Статья Сравнительное изучение особенностей представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с РАС в условии разных образовательных маршрутов-2021 уч. г.
статья

Статья Сравнительное изучение особенностей представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с РАС в условии разных образовательных маршрутов

Скачать:


Предварительный просмотр:

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

COMPARATIVE STUDY OF THE PECULIARITIES

OF THE FORMATION OF IDEAS ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE IN OLDER PRESCHOOLERS

WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

IN CONDITIONS OF DIFFERENT EDUCATIONAL ROUTES

А.Н. Прокопенко, Т.С. Прокопенко        A.N. Prokopenko, T.S. Prokopenko

Научный руководитель И.Ю. Жуковин

Scientific adviser I.Y. Zhukovin

Аутизм, дошкольники, концепция ЗОЖ, образовательный маршрут.

В статье рассматриваются особенности сформированности представлений о здоровом об- разе жизни у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в усло- виях разных образовательных маршрутов.

Аutism, preschoolers, the concept of healthy lifestyle, educational route.

The article discusses the features of the formation of ideas about a healthy lifestyle in older pre- schoolers with autism spectrum disorders in different educational routes.

ошкольный возраст является фундаментом для развития физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие внутренних органов и становление функциональныхсистем ор- ганизма, закладываются основныепсихологическиеособенности, характер, от-

ношение к себе и к окружающим.

Сейчас здоровьесбережение является ключевой задачей в государственном развитии. Это регламентируется нормативными правовыми документами, таки- ми как Закон РФ «об образовании», «о санитарно-эпидемиологическом благопо- лучии населения» и т.д.

В настоящее время стало известно, что физическое и психическое здоровье напрямую связаны с аспектом культурно-исторического развития общества. Сле- дует, что ЗоЖ является естественной моделью поведения, которая прививает- ся ребёнку с раннего детства, примером этому служит взаимоотношение в се-

мье, ближайшем окружении, образовательной среде, так писали И. Журавлёва, Г.никифоров и д.р. [4, с. 62], [5, с. 131].

Важно понимать, что бережное отношение к своему здоровью, а также при- витие правил ЗоЖ будут вырабатываться в ходе целенаправленного воспитания и обучения.

В период дошкольного возраста у детей формируются привычки, которые в процессе комбинирования с обучением детей методам сохранения и совершен- ствования здоровья покажут положительный результат, но к сожалению, часто дети не осознают их значимость.

Концепция ЗоЖ, особенно при нарушениях в развитии, будет являться не только задачей профилактики и укрепления здоровья, но и движущей силой пре- одоления многих социально-обусловленных трудностей.

В статье мы рассмотрим детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью имеющих РАС. Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами со- циального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами.

Проблемами формирования ЗоЖ и здоровьесбережением занимались такие выдающиеся исследователи, как л.С. Выготский, А.л. Венгер, и др. [2, с 142], [1, с. 74].

Теоретические аспекты представления о ЗоЖ у детей старшего дошкольного возраста с РАС в научной литературе недостаточно отражены, а в контексте ин- клюзивного образования и ФГоС, предполагающего реализацию различных оМ сравнение уровней сформированности представлений о ЗоЖ у детей имеющих РАС в научной литературе не являются предметом специального изучения.

В нашей статье мы рассмотрим основные теоретические и методические положения формирования ЗоЖ основанные на исследовании И.М. новиковой. [6, с. 23].

В пособии представлены: диагностическая программа исследования пред- ставлений старших дошкольников о здоровье и ЗоЖ; конспекты занятий, досу- гов, бесед; дидактические игры и т.д.

Экспериментальная работа по сравнительному изучению особенностей сфор- мированности представлений о ЗоЖ у старших дошкольников с РАС осущест- влялось на базе МБдоу № 9 «Колокольчик» г. Канска и МБдоу «Большеулуй- ский детский сад №1» с. Большой улуй.

Экспериментальная работа включала в себя констатирующий эксперимент и разработку методических рекомендаций по формированию представлений у старших дошкольников имеющих РАС представлений о ЗоЖ.

Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста име- ющих РАС представлений о ЗоЖ.

В исследовании приняли участия 5 детей 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью имеющие РАС, обучающиеся группы компенсирующей направ- ленности МБдоу № 9 «Колокольчик» г. Канска и 3 ребенка 6-7 лет с умерен- ной умственной отсталостью имеющие РАС, обучающиеся в группе комбини- рованного вида МБдоу «Большеулуйский детский сад №1» с. Большой улуй.

на основании теоретических исследований И.М. новиковой, были разрабо- таны критерии и показатели, диагностические задания.

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Критерии

Показатели

Диагностическое задание

Когнитивный критерий

Выявление у старших дошколь- ников с РАС представлений о ЗоЖ

диагностическое задание

«Что делать, чтобы быть здо- ровым»

Эмоциональный критерий

Выявление представлений о вли- яния окружающей среды на здо- ровье людей

диагностическое задание

«Место для отдыха»

Мотивационно- поведенческий критерий

Изучение потребности детей в выполнении гигиенических и за- каливающих мероприятий

диагностическое задание

«наблюдение в режимные моменты»

Представленные диагностические задания адаптированы для старших до- школьников с умеренной уо имеющих РАС, в речи которых присутствуют звуко- комплексы и вокализация.

По итогам первого задания, из 8 человек (100 %), 2 (25%) самостоятельно включались в задание, фиксировали взгляд на изображаемом объекте, обследо- вали предмет. – Высокий уровень. у 2 (25%) в ходе направляющей помощи вклю- чались в задание, фиксировали взгляд на изображаемом объекте, обследовали предмет. – Средний уровень. 4 (50 %) все действия выполняли сопряжено с педа- гогом. – Низкий уровень.

По итогам 2 задания из 8 человек (100 %), 1 ребенок выбрал правильно 5 не-

достающих предметов для отдыха, 2 ребенок 4 (25 %).-Высокий уровень. 2 (25 %) потребовалась направляющая помощь. – Средний уровень. 4 ( 50 %) потребова- лась сопряженная помощь. – Низкий уровень.

По итогам 3 задания из 8 человек (100 %) 2 ( 25 % ) детей проявляли иници- ативность в выполнении заданий, действовали по словесной инструкции и по алгоритму. – Высокий уровень. 2 ( 25 % ) детей выполняли действия в по пока- зу.- Средний уровень. 4 (50 %) детям необходима была сопряженная помощь. – Низкий уровень.

Библиографический список

  1. Венгер А. л. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие.- М.: Академия, 2002. – 312 с.
  2. Выготский л.С. Проблемы развития психики // он же. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. – М., 1983.
  3. Журавлева И.В. отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева; Ин-т со- циологии РАн. – М.: наука, 2006. – 238 с.
  4. никифоров Г. С.Психология здоровья. учебное пособие. – СПб.: Речь,2002. – 256 с.
  5. новикова И. М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 94 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"

Развитие познавательного интереса  у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...

Фестиваль дружбы Праздничное представление по поликультурности для старших дошкольников.

"Фестиваль дружбы"  Сценарий праздничного представления по поликультурности для старших дошкольников....

Статья о изучении Конституции на уроках права в старших классах

Статья содержит описание личного  опыта работы по изучению Конституции России в 9-11 классах...

Теоретические основы изучения особенностей воспроизведения звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР

статья дает возможность ознакомиться с основными тезисами по данной теме....

Научная публикация (статья) "Особенности усвоения математических представлений у старших дошкольников"

Усвоение математических представлений у дошкольников дает им значительное количество преимуществ перед сверстниками в процессе изучения школьной программы. К ним можно отнести высокую усвояемость учеб...

Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"

В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффе...

Изучение особенностей формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью

Изучение особенностей формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью...