятие «музыкальная культура» охватывает различные виды музыкальной деятельности и их результаты (музыкальные произведения, их создание, исполнение и восприятие), а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетические интересы, потребности, установки, эмоции, чувства, идеалы. Так же структура музыкальной культуры подразумевает деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием.

Наиболее широко раскрыто определение музыкальной культуры Л. Г. Дмитриевой: нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; знания, умения и навыки, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение). Также неотъемлемой частью музыкальной культуры являются творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности личности [2, с.11]. Таким образом, музыкальная культура многими исследователями может быть представлена как система, в которой составляющие элементы связаны между собой.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются [1]:

- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

- музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

В основе гуманистического воспитания лежит принцип личностного подхода, который предполагает признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью и уникальностью каждого ребенка. «Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания», - писал Л.С. Выготский [8, с. 54].

Воспитание музыкально-эстетической культуры - одна из наиболее сложных задач в педагогике. Успешное ее осуществление является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания. С развитием эстетической культуры личности эстетические взгляды общества, его эстетические принципы и установки превращаются в глубокие эстетические убеждения человека, делаются его эстетическими привычками.

В учебном процессе на уроках музыки учитель является посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников в общеобразовательной школе должно осуществляется в опоре на дидактические принципы. Это обеспечивает учащимся не только успешное усвоение нового материала, но и представляет условия для их гармоничного развития. В аспекте музыкального обучения, они отражают специфику учебного процесса на уроках музыки.

Учебно-познавательная деятельность школьников на уроках музыки имеет свои особенности. Основной формой музыкального обучения и воспитания школьников является урок. Урок музыки в школе – это завершённый в смысловом, временном и организационном отношении определённый этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе.

При этом предмет «Музыка» имеет определённую специфику, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащегося. В этом смысле урок музыки близок другим урокам эстетического цикла – литературы, изобразительного искусства, ритмики. Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся – воспитание эстетического отношения к жизни, художественной культуры; задачи – развитие музыкальных способностей, культуры восприятия произведений искусства и потребности в общении с ними, получение опыта полноценного художественного творчества, развитие воображения, творческого отношения к жизни, художественного мышления; методы педагогики искусства – побуждение к сопереживанию ( Н.А. Ветлугина), приобщение к художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М. Неменский), создание обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (Б.Т.Лихачев). общими также являются: понимание специфики преподавания предметов эстетического цикла как отношения к жизни и искусству через мироощущение авторов художественных произведений, понимание этапа начального образования как основы развития эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.

При этом урок музыки обладает и своими характерными особенностями, отличающими его от других уроков эстетического цикла. Он представляет собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей - пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах, творчество.

Комплексный подход является в отечественной музыкальной педагогике одним из важнейших принципов организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки. Комплексный подход к уроку во-первых, проявляется в организации единой направленности всей музыкальной деятельности учащегося, ориентированный на раскрытии темы урока, а во-вторых, осуществляется в реализации триединой дидактической цели, когда в ходе урока решается комплекс задач, включая задачи образовательные (вводятся новые понятия, закрепляются ранее полученные знания, расширяются знания о музыкальных инструментах), воспитательные (в различных видах музыкальной деятельности активизируются чувства сопереживания, коллективизма, любви к народной или классической музыке), развивающие ( совершенствуются певческие навыки при исполнении песен с сопровождением и без сопровождения, одноголосных канонов; развивается чувство ритма в движении, игре на простейших музыкальных инструментах; активизируется эмоциональный отклик на музыку и творческие способности).

Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в учебно-музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Не случайно музыкально-педагогической литературе (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А. Безбородова, Л.А. Ветлугина, Д.Б. Ковалевский, Е.И. Криницкая, Н.С. Осеннева и др.), большое внимание уделяется исследованию форм музыкальной деятельности ребят, способствующих становлению их музыкальной культуры.

Познавательная деятельность учащихся на уроке музыки имеет свои особенности, которые обусловлены целями и задачами музыкального образования с одной стороны и материалом обучения (им является музыка, как особый вид искусства, отражающий духовный опыт человечества в интонационном искусстве) с другой. Музыкально-эстетическая культура младших школьников формируется в процессе активной деятельности. К основным видам музыкальной деятельности относится музыкально-слуховая деятельность, которая является общей по отношению к таким частным видам деятельности, как композиторская, исполнительская, слушательская.

Рассмотрим основные виды учебной деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе. Специфика предмета музыки заключается в том, что постижение музыкального искусства может происходить только на базе восприятия.

Восприятие музыки – процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно-ориентированного постижения содержания музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Д.Б. Кабалевский считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки. К ним он относил способность воспринимать музыку как живое образное искусство, формирование особого «чувства музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения [12].

В процессе восприятия музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека. На уроках музыки дети учатся внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться ее эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средство музыкальной выразительности, структура, исполнение), узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов.

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях эстетические чувства. Слышать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.

К ведущим видам музыкальной деятельности на уроках музыки относится – исполнительская. Музыкально-исполнительская деятельность всегда творческая деятельность со всеми присущими ей чертами. Она требует от учащихся не только определенных навыков и умений, но и активности, целеустремленности, большой сосредоточенности и творческой инициативы, воспитывает стремление к совершенству, к постижению прекрасного. Художественные образцы музыкальных произведений пробуждают в детях эстетические чувства, помогают лучше понять человеческие переживания. В процессе учебно-исполнительской деятельности школьников педагог направляет их музыкальное развитие, вызывая стремление к самовыражению и творчеству в процессе исполнения. Этот вид деятельности на уроках музыке в общеобразовательной школе проявляется, прежде всего, в хоровом пении и в игре на музыкальных инструментах.

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Песня, синтезируя музыку и слово, обладает большей доступностью для восприятия, что особенно важно для детей младшего возраста со свойственной им конкретностью мышления, образностью представлений.

Хоровое пение, являясь наиболее доступной и массовой формой вовлечения детей в творческую деятельность, обладает огромными возможностями: это и развитие музыкальных способностей, и воспитание вокально-хоровых навыков, и формирование музыкально-эстетических представлений хористов, их общей культуры.

Игра на детских музыкальных инструментах – еще один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры. Основная направленность этого вида музыкально-исполнительской деятельности выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах (по указанию учителя) мелодию произведения, «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки. Окончательной особенностью этого занятия является то, что оно приемлемо для всех детей без исключения.

Эта форма деятельности ребят обладает особыми возможностями в организации коллективного художественного общения на уроках музыки. Она дает возможность всем учащимся не только «окунуться» в мир идей, переживаний, отношений других людей через осмысление содержательной формы исполняемых произведений, но и непосредственно воссоздать этот мир в звуковых образах, обогащать его коллективно выработанным личностно-смысловым отношением, стремиться находить для этого более точные и убедительные приемы исполнения.

Движение под музыку – еще один вид музыкальной деятельности, развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Учитывая интуитивную потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности, целью – использования музыкально – ритмических движений на уроках музыки в начальной школе является формирование у детей восприятия музыкальных образов в развитии и способности выражать их соответствующими ритмическими движениями. В основе музыкально-ритмических движений лежит пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Таким образом, под музыкальной культурой школьника понимается сложная структура личности, которая включает в себя такие компоненты как: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный вкус и потребность в общении с музыкальными образцами, знания, умения и навыки, способствующие освоению музыкального искусства. Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников происходит с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются на уроках музыки в разнообразной музыкальной деятельности, включающей в себя вокальную, инструментальную, двигательную, восприятие музыки. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащегося на уроке, тем успешнее процесс музыкально-эстетического развития и воспитания.

разнообразные методы и приемы в зависимости от поставленных задач.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – младшего школьника

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли...

«Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обл...

Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников

В данной разработке даны специальные задания и упражнения, которые включены в разные виды деятельности на уроке музыки...