Исследовательская работа "Влияние спортивных бальных танцев на психическое развитие детей"
статья

Яхлакова Алена Андреевна

Проблема социализации в обществе детей уже с дошкольного возраста,  стоит сейчас на первом месте в современной педагогики и психологии. Без успешной социализации и коммуникативных умений и навыков невозможно воспитать успешных членов современного общества, так как человек – существо социальное, и только в обществе себе подобных человек может существовать и развиваться. Развитие человеческой цивилизации  от потребительского уровня к высоконравственному уровню невозможно без воспитания в детях умения жить и быть успешным в окружении себе подобных, умения реализовать свои способности и стремления без ущерба для других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

(МАУДО «ЦДТ»)

Исследовательская работа на тему:

«ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Автор-составитель:

Яхлакова Алена Андреевна,

педагог дополнительного образования

Сыктывкар

2022

Содержание

Введение………...…………………………………………….…………………..….3

Глава 1. Влияние  занятий танцевальным спортом на психическое развитие детей дошкольного возраста………………………….…….……………...………..5

1.1 Развитие психических процессов через занятия спортом …………………....5

1.2. Задачи и направления психологической подготовки  спортсменов ……...…8

1.3. Особенности психического развития детей в спорте …………………….…11

1.4. Переход бальных танцев из искусства в спорт……………………………... 16

1.5.Специфика психического развития детей в танцевальном спорте………….19

Глава 2. Организация и методика исследования влияния занятий танцевальным спортом  на психическое  развитие детей дошкольного возраста…………...….21

2.1.Задачи психолого-педагогического исследования…………………………...21

2.2. Методология и методы   исследований………………………………………22

2.3.Организация психолого-педагогического исследования………….…………25

Глава 3.  Результаты исследования влияния занятий танцевальным спортом на психическое развитие детей дошкольного возраста……………………………..29

3.1.Результаты исследований на первом этапе…………………………….……..29

3.2.Результаты исследования на третьем этапе………………………………..…31

3.3.Сравнительный анализ результатов исследования на первом и третьем этапах…………………………………………………………………………….….33

Выводы…..………………………………………………………………………….35

Список литературы………………….....................................................................38

Приложения…………………………………………………………………...........41

Введение

В настоящее время современными педагогами и психологами идет поиск инновационных технологий и методик для разностороннего развития подрастающего поколения. К сожалению, за последние 20 лет произошел перекос в воспитании детей в сторону индивидуализации детских потребностей, которые обусловлены возрастными особенностями и отсутствием достаточного жизненного опыта. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал: «Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла.»

 Одновременно с этим, ложная осведомленность родителей в вопросах педагогики и психологии благодаря неконтролируемому информационному потоку через СМИ и интернет, привела к снижению доверия к педагогам детских садов и школ. Родительская гиперопека,  или наоборот, нежелание прикладывать усилия к воспитанию собственных детей со стороны родителей привела к тому, что педагоги практически лишились  возможности прививать детям дисциплину. А дисциплина – это, прежде всего, понимание и принятие  общепринятых правил.

Актуальность: Проблема социализации в обществе детей уже с дошкольного возраста,  стоит сейчас на первом месте в современной педагогики и психологии. Без успешной социализации и коммуникативных умений и навыков невозможно воспитать успешных членов современного общества, так как человек – существо социальное, и только в обществе себе подобных человек может существовать и развиваться. Развитие человеческой цивилизации  от потребительского уровня к высоконравственному уровню невозможно без воспитания в детях умения жить и быть успешным в окружении себе подобных, умения реализовать свои способности и стремления без ущерба для других.

Гипотеза: Занятия спортом, в частности спортивными бальными танцами, способствует наибольшему развитию у детей таких психических процессов как, произвольное внимание, ориентация в пространстве,  произвольность поведения и таких качеств, как дисциплина, воля, характер, способствует успешной социализации детей в обществе.

Цель: Исследование влияния занятий танцевальным спортом на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования: детский коллектив Школы спортивных танцев г.Сыктывкара «Северная Звезда» (дети в возрасте от 5-ти до 7 лет).

Глава 1. Влияние  занятий танцевальным спортом на психическое развитие детей дошкольного возраста

1.1.Развитие психических процессов через занятия спортом.

В настоящее время наукой установлено, что физические нагрузки оказывают влияние не только на костную и мышечную систему человека, но и на центральную нервную систему. При этом влияние происходит не одномоментно, а непрерывно и многообразно.

В процессе тренировок у человека задействованы все рецепторы органов чувств: зрительные, осязательные, слуховые, тактильные, подающие сигналы в мозг и сообщающие о состоянии организма во время нагрузок.

В спортивной психологии, как в науке о развитии психических явлений при регулярных занятиях спортом, выделяют три группы  психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы – это мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение, ориентация в пространстве, воля, задействованные при физических нагрузках.

Психические свойства – это индивидуальные психологические особенности, которые отличают людей друг от друга. Это темперамент, свойства характера, мотивы, способности и потребности, дающие возможность добиться успеха в спорте.

Психические состояния – это формы психических явлений в определенной деятельности человека, оказывающие большое влияние на успешность обучения и достижения результатов в спорте.

Кроме того, занятия спортом ставят перед человеком разнообразные проблемы, побуждая его планировать, контролировать и выбирать наиболее оптимальный путь.

Исследования, в которых сравниваются личностные особенности занимающихся и не занимающихся спортом, показали, что для людей, занимающихся спортом, по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, характерны высокий уровень мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсия, твердость характера и самоконтроль.

В процессе спортивных тренировок развивается способность управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также использование  этих навыков саморегуляции в других сферах жизни человека.

Высказываются различные мнения относительно влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль, как средства подготовки к трудностям. В подтверждение приводятся сведения о том, что регулярно тренирующиеся люди имеют более высокий уровень социальной адаптации и устойчивости к стрессам, чем не тренирующиеся. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей сознательно избегают регулярных физических нагрузок, считая их неприятными.

Занятия спортом, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствуют положительному изменению таких свойств личности, как экстрапунитивность (проявление психической напряженности во вне) и интрапунитивность (проявление психической напряженности в себе).

Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

  Мотивация спортивной деятельности – это этап, без которого спортивная деятельность  не может начаться. Мотивация – это совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. На этом этапе важную роль играют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность побуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. Для занятий спортом характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо, поскольку связано с огромными физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается. Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. [8]

1.2. Задачи и направления психологической подготовки  спортсменов.

В современной  подготовке спортсменов тренеры уделяют большое значение именно психологической подготовке, как системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена с целью развития и совершенствования психических качеств и черт личности для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.

Впервые определил понятие, структуру и содержание психологической подготовки спортсменов доктор психологических наук, основатель кафедры психологии ГЦОЛИФК, член-корреспондент АПН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Петр Антонович Рудик, который выделил 2 вида психологической подготовки спортсменов:

  • Общая психологическая подготовка спортсменов;
  • Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

В общей психологической подготовке спортсменов П.А.Рудик определил следующие задачи:

  1. Формировать и постоянно совершенствовать нравственные качества личности;
  2. Формировать способность спортсмена в преодолении объективных и субъективных трудностей, тем самым, развивая волю спортсмена;
  3. Развивать и совершенствовать систему взаимоотношений в группе, в команде, в коллективе, решая, тем самым, задачи социально-психологической сплоченности, как фактора эффективности подготовки;
  4. Развивать и совершенствовать способность к самоанализу и произвольной психорегуляции своих состояний, решая задачи эмоциональной подготовки;
  5. Развивать и совершенствовать различные ощущения и восприятия у спортсменов: зрительные, слуховые, осязательные, тактильные, мышечно-двигательные, развивая процессы «чувственного различения», временных, пространственных и динамических параметров двигательных действий в спорте, доводя эти процессы до высокой степени совершенства – до появления «специализированных восприятий» в спорте;
  6. Развивать и совершенствовать с помощью спортивной деятельности память, воображение и мышление. П.А.Рудик считал особенно важным развитие мышления в области решения тактических задач в спорте, спортсмену необходимо владеть такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение и конкретизация.

Одновременно с развитием психических процессов у спортсменов перед тренерами стоит цель – эффективная подготовка к конкретному соревнованию [2].

Этот вид подготовки включает в себя:

  • Учет всех особенностей предстоящего соревнования;
  • Подготовка к эффективному использованию своего состояния тренированности через мобилизацию готовности спортсмена к соревнованиям.

Для решения первой части психологической подготовки спортсменов к конкретному соревнованию  П.А. Рудик выделил такие основные задачи:

  1. Довести до сознания спортсмена информацию о конкретных условиях предстоящего соревнования: масштаб, место и время проведения соревнований;
  2. Проанализировать состав участников соревнований;
  3. Оценить возможности спортсменов в достижении конкретных целей через анализ пройденного периода тренировочной деятельности перед соревнованиями;
  4. Сформулировать конкретные цели и задачи, стоящие перед спортсменом в данном соревновании.
  5. Вся эта информация должна быть доведена до спортсмена заранее и обязательно с учетом особенностей личности данного спортсмена.
  6. Для решения второй части психологической подготовки ставятся более сложные задачи:
  7. Проверка психологической готовности спортсмена к предстоящим соревнованиям: наличие ярко проявляемых спортсменом свойств внимания (устойчивости, интенсивности, переключения и распределения,  концентрации и объема, способности проявления воли, быстрота реакции), способность к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний;
  8. Формирование у спортсмена целевой установки на данное соревнование: на победу,  на проверку своей готовности.

Все эти задачи при воспитании спортсменов предъявляют высокие требования к тренерам, к их знаниям в области психологии и педагогики. [2]

1.3.Особенности психического развития детей в спорте.

В детстве происходит интенсивный рост человека не только в физическом плане, но и в психическом, идет формирование всех психических процессов. Это происходит не равномерно, в каждом возрастном отрезке есть определенный сензитивный период, т.е. период, благоприятный для развития определенной психической функции. Например, возраст 3-4 года – это сензитивный период для развития речи, возраст 7-10 лет – сензитивный период для развития логического мышления и т.д. [18]

 Также специфику работы тренеров с детьми составляет неустойчивость нервной системы и изменчивость мотивации детей к занятиям сортом.

Основные мотивы занятия спортом молодых спортсменов:

  • Получение удовлетворения от результата;
  • Повышение уровня спортивного мастерства;
  • Выполнение того, в чем есть преимущество перед другими;
  • Позитивное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;
  • Желание приобрести новые навыки и умения;
  • Желание выступать на более высоком уровне;
  • Приобретение новых друзей.

Исследования в области спортивной психологии показывают, что молодые спортсмены отличаются от тех, кто не занимается спортом или прекращает занятия по уровню осознаваемой (или воспринимаемой) компетентности. Другими словами, дети с низким уровнем восприятия своих способностей усваивать и выполнять определенные спортивные умения и навыки, не занимаются спортом (или прекращают заниматься) в отличие от детей с высокими уровнями воспринимаемой компетентности. Это говорит о том, что тренеры детей-спортсменов должны находить способы повышать уровень воспринимаемой компетентности. В этой связи можно научить детей оценивать свои выступления на основании их собственных стандартов улучшения результатов, а не ради победы или поражения.

Многие дети интенсивно занимаются различными видами спорта. В среднем они отдают этим занятиям 11 часов в неделю. Спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они могут заниматься активно и которая имеет определенное значение для них самих, их друзей и родителей.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере, будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. В наиболее общем виде можно выделить следующие особенности проявления общих закономерностей развития детей в спорте:

  1. Акселерация (ускорение) развития, обусловлена развертыванием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созревания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практически всех психических функций, процессов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогические воздействия дают наибольший эффект. Данная особенность зафиксирована в многочисленных исследованиях, где сравнивается развитие спортсменов и тех, кто спортом не занимается.
  2. Пластичность проявляется в развитии психических функций, процессов, свойств и качеств, обеспечивающих приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа.
  3. Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте, при определенных условиях может быть перенесено на другие сферы и виды деятельности. Более того, выяснен феномен самодетерминации развития, когда, например, развитые в спорте черты характера «требуют» своего проявления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельности, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже проявление пластичности развития, имеющее особое значение при окончании спортивной и начала другой карьеры [23].
  4. Спортивная карьера влияет не только на развитие отдельных функций, процессов, свойств, ускоряя или замедляя его или придавая ему тот или иной характер, но и на взаимосвязи этих образований в соответствующих структурах (интеллекта, эмоционально-волевой сферы, личности и т.д.). Например, в спорте будут формироваться не только отдельные черты характера, но и психологический склад личности, индивидуальный стиль деятельности и поведения, наконец, «интегральная индивидуальность», делающая спортсмена высокого класса совершенно не похожим на других и часто являющаяся важнейшей детерминантой успешности спортивной карьеры. Спортивная карьера определяет становление целостности развития и в смысле взаимосвязей и взаимовлияний различных его сторон – физического, психомоторного, интеллектуального, духовного и др. Развивающий потенциал спортивной деятельности в огромной степени зависит от методов воспитания и обучения спортсмена. 
  5. Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные линии развития человека, то можно отметить, что спорт вносит коррективы в онтогенез (физическое развитие и становление типа нервной системы) и в большей или меньшей степени определяет жизненный путь личности.

Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. Спорт, по своей сути, волевая деятельность, где спортсмен постоянно должен преодолевать разнообразные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания.[23]

  Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жизненный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания.

  Исследования, посвященные изучению влияния спорта на становление психологических свойств личности и ее психического склада, показывают, что люди, посвятившие себя спорту, обладают такими чертами характера, как высокий уровень мотивации достижения, уверенность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, экстраверсия, самоконтроль.

  Типы личности спортсменов очень разнообразны. И в каждом случае определенный комплекс свойств обусловливает те или иные специфические для данного типа особенности деятельности и поведения, помогающие спортсмену достигать высоких результатов. Другими словами, в процессе спортивной карьеры формируется индивидуальный стиль спортивной деятельноститесно связанный с общим стилем поведения личности.

  Современный спорт, особенно спорт высших достижений, - это не только большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований, но и высокая психическая напряженность. Спортсмен нередко попадает в экстремальные ситуации, к которым необходимо адаптироваться и научиться их преодолевать, в противном случае успех в соревнованиях будет для него недостижимым.

  В последнее десятилетие нагрузки в спорте существенно увеличились, в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией, как на Олимпийских играх и чемпионатах мира, региональных и других важнейших международных и национальных чемпионатах (где психическая напряженность усиливается факторами престижности этих соревнований для самого спортсмена, и для его команды), так и коммерческих соревнованиях (где стремление спортсмена к победе, а следовательно, и повышенные психические нагрузки, испытываемые им, в значительной степени обусловлены высокими призовыми суммами, устанавливаемыми организаторами для победителей).

  Решение существующих в спорте взаимозависимых проблем психической подготовки заметно осложняется, когда речь идет о сильнейших и, выдающихся спортсменах, которые, как правило, являются людьми с особой организацией психики. Это следует учитывать тренерам и спортивным врачам, занимающимся подготовкой таких спортсменов.

1.4. Переход бальных танцев из искусства в спорт.

Бальные танцы долго время относились к искусству и служили средством художественно-эстетического и хореографического воспитания. Впервые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса – периода расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца. Уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал различные виды танцев, техника которых со временем все более совершенствовалась.

Усложнялась танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в то время массовые танцы.[1]

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера,

В России покровителем развития танцевального искусства стал Пётр Первый, издавший в этих целях в 1718 году указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в бытовой жизни. 

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания.

Танцмейстер, который именовался в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обращения, «политеса».

XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население. [1]

Появление новых музыкальных стилей, растущий интерес к парным танцам, знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию канонизированной танцевальной программы. 

В программу спортивных танцев постепенно вошли танцы разных народов и появилось 2 программы (в Советском Союзе некоторое время существовали 3 программы): европейская и латиноамериканская программы.

Европейская программа танцев (стандарт) включает в себя 5 танцев:

  • Медленный вальс;
  • Танго;
  • Венский вальс;
  • Медленный фокстрот;
  • Квикстеп (быстрый фокстрот)

Латино-американская программа танцев включает в себя также 5 танцев:

  • Самба;
  • Ча-ча-ча;
  • Румба;
  • Пасодобль;
  • Джайв.

Все эти танцы пришли из разных стран, имеют разный характер, разный темп и разную эмоциональную окраску.

Балы, ассамблеи, карнавалы постепенно  со временем трансформировались в фестивали, а затем и в соревнования или конкурсы  между танцорами, что потребовало от преподавателей танцев и самих танцоров перестраиваться, менять формат репетиций, вводить упражнения на физическую выносливость, скорость, настрой на победу, индивидуальность исполнения.

За последние 100 лет бальные танцы стали очень популярными среди населения европейских стран, Китая, стран Америки.[6]

 Важное происшествие в мире танца, случилось 8 сентября 1997 года. Бальный танец был признан Международным Олимпийским Комитетом. С тех пор спортивные бальные танцы являются «кандидатом» на включение в программу Олимпийских Игр [14]

На сегодняшний день спортивные бальные танцы являются массовым спортом, проводятся чемпионаты самого разного уровня, в том числе и мирового.  Это привело к тому, что:

  1. Требования к танцорам предъявляются такие же, как и к спортсменам других видов спорта;
  2. Составлены жесткие правила костюма, классов танцевания, проведения соревнований, критериев судейской оценки, присвоения спортивных разрядов и т.д.;
  3. Появление целой индустрии создания имиджа танцоров на соревнованиях и в тренировочном процессе.

Конкуренция в этом виде спорта очень высокая, и для того, чтобы конкурировать с танцорами других стран и внутри страны, появилась необходимость воспитывать будущих чемпионов с малых лет, как и в других видах спорта. Соответственно появилась необходимость создания специальных программ тренировок детей разных возрастов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

1.5.Специфика психического развития детей в танцевальном спорте.

Спортивные бальные танцы – это сложно-координационный вид спорта, сочетающий в себе спортивные принципы и установки, а также элементы искусства. Это парный вид спорта, что создает определенные трудности при подготовке спортсменов к соревнованиям и предполагает наличие специфической психологической подготовки, направленной на взаимодействие в паре. В тоже время при регулярных занятиях спортивными бальными танцами у ребенка, помимо развития физических качеств и танцевальных умений, формируются следующие положительные качества:

  • волевые качества: стремление к достижению результата, способность к саморегуляции своего поведения, собственных желаний;
  • эстетические качества: музыкальный вкус, знания правил этикета, вкус в одежде;
  • дисциплина, умение работать в коллективе;
  • умение общаться и взаимодействовать с противоположным полом.

В нашей стране «взращивание» высокопрофессиональных  спортсменов-танцоров начинается в раннем детстве, с 3-4-хлетнего возраста. Это обусловлено огромной конкуренцией внутри этого вида спорта, массовостью спортивных бальных танцев, достаточной разобщенностью и высокой конкуренцией между клубами спортивных бальных танцев на уровне города, района, региона и страны. Появилась программа так называемых «детских танцев» для проведения соревнований среди детей дошкольного возраста. Это полька, диско, вару-вару, которые позволяют осуществлять полноценное физическое и психическое развитие детей 4-7 лет. На соревнованиях по танцевальному спорту в детских категориях для детей дошкольного возраста используется так называемая «голландская система судейства». Это щадящая система судейства, при которой распределяют всех участников на три места, тем самым создавая определенную систему мотивации для детей.

Одновременно с этим до сих пор у родителей, приводящих детей в спортивные бальные танцы сохраняются устаревшие установки:

  • «для осанки»;
  • «для красивой походки»;
  • «потому что ребенок любит танцевать»;
  • «чтобы выступать»;
  • «много энергии у ребенка» и т.д.

Вывод: все эти факторы требуют от тренеров создания целой программы не только тренировки будущих спортсменов, но и полноценного и всестороннего развития психических процессов у детей дошкольного возраста в соответствии с ведущим видом деятельности в этом возрасте – игра, а также тесного взаимодействия с родителями для создания наиболее продуктивного тренировочного процесса.

Глава 2. Организация и методика исследования влияния занятий танцевальным спортом  на психическое  развитие детей дошкольного возраста

  1. Задачи психолого-педагогического исследования.

Занятия танцевальным спортом оказывают набольшее влияние на развитие эмоционально-волевой сферы, ориентации в пространстве и произвольности поведения у детей. Однако это очень сложно осуществить без тесного взаимодействия с родителями. Поэтому мной были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Выявить уровень понимания родителями значения и целей занятий танцевальным спортом детьми дошкольного возраста в начале танцевального сезона (сентябрь).
  2. Выявить уровень развития ориентации в пространстве у детей 4-7 лет в начале танцевального сезона (сентябрь).
  3. Создать в рамках формирующего эксперимента условия для создания ситуации успеха и развития произвольности поведения, а также развития ориентации в пространстве (сентябрь - апрель).
  4. Выявить уровень понимания родителями значения и целей занятий танцевальным спортом детьми дошкольного возраста в конце танцевального сезона, а также изменения, произошедшие с детьми за танцевальный сезон (апрель).
  5. Выявить уровень развития ориентации в пространстве у детей 4-7 лет в конце танцевального сезона (май).

2.2.Методология и методы исследований

При организации психолого - педагогического исследования развития психических процессов у детей дошкольного возраста мною были выбраны следующие методы с учетом данного возраста детей.

Метод анкетирования. Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами.

Этот метод наиболее приемлем при исследовании психического развития детей дошкольного возраста опосредовано через родителей.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

  • высокой оперативностью получения информации;
  • возможностью организации массовых обследований;
  • сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
  • отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
  • невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Недостатки анкетирования:

  • отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
  • не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Метод наблюдения. Это основной и самый распространенный метод исследования. Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, обычно, фиксируются в специальных подготовленных протоколах.  При этом лучше, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

Объектами наблюдения могут быть: вербальное и невербальное поведение детей, перемещения в пространстве, взаимодействие между детьми, взаимодействие между детьми и взрослыми.

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.  Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Для исследования влияния занятий танцевального спорта на психическое развитие детей я выбрал включенное  наблюдение. [5]

Метод эксперимента. При этом методе исследователь сам создает определенные ситуации и видоизменяет условия, при которых дети ведут себя определенным образом. Эксперимент с детьми дошкольного возраста обычно организуется в виде игры и носит естественный характер. Часто в исследованиях психического развития детей используют формирующий эксперимент, который заключается в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировать или усовершенствовать.

Метод тестирования. Это метод выполнения испытуемым стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о его психологических или личностных характеристиках, знаниях, умениях, интересах и способностях. Результаты тестов хорошо поддаются количественной обработке, имеют высокую степень достоверности, но не дают возможности увидеть все стороны педагогического явления. В дошкольном возрасте желательно проводить тесты в виде игры.

Для того чтобы на основе полученных результатов исследования можно было установить связи и закономерности, используются методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа. [5]

Метод количественного анализа данных:

  • Регистрация. Это выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество социально уверенных и социально неуверенных детей в каждой экспериментальной группе).
  • Ранжирование. Это расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составления ранжированного списка старших дошкольников в зависимости от количества полученных ими выборов со стороны.

2.3.Организация психолого-педагогического исследования.

Место проведения исследования: Школа спортивных танцев г.Сыктывкара «Северная Звезда» (дети в возрасте от 5-ти до 7 лет).

Сроки проведения исследования: сентябрь 2020г. – апрель 2021г.

Количество испытуемых: 15 детей в возрасте 5 – 7 лет первого года обучения (10 девочек, 5 мальчиков), 15 родителей.

Этапы проведения исследования                                  Схема 1

Этапы психолого-педагогического исследования

Этапы

Мероприятия

участники исследования

сроки проведения

1 этап

Информа-ционно-

аналити-

ческий

Анкетирование родителей на тему «Давайте познакомимся!»

родители

сентябрь 2020 г.

Тестирование детей с целью выявления уровня  сформированности ориентации в пространстве, сформированности волевых качеств и произвольности поведения в виде игр

дети, тренер

сентябрь 2020г.

Сбор и обработка результатов

исследователь

сентябрь 2020г.

2 этап

Формиру-

ющий эксперим.

Проведение консультаций для родителей

исследователь,

родители

октябрь  - апрель 2021г.

Введение детей в систему тренировок и мотивации  на занятиях и для родителей.

исследователь, дети, родители

октябрь - апрель 2021

3 этап

Монито-ринг и анализ результ.

Анкетирование родителей на тему: «Что дали занятия спортивными танцами моему ребенку?»

родители

апрель 2021г.

Тестирование детей с целью выявления уровня  сформированности ориентации в пространстве, сформированности волевых качеств и произвольности поведения в виде игр

дети, тренер

апрель 2021г.

Сбор и обработка результатов

исследователь

апрель 2021г.

На первом этапе было проведено:

  1. Анкетирование родителей при поступлении детей в Школу спортивных танцев «Северная Звезда» в течение сентября 2020г. Анкета состояла из 5 вопросов, в том числе и вопроса, направленного на выявление мотивации родителей при записи детей на спортивные танцы. В анкетировании приняли участие 15 родителей (Приложение 1).
  2. Тестирование детей с целью выявления уровня сформированности  ориентации в пространстве, волевых качеств и произвольности поведения. Тестирование было проведено в форме игр (Приложение 2) тренера с детьми во время занятий в сентябре 2020г. Результаты фиксировались в виде таблицы.
  3. После проведения анкетирования и тестирования мной были обработаны полученные результаты и выведены в виде диаграммы.

На втором этапе: Формирующий эксперимент

«Непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы», — говорил И. П. Павлов. 

Л. С. Выготский писал о том, что высшие, человека формы регуляции движения рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых. [5]

Для организации наиболее эффективной системы взаимодействия дети и родители были включены в систему мотивации, реализующейся в Школе спортивных танцев «Северная Звезда» с учетом специфики дошкольного возраста юных спортсменов, которая включает в себя:

  1. Ведение тренерами и родителями «Дневника успеха» ребенка: на каждом занятии тренер заполняет дневник ребенка, в котором отмечает достижения ребенка на занятии и поощряет его старания вклеиванием наклейки – смайлика с определенной мимикой в зависимости от поведения и старания ребенка.
  2. В течение учебного года проведение конкурса домашних ежедневных тренировок и видео отчета о процессе выполнения тренерам через социальные сети на звание «Лучший(ая) ученик (ученица)» (подведение итогов 1 раз в квартал).

Цель: стимулировать детей и родителей к выполнению ребенком комплекса упражнений дома, что повышает результативность развития физических качеств и психических процессов помимо занятий в Школе спортивных танцев. В конце каждого квартала подводится итог конкурса, ребенку вручается медаль и ценный подарок.

На каждом занятии назначается «Помощник тренера» - это ребенок, который лучше всех старался на предыдущем занятии. Помощник тренера вместе с тренером показывает разминку, в конце занятия во время игры становится ведущим.

Также на этапе формирующего эксперимента было проведено 3 консультации с родителями на темы: (Приложение 4)

  • «Спортивные танцы – что это такое?»;
  • «Влияние занятий спортивными танцами на психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста»;
  • «Перспективы развития ребенка в танцевальном спорте»
  1. На этом этапе также были введены:
  2. в конце каждого занятия специальные танцевальные и подвижные игры на формирование ориентации в пространстве и произвольности поведения. (Приложение 5)
  3. Каждому ребенку в начале занятия на протяжении 4-х месяцев (сентябрь - декабрь) на правую руку надевался яркий браслет, что облегчало ребенку ориентирование в пространстве.
  4. В рамках формирующего эксперимента были проведены открытые занятия для родителей и внутришкольные соревнования по спортивным танцам «Кубок Северной звезды» (Приложение 6)

На третьем этапе было проведено:

  • итоговое анкетирование родителей с целью выявления изменений отношения к занятиям танцевальным спортом их детей и дальнейшей перспективы; (Приложение 3)
  • тестирование детей с целью выявления уровня сформированности  ориентации в пространстве, волевых качеств и произвольности поведения. Тестирование было проведено в форме игр (Приложение 2) тренера с детьми во время занятий в апреле 2021г. Результаты фиксировались в виде таблицы.

Все полученные результаты на данном этапе мною были обработаны и выведены в виде диаграммы.

Глава 3.  Результаты исследования влияния занятий танцевальным спортом на психическое развитие детей дошкольного возраста.

3.1.Результаты исследований на первом этапе.

Анкетирование родителей:

  • на вопрос «Сформулируйте, пожалуйста, вашу цель записи ребенка на спортивные танцы»:

0% родителей отметили «стать в будущем профессиональным спортсменом»;

33,4% (5  родителей) отметили «овладеть выбранным видом»;

40,1% (6 родителей) отметили «заниматься спортом (для общего оздоровления)»;

13,3% (2 родителей) указали, что ребенок любит танцевать;

6,7% (1 родитель) указал, что у ребенка много энергии;

6,7% (1 родитель) указал, что выбрал для ребенка спортивные танцы для осанки.

  • На вопрос «Как часто Вы делаете зарядку с ребенком?»:

26,5 % (4 родителей)  отметили «иногда»;

20,1 % (3 родителей)  отметили «каждый день»;

13,3 % (2 родителей)  отметили «никогда»;

40,1% (6 родителей) указали, что ребенок делает зарядку в детском саду.

Вывод: большинство родителей (10 человек - 66,6%) привели детей на танцы для оздоровления, чтобы направить энергию ребенка в нужное русло и т.д., то есть не с целью овладения данным видом спорта. Эти установки  могут в дальнейшем негативно сказаться на эффективности занятий детьми танцевальным спортом, т.к. при работе с детьми дошкольного возраста очень важно участие родителей в тренировочном процессе.

Тестирование детей с целью выявления уровня сформированности  ориентации в пространстве, волевых качеств и произвольности поведения

Тестирование проводилось в форме подвижных игр и игр малой подвижности. Всего было проведено  6 игр в течении 3-х занятий. ( Таблица 1)

По критериям всех заданий выведены условные уровни сформированности исследуемых психических процессов:

19-24 балла – высокий уровень

13-18 баллов -  средний уровень

7-12 баллов – низкий уровень

Таблица 1

Имя ребенка

Возраст

Ориентация в пространстве

Развитие произвольности поведения и волевых качеств

Общий балл

Уровень

1

2

3

1

2

3

1.

Элина Т.

5 л.

2

1

1

1

1

2

8

Низкий

2.

Александра М.

6 л.

4

2

1

2

1

3

13

Средний

3.

Ярослав Н.

7 л.

5

2

2

2

2

3

16

Средний

4.

Василиса К.

5 л.

4

2

2

2

1

2

13

Средний

5.

София С.

6 л.

6

2

3

3

2

2

18

Средний

6.

Георгий В.

5 л.

3

1

1

2

1

2

10

Низкий

7.

Кирилл В.

5 л.

3

2

1

1

1

2

10

Низкий

8.

Марьям Б.

7 л.

6

3

1

3

2

3

18

Средний

9.

Родион Г.

5 л.

2

1

1

2

1

2

9

Низкий

10.

Оксана Х.

 6 л.

4

2

2

2

2

3

14

Средний

11.

Артем С.

 6 л.

4

2

2

2

2

2

14

Средний

12.

Есения Н.

5 л.

5

2

1

3

1

2

14

Средний

13.

Мария К.

 6 л.

5

2

2

2

2

2

15

Средний

14.

Святогор П.

7 л.

7

3

2

2

2

3

19

Высокий

15.

Алена Б.

5 л.

6

2

2

2

2

3

17

Средний

3.2.Результаты исследования на третьем этапе

На третьем этапе исследования мной были проведены следующие методы исследования для выявления эффективности проведения формирующего эксперимента:

1.Анкетирование родителей на тему: «Что дали занятия спортивными танцами моему ребенку?» (Приложение 3)

  • на вопрос «Сформулируйте, пожалуйста, цель посещений  вашим ребенком спортивных танцев»:

6,7% (1родитель) отметил «стать в будущем профессиональным спортсменом»;

60,3% (9  родителей) отметили «овладеть выбранным видом»;

    33% (5 родителей) отметили «заниматься спортом (для общего оздоровления)»;

  • На вопрос «Укажите, пожалуйста, как повлияли занятия спортивными танцами на вашего ребенка»

53,2% (8 родителей)  отметили, что ребенок с удовольствием идет на занятия;

20,8 % (4 родителя)  отметили, что ребенок стал более собранным, спокойным дома;

13,3 % (2 родителей)  отметили, что в детском саду на занятиях физкультурой ребенок стал более координированным;

6,7% (1 родитель) указал, что ребенок дома стал танцевать перед зеркалом.

2.Тестирование детей с целью выявления уровня сформированности  ориентации в пространстве, волевых качеств и произвольности поведения было проведено аналогично исследованию на первом этапе в форме игровых заданий (Приложение 2)

Таблица 2

Имя ребенка

Возраст

Ориентация в пространстве

Развитие произвольности поведения и волевых качеств

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

1.

Элина Т.

6 л.

3

2

2

2

1

3

13

Средний

2.

Александра М.

7 л.

4

3

1

3

2

3

16

Средний

3.

Ярослав Н.

7 л.

6

3

2

2

2

3

18

Средний

4.

Василиса К.

6 л.

4

2

2

3

2

3

16

Средний

5.

София С.

6 л.

7

3

3

3

3

3

22

Высокий

6.

Георгий В.

6 л.

5

3

2

2

2

2

16

Средний

7.

Кирилл В.

6 л.

5

2

1

2

2

3

15

Средний

8.

Марьям Б.

7 л.

8

3

2

3

2

3

21

Высокий

9.

Родион Г.

6 л.

4

2

3

3

2

3

17

Средний

10.

Оксана Х.

 7 л.

4

3

3

3

2

3

18

Средний

11.

Артем С.

 7 л.

6

2

3

3

3

3

20

Высокий

12.

Есения Н.

6 л.

6

3

2

3

2

3

19

Средний

13.

Мария К.

 7 л.

8

3

2

3

2

3

22

Средний

14.

Святогор П.

7 л.

8

3

3

2

2

3

21

Высокий

15.

Алена Б.

6 л.

6

2

3

3

2

3

19

Высокий

3.3.Сравнительный анализ результатов исследования на первом и третьем этапах:

1.Анкетирование родителей на первом и третьем этапах исследования позволило выявить изменения понимания и целеполагания родителей в отношении занятий их детьми танцевальным спортом.

Диаграмма 1

Вывод: за время проведения исследования осознанность родителей в выборе занятий танцевальным спортом для своих детей и понимание  пользы танцевального спорта для общего развития детей выросла на 33,6%.

2.Тестирование детей с целью выявления уровня сформированости ориентации в пространстве, сформированности волевых качеств и произвольности поведения на первом и третьем этапах показала, что за период проведения формирующего эксперимента произошли значительные позитивные изменения.

Диаграмма 2

Вывод: сравнительный анализ результатов тестирования детей показал, что за период проведения формирующего эксперимента общий уровень развития психических процессов: ориентация в пространстве, волевые качества и произвольность поведения повысился, а именно:

  • Низкий уровень снизился с 26,7 % до 0%;
  • Средний уровень остался на прежнем уровне;
  • Высокий уровень повысился с 6,6 % до 33,3%

Выводы

На основе проведенных мной исследований, изучения литературы по предмету исследования и собственного опыта тренерской работы на протяжении пяти лет можно сделать следующие выводы:

  1. Спортивные танцы оказывают положительное влияние на общее психическое развитие детей дошкольного возраста при грамотной и научно обоснованной организации тренировочного процесса;
  2. Занятия танцевальным спортом детьми дошкольного возраста оказывают наибольшее влияние на развитие  таких психических процессов, как ориентация в пространстве, эмоционально-волевая сфера, произвольность внимания и поведения;
  3. Регулярные занятия спортивными танцами оказывают положительное влияние на формирование характера у  детей дошкольного возраста, умение работать в коллективе, навыки общения с противоположным полом, формируют у детей понятия: «дисциплина», «команда», «результат»;
  4. Занятия танцевальным спортом позволяют создавать у детей дошкольного возраста ситуацию успеха, что приводит к повышению собственной самооценки у детей. Повышенная самооценка – это норма для детей дошкольного возраста;
  5. Исследования и собственный опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что обучение детей дошкольного возраста спортивным танцам имеет свою специфику, которая заключается в том, что произвольность психических процессов находится в стадии формирования, что затрудняет процесс тренировок. Это требует от тренеров, работающих с детьми дошкольного возраста, постоянно искать новые формы и подходы в работе с учетом ведущей деятельности детей в этом возрасте;
  6. При правильной организации тренировочного процесса с детьми 5-7 лет уже через полгода регулярных тренировок можно проследить положительную динамику развития не только физических качеств, но и психических процессов.

Практические рекомендации:

  1. Для повышения эффективности тренировочного процесса при работе с детьми дошкольного возраста необходимо целенаправленно  создавать мотивационную систему на занятиях, которая поможет как самим детям, так и их родителям придти к пониманию того, что спортивные танцы – это не развлечение, а серьезное занятие;
  2. Для достижения результата в обучении спортивным танцам детей дошкольного возраста  необходимо создавать систему взаимодействия с родителями юных танцоров, постоянно вести просветительскую деятельность с родителями. Это одно из самых важных условий «взращивания» будущих чемпионов. Если не заинтересовать родителей, не вести с ними разъяснительную работу, результат будет минимальный. Необходимо периодически проводить открытые занятия для родителей с целью демонстрации достижений детей и приемов работы с детьми во время тренировок.
  3. Во время тренировочного процесса осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом неравномерного развития психических процессов у детей одного возраста, наличия в группе детей разных возрастов;
  4. Во время проведения занятий по обучению спортивным танцам детей дошкольного возраста необходимо выстраивать тренировочный процесс таким образом, чтобы через каждые 10-15 минут менять вид упражнений, темп и ритм движений. Это позволит избежать утомляемости и снижения интереса;
  5. В программу занятий танцевальным спортом детьми дошкольного возраста необходимо включать не только элементы игр, но и проводить периодически целые игровые занятия, основанные на соревновательных подвижных играх;
  6. Если позволяют условия оптимальным будет создать параллельно с детскими группами группу из родителей, желающих танцевать. Это проверено собственным опытом ведения такой группы на протяжении 3-х лет. Это позволит решить сразу несколько задач:
  • занятость родителей во время ожидания окончания тренировки  детей;
  • наилучшего понимания родителями процесса тренировок;
  • избегания подглядывания родителей за детьми во время занятия и вмешательства в процесс тренировки;
  • создание условий для формирования у родителей положительного отношения к спортивным танцам;
  • приобщение родителей к активному здоровому образу жизни.

Список  литературы

  1. Бальные танцы с конца XIX века до наших дней: А. Н. Шульгина — Москва, ГИТИС, 2012 г.- 304 с.;
  2. Взгляды П.А. Рудика на проблему волевой регуляции в спорте/Москвин В.А., Москвина Н.В., Шумова Н.С.(и др.).//Спортивный психолог. -  2013. - №2. – С. 15-19;
  3. Волхонская Г. П., Окунева А. Г.Танцевальный спорт России: история становления и развития //Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. №1(135). С.25–28.
  4. Детская психология. / Под ред. Я.Л.Коломинского. - Минск, 1988;
  5. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336с;
  6. Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск: в 2 т. – М.: Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420–437.
  7. Зинченко, В. П. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко; 
  8. Калинкина Е. В., Осанов В. А. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1204-1206. — URL https://moluch.ru/archive/112/28278/ (28.03.2018);
  9. Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999;
  10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997;
  11. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика / Т.С. Лисицкая. - М.; Физкультура и спорт, 1985. - 82с.;
  12. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания. Методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - C.11 – 17;
  13. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. Москва, 2001;
  14. Машков А.В. Спортивные танцы. – М.,2003. – 186с.;
  15. Мищенко В.А. Спортивные бальные танцы для  начинающих. Москва, 2007;
  16. Н. Рубиштейн “Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым”, М., 2000;
  17. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996;
  18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.;
  19. «Спортивные танцы».М., РГАФК, 1997 – 2002.;
  20. Спортивные танцы : бюллетень : материалы VIII Всерос. науч.-метод. конф. по проблемам развития танцевальных видов спорта (Москва, 2-6 февр. 2004 г.). М., 2004. - Ч. II. - С.17-18.;
  21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., 2001. - 213с.;
  22. Стриганова В. и Уральский Е. Современный бальный танец под ред..- М.: «Просвещение»,1977;
  23. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ighry_i_uprazhnieniia_na_razvitiie_oriientirovki_v_prostranstvie/ (15.04.2018);
  24. ttp://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm (10.04.2018);
  25. Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr.ru/data.php?id=2 (21.10.2017).

Приложение 1

Анкета для родителей «Давайте познакомимся!»

Ф.И.О. ребенка_________________________________________________

Дата Рождения_________________________________________________

Детский сад/школа_____________________________________________

Ф.И.О.родителей_______________________________________________

_______________________________________________________________

контактный телефон____________________________________________

Сформулируйте, пожалуйста, вашу цель записи ребенка на спортивные танцы: (нужное подчеркнуть)

а) стать в будущем профессиональным спортсменом;                                                                

б) овладеть выбранным видом;                                          

в) заниматься спортом (для общего оздоровления);        

г) дополнительно______________________________________________

Как часто Вы делаете зарядку с ребенком? (нужное подчеркнуть)

а) иногда;                                                                      

б) каждый день;                                                          

в) никогда;                                                                    

г) дополнительно;________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Задания  для  диагностики ориентации в пространстве.

Игра «Покажи правильно» 
Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.
Задание 1. Покажи, где у тебя лицо.                                                                                  
Задание 2. Покажи правую руку.
Задание 3. Покажи левую руку.
Задание 4. Дотронься правой рукой до левой ноги.
Задание 5. Дотронься левой рукой до правого уха.

Задание 6. Топни левой ногой.

Задание 7. Топни правой ногой.

Задание 8. Хлопни правой ладонью по левой.

Задание 9. Хлопни левой ладонью по правой.
Максимальный балл: 9 баллов. 
1 – 2 балла – низкий уровень, 3 - 4 баллов – уровень ниже среднего, 5 - 7 баллов – средний уровень, 8 - 9 баллов – высокий уровень.

Игра «Лево-право» (3 попытки)

Цель:  усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны:

Движение по заданной инструкции:

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка! 

Максимальный балл: 3 балла. 
1 правильно выполненная попытка из 3-х (1 балл) – низкий уровень.

2 правильно выполненные попытки из 3-х (2 балла)  – средний уровень.

3 правильно выполненные попытки из 3-х (3 балла)  – высокий уровень

Игра  «Стойкий оловянный солдатик» (дети выполняют упражнения под слова тренера):

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Максимальный балл: 3 балла. 
при выполнении каждого из трех движений ребенок  удержал равновесие только один раз (1 балл)  – низкий уровень.

при выполнении каждого из трех движений ребенок  удержал равновесие  2 раза из 3-х (2 балла)   – средний уровень.

при выполнении каждого из трех движений ребенок  удержал равновесие  во всех трех движениях (3 балла)  – высокий уровень.

Задания для диагностики сформированности произвольности поведения и волевых качеств.

Игра «Тропинка»

Цель: выявить уровень произвольности поведения.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

Максимальный бал: 3 балла.

1 бал – ребенок постоянно ошибается в выборе действий.

2 балла – ребенок иногда ошибается  действий.

3 балла – ребенок один раз ошибся в выборе действий.

Игра «Расставить посты»

Цель: выявить уровень развития волевых качеств.

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир (тренер). Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.

Максимальный бал: 3 балла.

1 бал – ребенок не выполняет команды вовремя и не может стоять неподвижно.

2 балла – ребенок выполняет команду, но не может стоять неподвижно.

3 балла – ребенок выполняет все условия игры.

Игра «Четыре стихии»

Цель: выявить уровень развития произвольности поведения.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

Максимальный бал: 3 балла.

1 бал – ребенок не выполняет команды вовремя, путает движения, отвлекается.

2 балла – ребенок выполняет команду, но забывает делать вращательные движения.

3 балла – ребенок выполняет все условия игры.

Приложение 3

Анкета для родителей

«Что дали занятия спортивными танцами моему ребенку?»

1. Сформулируйте, пожалуйста,  цель посещений  вашим ребенком спортивных танцев: (нужное подчеркнуть)

а) стать в будущем профессиональным спортсменом;                                                                

б) овладеть выбранным видом;                                          

в) заниматься спортом (для общего оздоровления);        

г) дополнительно______________________________________________

2.Укажите, пожалуйста, как повлияли занятия спортивными танцами на вашего ребенка_______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3.Укажите, пожалуйста, удовлетворены ли вы процессом тренировок и условиями тренировочного процесса в нашей Школе спортивных танцев: (нужное подчеркнуть)

а) полностью удовлетворен;

б) частично удовлетворен;

в) не удовлетворен.

г)дополнительно_________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 4

«Консультация для родителей «Спортивные танцы – что это такое?»

Танцевальный спорт является очень популярным видом спорта во всем мире. Одним из самых красивых и изящных видов спорта являются спортивные танцы. Они были официально отнесены к полноценному виду спорта в 1997 году. Это стало огромным достижением для всего танцевального мира и открыло великое разнообразие возможностей для сотен тысяч танцоров.

До этого времени танцы относились к разряду искусства, но теперь их по праву можно считать серьёзной спортивной дисциплиной. И в этом нет ничего удивительного потому, что труд, который прикладывают танцоры на тренировках, соизмерим с работой, выполняемой любыми другими спортсменами.

Для того, чтобы заниматься спортивными танцами, требуется немалая физическая подготовка и железное терпение. Решение посвятить себя профессиональному спорту должно быть принято обдуманно, так как это возлагает определённую долю ответственности на будущего спортсмена. Занятия спортивными танцами не только подарят спортсмену грациозную походку и плавные движения, но и позволят укрепить все виды мышц, а ещё научиться выносливости. 

Этот вид спорта менее травматичен, чем другие виды спорта. Это сложно-координационный вид спорта, т.е. спорт, при котором развитие различных физических качеств идет  в равной степени. Самым близким видом спорта к танцам, пожалуй, можно назвать гимнастику, так как в ней тоже требуется чёткость и отработанность движений, и в то же время они должны быть эстетически красивыми. Примерно те же качества приветствуются у спортсменов, занятых в синхронном плавании, фигурном катании или прыжках в воду. Ещё одним непременным качеством, которым должен обладать будущий танцор, является музыкальность.

Спортивные танцы требуют выносливости в такой же мере, как у пловцов или бегунов. Во время соревнований мелодия каждого танца звучит всего 1,5 – 2 минуты, но за это время танцор выкладывается не меньше, чем бегун на дистанции 800 метров.

В программу спортивных танцев входят 2 программы: европейская и латиноамериканская

Европейская программа танцев (стандарт) включает в себя 5 танцев:

  • Медленный вальс
  • Танго;
  • Венский вальс;
  • Медленный фокстрот;
  • Квикстеп (быстрый фокстрот)

Латино-американская программа танцев включает в себя также 5 танцев:

  • Самба;
  • Ча-ча-ча;
  • Румба;
  • Пасодобль;
  • Джайв.

Все эти танцы пришли из разных стран, имеют разный характер, разный темп и разную эмоциональную окраску.

За последние 100 лет бальные танцы стали очень популярными среди населения европейских стран, Китая, стран Америки.

Важное происшествие в мире танца, случилось 8 сентября 1997 года. Бальный танец был признан Международным Олимпийским Комитетом. С тех пор спортивные бальные танцы являются «кандидатом» на включение в программу Олимпийских Игр.

На сегодняшний день спортивные бальные танцы являются массовым спортом, проводятся чемпионаты самого разного уровня, в том числе и мирового.

Консультация для родителей

«Влияние занятий спортивными танцами на психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста»

Спортивные бальные танцы – это сложно-координационный вид спорта, сочетающий в себе спортивные принципы и установки, а также элементы искусства. Это парный вид спорта, что создает определенные трудности при подготовке спортсменов к соревнованиям и предполагает наличие специфической психологической подготовки, направленной на взаимодействие в паре. В тоже время при регулярных занятиях спортивными бальными танцами у ребенка, помимо развития физических качеств и танцевальных умений, формируются следующие положительные качества:

  1. развиваются память, внимание, ориентация в пространстве, произвольность поведения;
  2. волевые качества: стремление к достижению результата, способность к саморегуляции своего поведения, собственных желаний;
  3. эстетические качества: музыкальный вкус, знания правил этикета, вкус в одежде;
  4. дисциплина, умение работать в коллективе;
  5. умение общаться и взаимодействовать с противоположным полом.

В нашей стране «взращивание» высокопрофессиональных  спортсменов-танцоров начинается в раннем детстве, с 3-4-хлетнего возраста. Это обусловлено огромной конкуренцией внутри этого вида спорта, массовостью спортивных бальных танцев, достаточной разобщенностью и высокой конкуренцией между клубами спортивных бальных танцев на уровне города, района, региона и страны. Появилась программа так называемых «детских танцев» для проведения соревнований среди детей дошкольного возраста. Это полька, диско, вару-вару, которые позволяют осуществлять полноценное физическое и психическое развитие детей 4-7 лет. На соревнованиях по танцевальному спорту в детских категориях для детей дошкольного возраста используется так называемая «голландская система судейства». Это щадящая система судейства, при которой распределяют всех участников на три места, тем самым создавая определенную систему мотивации для детей.

Регулярные тренировки, поддержка  и заинтересованность родителей в результате очень быстро приводят к тому, что ребенок «растет» в любом виде спорта, в том числе и в танцевальном спорте.

Участие в соревнованиях помогает ребенку развивать свои волевые качества, преодолеть страх и стеснение, повысить свою самооценку, что важно для дальнейшего развития ребенка.

Консультация для родителей

«Перспективы развития ребенка в танцевальном спорте»

Не талантливых детей не бывает, бывают ленивые родители!

Тесное сотрудничество с тренерами, выполнение рекомендаций и требований тренера со стороны родителей, терпение и понимание, что быстрых результатов в спорте не бывает – все это приведет только к положительным результатам и перспективам в спортивных танцах.

 Здоровье, правильная осанка,  красивая фигура и походка, профилактика плоскостопия, развитие выносливости, умение работать в коллективе, повышение самооценки, формирование музыкального вкуса и слуха, умение общаться с противоположным полом, четкая позиция мальчика, как будущего мужчины – все это является плюсом в танцевальном спорте.  Дети, занимающиеся танцевальным спортом, являются лучшими на физкультуре в школе, без труда поступают в спортивные колледжи и вузы страны, сдают нормы ГТО. Это дети, которые не имеют проблем в общении, они очень собранные, умеющие ставить перед собой цель и добиваться ее.

Как и в любом виде спорта, танцоры, достигающие высоких классов танцевания, получают еще и спортивные разряды и звания – все это позволяет уже в возрасте 16-18 лет начинать тренерскую работу, т.е. зарабатывать деньги своим трудом.

Танцевальный спорт – это не только вид спорта, это целая индустрия: это и проведение турниров, целая обувная отрасль – танцевальная обувь, создание конкурсных образов (макияж, прическа, костюмы), это специализированная косметика и бижутерия и т.д. Это возможность создать свой бизнес, свое дело и стать независимым.

 Даже, если ваш ребенок не захочет связать свою дальнейшую жизнь и карьеру с танцевальным спортом, качества, которые он приобретет, занимаясь танцевальным спортом, пригодятся ему в любом другом деле.

Приложение 5

«Подборка подвижных игр на развитие ориентации в пространстве и произвольности поведения»

«Ручеек»

Цель: Закрепить умение находить левую, правую стороны, верхнее, нижнее направления пространства

Ход игры: Дети стоят в колонну друг за другом и двигаются по заданному направлению «лево» - «право», по сигналу поднимают руки вверх или опускают вниз.

«Синхронное плавание»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель дает инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда, изменяя их направление, относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

«Танец морских волн»

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на «первый и второй». Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: поочереди поднимаются выше и опускаются ниже.

«Джаз тела» (по Габриэле Рот)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее — ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

«Ровным кругом».

Дети, взявшись за ручки, идут по кругу. Педагог в это время произносит слова:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг,

Стой на месте!

Ну-ка вместе

Дружно сделаем вот так!

С окончанием слов ребята останавливаются и повторяют определённое движение вслед за тренером, к примеру, приседают, хлопают в ладоши, прыгают, поднимают руки вверх и пр.

Приложение  6

«Фотографии»

https://pp.userapi.com/c626924/v626924368/133dc/CHfxfDXTIvg.jpghttps://pp.userapi.com/c626924/v626924368/134bd/bM4X0L4Ultw.jpg

https://pp.userapi.com/c626924/v626924915/ed6e/5tIqolBvd34.jpghttps://pp.userapi.com/c626924/v626924368/133f7/AzF4c7lyWXk.jpg

https://pp.userapi.com/c631917/v631917757/2efa3/azBZK6K-k1c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей у детей 6-14 лет на основе спортивного бального танца.

Развитие двигательной координации- одна из главных задач в физической подготовке детей младшего школьного возраста.Необходимо как можно раньше делать упор на их развитие, создавая  хороший задел ...

Спортивные бальные танцы в общеобразовательной школе как доступный инструмент развития и гармонизации личности

Педагогический опыт преподавания спортивного бального танца в рамках общеобразовательной школы...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

Развитие творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования (на примере спортивных бальных танцев)

Спортивные бальные танцы – это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставк...