Курсовая работа
материал

Евстефеева Анастасия Денисовна

Курсовая работа на тему "Методика использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_na_sdachu.docx83.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Евстефеева Анастасия Денисовна

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОЧНОЙ ТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к защите

«______» декабря 2022 г.

Заместитель директора по НМР

_____________ / Анищенко И. Л.

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» __________ 202_ г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Специальность: 53.02.01

Музыкальное образование

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Земскова О.А.,

преподаватель МДК 03.02

Хоровой класс и управление хором первой квалификационной категории

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОЧНОЙ ТЕМАТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

6

1.1 Общая характеристика понятия «музыкальная способность»

6

1.2 Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников

12

1.3 Сказочная тематика, как жанр народного творчества

15

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОЧНОЙ ТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Использование сказочной тематики для развития музыкальных способностей старших дошкольников  

2.2 Анализ программ дошкольного образования детей для развития музыкальных способностей

2.3 Методические подходы использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников

Выводы по 2 главе

20

21

21

24

32

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

40


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В последнее время в современном обществе осуществляется модернизация системы образования, направленной на воспитание творческой личности и развития способностей. С внедрением ФГОС проблема воспитания творческой личности становится всё более актуальней. ФГОС нового поколения показывает возможность воспитания гибкой, умеющей ориентироваться в различных ситуациях личности [1].

В современной психолого-педагогической литературе существует огромный арсенал средств, приёмов, методов по развитию музыкальных способностей. Известный советский психолог Б.М. Теплов подчеркивает: «Музыкальной одарённостью я называю то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [4, с. 24].

 Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

 В связи с этим задача раннего выявления и развития музыкальных способностей приобретает особую значимость и актуальность как для специального, так и для общего музыкального образования и воспитания.

Проблема музыкальных способностей занимает одно из центральных мест в современной музыкально-педагогической литературе. Данной проблемой занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальных способностей у детей. Эти исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в дошкольном возрасте – с четырех-пяти лет. В этом возрасте многие дети способны понимать содержание музыкальных произведений разного жанра (марш, танец, песня) и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

У них продолжают формироваться навыки в пении и движениях под музыку, также они учатся игре на детских музыкальных инструментах. Дети совершенствуют умение различать звуки по высоте (высокий-низкий) в пределах квинты, узнавать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), отличать на слух правильное или неправильное пение окружающих.  Также они учатся ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, менять движения в соответствии с музыкальными фразами, выполнять движения различного характера с предметами и без них. Учатся инсценировать содержание песен, сказок, всему тому, что будет развивать их музыкальные способности.

Для того чтобы активизировать и развивать интерес к миру музыки и сказок необходимо: посещение театров, чтение книг, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы и многое другое.

Встреча со сказкой всегда желанна, именно в ней ребёнок окунается в мир, где реальность и фантазия мирно сосуществуют, открывают перед ним маленькие и большие чудеса, но в современное время – время компьютеров, информационных технологий – свою актуальность потеряла сказочная тематика [14].

Развитие музыкальных способностей через сказания или отдельные сюжеты, помогает добиться больших результатов в целостном восприятии искусства. Синтез музыки обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Также музыкальная сказка развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки; дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: Методика использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников. 

Цель исследования: на основе анализа методических программ выявить возможности использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников.

Объект: развитие музыкальных способностей старших дошкольников.

Предмет: сказочная тематика как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1.  На основе анализа музыкально-педагогической литературы рассмотреть понятие «музыкальные способности» и возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников;
  2. Раскрыть понятие «сказочная тематика»;
  3. Проанализировать методические программы по развитию музыкальных способностей посредством сказочной тематики;
  4. Рассмотреть методические подходы использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников;
  5. Обобщить результаты, сделать выводы по итогам проведённого исследования и наметить перспективу для дальнейшего исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, анализ, сравнение, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОЧНОЙ ТЕМАТИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Общая характеристика понятия «музыкальная способность»

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для развития способностей личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Рассмотрим с вами таблицу «Психологи, занимающиеся проблемой развития музыкальных способностей».

Таблица 1 – Психологи, занимающиеся проблемой развития музыкальных способностей

ФИО психологов

Мнения, их точка зрения

Выводы

Б. М. Теплов

В своих работах Теплов дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. По его мнению, в понятии способности были заключены три идеи: 1) под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, 2) способностями называют лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека

Индивидуальные особенности

Г. Ревеш

Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет её как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы. Выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врождённость музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы

Врождённые данные

Продолжение таблицы 1

ФИО психологов

Мнения, их точка зрения

Выводы

К. Сишор

К. Сишор рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей. Наличие их у людей определяется с помощью тестирования. Тесты, разработанные К. Сишором для диагностики музыкальности, названы элементными, т. е., с его точки зрения, не зависящими от практики, упражнений, возраста и. т. д. Диагностируемые качества человека признаются, таким образом, врождёнными, данными от природы.

Врождённые данные

А. Л. Готсдинер

А. Л. Готсдинер отмечает, что музыкальность – качественная характеристика переживания личностью музыки, которая становится психофизиологической доминантой личности. В структуру музыкальной одарённости включается ансамбль музыкальных способностей, которые в сочетании с психологическими свойствами личности проявляются в особенностях восприятия музыки, её переживании и запоминании, в осуществлении различных видов музыкальной деятельности на высоком уровне продуктивности.

Приобретённые данные

В понятии «способности», по мнению Б.М. Теплова, заключены три идеи «таблица 1»:

  1. во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества деятельности;
  3.  в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Таким образом появляется определение: Способности – особый психический комплекс, который предполагает успешное занятие тем или иным видом деятельности.

В настоящее время понятие способности является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в педагогике, так как современное общество нуждается в активных, творческих, думающих и способных людях. Итак, что же такое способности, и для чего они нужны современному человеку.

Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. В своих работах Теплов дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему [3].

Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей и об определении понятия музыкальность, Б. М. Теплов противопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (основанную на трудах американского психолога К. Сишора) [3].

Несмотря на кажущееся различие позиций авторов, Б. М. Теплов находит точки соприкосновения во многих важнейших положениях, высказанными ими.

Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет её как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребёнок, Г. Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на её наличие «таблица 1». Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врождённость музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке «таблица 1». Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, много) не могут воспитать её в себе [3].

К. Сишор от Г. Ревеша рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей (их он насчитывал 25). Наличие их у людей определяется с помощью тестирования. Тесты, разработанные К. Сишором для диагностики музыкальности, названы элементными, т. е., с его точки зрения, не зависящими от практики, упражнений, возраста и. т. д. Диагностируемые качества человека признаются, таким образом, врождёнными, данными от природы.

Тесты построены на признании в понятии музыкальность ведущей роли простейших сенсорных способностей – различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. К. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На основании измерения мелких градаций чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и т. д. определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если ребёнок обнаруживает чувствительность к различению высоты звуков до трёх герц, то, по мнению К. Сишора, он может стать музыкантом; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке [3].

Признавая врождённость музыкальности, К. Сишор сходится в своих конечных выводах с Г. Ревешем.

Б. М. Теплов опровергает утверждение К. Сишора, что способность различать мелкие единицы высоты не может быть развита у человека. Он приводит данные, свидетельствующие о том, что в результате не сложных упражнений звуковысотная чувствительность быстро развивается. Кроме того, она заметно улучшается с возрастом, повышается в результате музыкальной деятельности. Эти факты доказывают, что разработанные тесты, построенные на диагностике якобы врождённых, не развиваемых способностей, не могут быть достоверными.

Б. М. Теплов отрицает и саму идею различения мелких единиц высоты звуков как показателя музыкальности человека. Он доказывает, что музыкальный слух не имеет никакого отношения к различению колебаний высоты одного звука (эта способность нужна лишь для настройки музыкальных инструментов). Рассматривая работы других психологов, Теплов делает вывод: «Работы Майера, Муль, Келера и Мальцевой показали, можно научить человека, не имеющего абсолютного слуха с некоторым успехом узнавать звуки фортепиано» [4, с. 146]. Приведённые Б. М. Тепловым экспериментальные данные свидетельствуют: у половины обследованных им детей с выдающимися музыкальными способностями достаточно низкий порог различения мелких единиц высоты звуков, что опровергает диагностику К. Сишора, по «нормам» которой эти дети не должны обучаться музыке.

Б. М. Теплов чётко определил свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал врождёнными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребёнка и в течение ряда лет после рождения).

Б. М. Теплов писал: «Своеобразие понятий одарённость и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые предъявляет та или другая практическая деятельность». [6, с. 22].

Врождённые свойства нервной системы Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчёркивает, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело, – пишет учёный, – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [4, с. 20].

А. Л. Готсдинер отмечает, что музыкальность – качественная характеристика переживания личностью музыки, которая становится психофизиологической доминантой личности [18]. В структуру музыкальной одарённости включается ансамбль музыкальных способностей, которые в сочетании с психологическими свойствами личности проявляются в особенностях восприятия музыки, её переживании и запоминании, в осуществлении различных видов музыкальной деятельности на высоком уровне продуктивности «таблица 1».

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Не может быть одной способности при полном отсутствии других.

Основными способностями, составляющими «ядро» музыкальности, являются ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Теплов выделил эти способности как наиболее важные, так как они связаны с основными носителями музыкального содержания – звуковой высотой и ритмом. Развитие ладового чувства непрерывно связано с развитием ощущения музыкальной высоты, одно без другого быть не может [18].

Музыкально-слуховые представления, способность проецировать в сознании воспринятую раннее музыку. Вместе с ладовым чувством они лежат в основе мелодического слуха.

Музыкально-ритмическое чувство объединяет эмоциональный и репродуктивный компоненты и проявляется в способности активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

К перечисленным выше способностям следует добавить музыкальную память и психомоторные способности в качестве общих. Психомоторные способности очень важны на всех ступенях формирования музыкально-слуховых и музыкально-ритмических способностей.

Сотрудники лаборатории дифференциальной психологии, созданной Б.М. Тепловым, продолжили изучение музыкальных способностей. Одна из работ проведена сотрудницей лаборатории Е.П. Гусевой совместно с заведующим кафедрой хорового дирижирования МГЗПИ А.И. Медянниковым, определявшим у 6-летних детей музыкальность: музыкальный слух, пропевание знакомых и незнакомых песен, чувство лада и чувство ритма. Была определена связь успешности музыкальной деятельности с лабильностью нервной системы на ранних этапах обучения [18].

  1. Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения [17].

К 5 годам ребёнок уже имеет навыки, ориентируясь на которые, мы можем судить о нормальном развитии ребенка, а также организовывать его дальнейшую деятельность, развивающие игры и занятия.

Особенности развития детей 5-7 лет также обусловлены сензитивным – то есть и более благоприятным – периодом для формирования личности и социальных навыков.  Уже сейчас закладывается база будущей личности ребенка. Проявляется интерес к коллективным играм и стремление быть хорошим, лучшим, первым. Это положительная установка, которая имеет в своей основе мотив для какой-либо деятельности [17].

Ребенок начинает понимать: чтобы победить, нужно совершить определенные действия, приложить усилия, а не просто поплакать. Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, или что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нет.

Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу. Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности, понимают, что не все можно получить прямо сейчас. Если ребенку будут объяснять, то он поймет, что необходимо подождать, когда мама закончит убираться, и тогда можно будет пойти погулять.

 Ребенок начинает осознавать последствия своих поступков: не собрал за собой игрушки – до вечера играть в них не будешь. Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе, в семье, какое отношение к нему имеют окружающие [16].

 Также ребенок начинает давать оценку самому себе.  Складывается образ «идеального Я», т. е. каким бы ребёнок хотел быть. Чаще всего он ориентируется на ближайших взрослых: хочет быть сильным, как папа, красивой, как мама. Важно поддерживать этот идеальный образ и трансформировать его в «Я реальное».

Следует учитывать, что в 5 лет самооценка у ребенка завышенная, а вот ближе к 7 годам она становится более реалистичной. К этому моменту он уже достаточно развил способность к самоанализу, поэтому в привычных ситуациях оценивает себя нормально, а в непривычных превышает свои возможности, так как у него еще не сложился мысленный образец идеального результата [16].

Иногда ребёнку все еще требуется совершать действия с предметами, особенно с незнакомыми, чтобы понять их предназначение, но он все чаще оперирует мысленными образами. У старших дошкольников активно развивается внимание, память и способность осознанно концентрироваться на какой-либо деятельности. Формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность.

Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что ребёнок ещё не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый жизненный и музыкальный опыт. При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности [16].

Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения. Доктор педагогических наук Б. М. Теплов полагал: «Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонация. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки» [6, с. 211].

Дети усваивают понятие «жанр» - ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства. Обобщаются представления о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в движении не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму.

Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения («Обидели», «Цветок распускается»). Дети уже владеют главными видами основных движений: шага, бега, прыжков- и могут выполнить их достаточно координированно, ритмично и выразительно.

Однако им недостает легкости, ловкости, не отработана техника некоторых основных движений (поскоки) и танцевальных движений.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий аппарат гортани- появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей на 6-м году жизни может воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии, а часть из них на этом фоне чисто интонируют ее отдельные отрезки [16].

Дети к 5-ти годам овладевают приемами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах, что дает им возможность ярко проявить себя в элементарном музицировании.

Старший дошкольный возраст - возраст расцвета сюжетно-ролевой и режиссерской игры, когда дети уже достаточно самостоятельны, любознательны и творчески активны.

  1. Сказочная тематика, как жанр народного творчества

Сказочная тематика – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка – произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» [21].

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М. Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя. Академик Ю. М. Соколов говорил: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера» [4, с. 292].

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости [21].

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема [21].

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие [21].

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые сказки.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Необходимо использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки. Рассмотрим данные функции, которые будут указаны ниже в таблице 2 «Функции сказочной тематики».

Таблица 2 «Функции сказочной тематики»

Направление

Функции

Сказочная тематика

Социализирующая функция

Креативная функция

Голографическая функция

Развивающе-терапевтическая функция

Культурно-этническая функция

Лексико-образная функция

Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок «таблица 2».

Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление «таблица 2».

Голографическая функция проявляется в трех основных формах «таблица 2»:

  1. способность сказки в малом являть большое;
  2. способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
  3. способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий «таблица 1.2».

Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика «таблица 2».

Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи «таблица 2».

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе [21].

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимошке».

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX - в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания.

Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты.

Важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник.

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

Настоящее исследование акцентирует внимание на психологический механизм в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. По этому поводу не существует единства мнений специалистов. В.А. Бахтина утверждает, что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем - радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней [21].

Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

Выводы по первой главе

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующему выводу:

  1. Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.
  2. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для развития способностей личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности.
  3. Сказочная тематика – одна из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОЧНОЙ ТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Использование сказочной тематики в развитии музыкальных способностей старших дошкольников.

Самой любимой темой для дошкольников любого возраста всегда остается тема «Сказка в музыке». Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, а озвученная музыкой, она привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях, а также развить его музыкальные способности [20].

Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества.

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Со старшими дошкольниками можно слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Музыкальные сказки, с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет. Можно знакомить детей с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик», С.С. Прокофьева «Золушка» [20].

На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой или балетом, читая замечательные сказки и рассматривая иллюстрации к ним, а также картины известных художников, всегда нужно стараться сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание [20].

Знакомство с музыкой оперы или балета даже с детьми одного возраста необходимо проводить по-разному, в зависимости от сложности, а главное – от музыкального и общего развития детей. По-разному происходит знакомство с литературным материалом (чтение сказки или использование музыкально-литературной композиции этой сказки). После знакомства с операми «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки с детьми можно проводить музыкально-театрализованное представление.

Сказочная тематика проявляет себя во всех 4 основных деятельностях дошкольников. Рассмотрим их с помощью методической разработки «Сказка, как средство музыкального развития детей дошкольного возраста» [14].

Раздел «Слушание музыки», как и все другие разделы, построен с учётом развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, т.е. этапов его становления и средств музыкальной выразительности, на которые ребёнок ориентируется при восприятии эмоционально-образного содержания произведения. Беря во внимание то или иное сказочное произведение, заостряется внимание на характер музыкального сопровождения.

В сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» слышится, как композитор музыкой показал три состояния моря. Если море находится в покое, то и музыка плавная, спокойная, постепенно переходящая во взволнованную, более усиливающую звук. В конце, в момент наивысшего напряжения, становится громкая, напористая, сильная, передающая характер бушующего моря [14].

Музыка через сказки помогает воспитанникам лучше понять и отличить оркестровое, сольное исполнение или русскую народную обработку.

Большую заинтересованность и внимание мы наблюдаем, работая по произведению «Щелкунчик» П.И. Чайковского, взяв отрывок «Вальс цветов». Воспитанники определяют на слух, что играет арфа, скрипки, трубы в совокупности, а значит, играет оркестр.

Разновидности сказочных постановок. Продолжая работу по разделу «Слушание», мы постепенно подводим воспитанников к понятиям сказка-балет, сказка-опера, музыкальная сказка. Хорошим примером являются сказки-балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, где подчеркивается, что вся постановка идёт в движении. Жестами, мимикой герои передают сюжет этого произведения. Здесь нет хорового или сольного пения, нет диалога между героями. Этим самым сказка-балет отличается от музыкальной сказки и сказки-оперы [14].

В разделе «Вокал» происходит знакомство детей старшего дошкольного возраста с новыми музыкальными терминами – сольное пение, дуэт, хоровое пение.

На примере постановки сказки «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена идёт объяснение, что если, сидя на листке лилии, героиня поёт одна, то – это пение называется сольным, одиночным исполнением. Оно может быть как весёлого, так и грустного характера. Напротив, в «Сказке о царе Салтане» в финале фильма звучит хоровое исполнение песни. Под звон колоколов исполняется хоровая кульминационная песня. Дошкольники знают, что хоровым пением называется совместное звучание человеческих голосов [14].

Работая в направлении музыкально-ритмических движений, обращается внимание на несколько видов танцевального жанра: марш, вальс, русский народный танец (хороводы, переплясы, пляски), бальный танец.

Жанр «Марш» хорошо демонстрируется в сказке «Щелкунчик» П.И. Чайковского, где солдатики четко чеканят свой шаг под бодрую, четкую, ритмичную музыку. На занятии дошкольникам предлагается также пройтись строем, чтобы немного погрузиться в тот удивительный мир – мир волшебной сказки и загадочной музыки.

Вся прелесть вальса показана в музыкальной постановке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», за основу которой было взято проведение весеннего праздника, где легкие порхающие движения эльфов передают плавный, нежный, воздушный характер музыки. Демонстрируя танец, воспитанники узнают, что этому танцу присущи такие движения как парное или одиночное кружение, плавный взмах руками и т.д. [14].

Знакомя с музыкальными инструментами, мы даём знания и прививаем навыки вслушивания в музыкальную ткань произведений, побуждаем дифференцировать слуховые ощущения, различать средства выразительности и тембровые окраски, тем самым, активизируя их музыкальное развитие.

Обратив внимание на сказочную постановку братьев Гримм «Бременские музыканты», дети знакомятся не только с гитарой, барабаном, скрипкой, трубой, но и с их звучанием, т.к. не всегда есть возможность продемонстрировать дошкольникам «живой» звук инструмента. А в постановке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» идёт ознакомление с оркестровыми музыкальными инструментами. Воспитанники зрительно могут видеть, как правильно нужно держать скрипку, гитару, тарелки, флейту и другие инструменты [14].

2.2 Анализ программ дошкольного образования детей для развития музыкальных способностей

Во время нашего исследования мы обратились к анализу нескольких методических программ по дошкольному образованию детей: программа «Музыкальные шедевры» и программа «Синтез». В приведённой ниже таблице представлены основные компоненты данных программ, количество часов, отведённых сказочной тематике.

Таблица 3 - Программы дошкольного образования детей

Программы дошкольного образования детей

Что рассматривает

Количество часов, отведённых сказочной тематике

программа «Музыкальные шедевры»

Автор О. П. Радынова

цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

Уделяется недостаточно внимания

программа «Синтез»

Автор К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, М. Л. Петрова

это программа по слушанию музыки, направленная на развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей у детей на основе синтеза искусств: литературы, живописи, музыки.

Уделяется недостаточно внимания

Программа «Музыкальные шедевры» [9].

Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В центре программы — развитие творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной «таблица 3».

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей формируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте [9].

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идёт по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики музыкального развития [9].

Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности детей направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.

Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни. Становление музыкальной культуры личности, а через нее — художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив [9].

Автор программы О. П. Радынова считает, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие [9]. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен.

Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения».

Основной интересующий нас принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям [9].

Первая тема — «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание.

Вторая тема программы — «Песня, танец, марш» является основополагающей по программе для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной деятельности. С помощью этой темы осуществляется преемственность дошкольного и школьного музыкального образования.

Третья тема — «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает детям представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках и т.п.).

Четвертая тема — «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке.

Пятая и более необходимая для нас тема — «Сказка в музыке» знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках. Тема способствует развитию музыкальных способностей, развитию представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, развивает творческое воображение. Рассмотрим её основные задачи:

  1. развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение — интонационная окраска);
  2. Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке.
  3. Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на различение интонаций, их смены.
  4. Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих движениях, инструментовке, инсценировать сказку.

Шестая тема программы — «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурину, гармонике, музыкальным табакеркам, колокольчикам, колоколам, шарманкам и пр.), а также с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение.

Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара.  В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Например, «Кукушка» А. Аренского— печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Санса — таинственно-удивленная, песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» — смешная, веселая, песня «Кукушка» М. Красева - лиричная, светлая [9].

Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо физиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей). Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности (обращение к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Обратимся к анализу следующей программы по музыкальному развитию дошкольника. Программа «Синтез», предназначена для детей возраста 5 лет [10].

«Синтез» — это программа по слушанию музыки, направленная на развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей у детей на основе синтеза искусств [19].

В программе, разработанной коллективом профессиональных музыкантов–теоретиков, психологов, педагогов (К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, М. Л. Петрова), реализован наиболее сложный уровень синтеза трёх искусств, выявляющий внутренние, художественно-образные связи между произведениями.

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств [19]. Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство.

Поэтому целью программы является: развитие у ребёнка-дошкольника музыкального восприятия на основе синтеза искусств и формирование его художественной культуры.

Задачи программы: помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание, овладеть сложным музыкальным языком и показать внутренние связи между музыкой и другими видами искусства [19].

Основные принципы, положенные в основу программы: специальный подбор музыкального репертуара, отвечающий двум ведущим принципам: художественности и доступности; использование синтеза искусств; использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре.

Музыкальный репертуар представлен в 7-ми разделах по темам: «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты (Сольфеджио)», «Музыка бывает разной», «Играем в оркестре». В него вошли главным образом, камерные произведения, новые для детей и редко исполняемые [10].

Рассмотрим подробнее тему «Сказка в музыке». Что детям ближе, понятнее, доступнее и интереснее может быть, чем сказка? Прежде чем знакомить детей со сказкой в музыке, можно рассмотреть для начала русские народные образы в музыке.

Знакомство детей с музыкальной сказкой, а именно, с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Тесная связь с фольклором – характерная черта творчества этого композитора. Николай Андреевич воплотил в своих произведениях многообразные жанры народно – поэтического наследия: русскую летопись, былину, сказку. Сказочные образы, как и в сказках Александра Сергеевича Пушкина тесно переплетаются с картинами народной жизни, крестьянского быта. Природа и талант русского композитора влекли к старине, к особенностям и красоте русских обрядов, русской природы [11].

Знакомство с оперой – сказкой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Для прослушивания выбираются самые яркие в музыкальном отношении фрагменты. А именно: «Море», «Лебедь и коршун», «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь», «Полет шмеля». Каждое занятие начинается с нового фрагмента, а сами фрагменты повторяются на самом занятии. Когда проведены все занятия по знакомству и по закреплению музыкальных фрагментов можно проводить занятия по воплощению образов в детском творчестве, а именно в рисунке или танце [11].

Таким образом, сказка, обогащенная и «украшенная» музыкой, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает «звучать» для них совершенно по-другому, более ярко. Мир музыкальной сказки входит в жизнь ребенка, и ребенок уже не хочет расставаться с ним. Знакомство с этим богатейшим миром способствует развитию музыкальных способностей детей [11].

Итак, проанализировав данные программы приходим к выводу: в вышеупомянутых программах недостаточно времени уделяется сказочной тематике. Чтобы это исправить, предлагаем добавить в тему «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» из программы «Музыкальные шедевры» такие фрагменты, как Тема Одетты из 2 действия балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, Ария Снегурочки – сцена таяния из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, а также добавить симфоническую сказку «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, балет «Жар-Птица» И. Ф. Стравинского, опера «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина в тему «Музыка рассказывает о животных и птицах».

2.3 Методические подходы использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников

Для успешного развития музыкальных способностей детей с использованием сказочной тематики необходимы условия, которые должны выдвигаться на первый план и работать над их реализацией.

Виды деятельности с использованием сказочной тематики:

  1. Слушание
  2. Пение
  3. Игра на музыкальных инструментах
  4. Музыкально-ритмические движения

В слушании пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями на сказочную тематику и сведениями о самой сказке, как средство развития музыкальных способностей.

В пение обучать певческим способам и навыкам, формировать голоса детей, добиваться выразительного пения, исполнять без помощи взрослых знакомые песни из сказок, применять их в самостоятельной деятельности.

В игре на музыкальных инструментах приобщать и обучать способам и навыкам игры на инструментах. Добиваться образности и ритмичности движений, их координации, точности игры на музыкальных инструментах.

В музыкально-ритмических движениях формировать навыки основных танцевальных движений, развить двигательные качества и умения, координацию движений, развитие ритма, обогатить двигательный опыт детей разнообразными видами движений.

Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности в произведениях со сказочной тематикой. Воспитывать музыкальный вкус детей и оценочное отношение к прослушанным произведениям на сказочною тематику.

Добавляя такие произведения, как фрагмент «Тема Одетты» из 2 действия балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, Ария Снегурочки – сцена таяния из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, симфоническая сказка «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, балет «Жар-Птица» И. Ф. Стравинского, , опера «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, мы уделяем больше времени сказочной тематике в темах «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» и «Музыка рассказывает о животных и птицах».

Далее рассмотрим, как использовать на музыкальных занятиях такие виды сказочной тематики, как сказка-опера, сказка-балет, музыкальная игра-сказка.

Сказка-опера. Как известно, сказка – это повествовательное или литературное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Опера – это музыкально-драматическое произведение, спектакль, в котором артисты поют в сопровождении оркестра [12].

Таким образом, сказка-опера – это опера, поставленная на основе сказочного сюжета.

В детском саду знакомство с оперой чаще всего осуществляется в форме слушания классических музыкальных произведений (М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и др.). В настоящее время отечественные педагоги (Е. Устинова, А. Савинова, В. Симукова и др.) разрабатывали свои авторские методики именно в этом направлении.

Но наряду с этим целесообразно осуществлять ещё и постановку маленьких детских сказочных опер. Теоретическую базу такой интересной формы работы с детьми разработали Н. А. Ветлугина м О. П. Радынова. Благодаря их исследованиям, использование сказки-оперы как средство развития музыкальных способностей детей становится всё более популярным [12].

Музыкальные партии сказки-оперы могут быть строго регламентированы автором либо они могут строиться на основе детских вокально-творческих импровизаций. В этом случае эталонами и образцами для подражания выступают не только вокальные импровизации взрослого, но и мелодии музыкальной классики [12].

Таким образом, постановка сказок-опер в детском саду значительно расширяет возможности педагога в развитии музыкальных способностей детей.

Сказка-балет – это представление сказки на сцене как балетной постановки. Классический балет – это отдельный мир, полный сказочных образов, невероятных музыкальных созвучий, игры, движения, пластики, цвета и света. Это соединение всех искусств, «решивших подружиться» ради уникальной возможности воздействовать на зрителя сообща, всеми способами: музыкальным аккомпанементом, танцем, актёрским мастерством, яркостью декораций [13].

В детском саду знакомство с балетом также, как и с оперой, чаще всего осуществляется в форме слушания классических музыкальных произведений (Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского и др.).

Внедрение сказки-балета в музыкальное занятие позволяет решить множество задач. Она и знакомит с музыкой и сюжетом сказки, даёт первоначальные знания о танцах в балете, из которых например – вальсы, можно также разучивать с детьми. Учит чувствовать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях и наконец – пополнять знания детей о балете.

Музыкальная игра-сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно-ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства — музыку, литературу, изобразительное искусство, театр [15].

Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая ее характер в ритмопластических импровизациях, в танцах (с фиксированными движениями и свободных), песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах [15].

Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных видов художественной деятельности. В процессе игры дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в привлекательной для них игровой деятельности.

По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах), развиваются музыкальные способности. Дети получают знания о музыке: о композиторах, средствах музыкальной выразительности, особенностях языка разных искусств [15].

В игре-сказке развивается эмоциональная отзывчивость на музыкукоторая является основным механизмом присвоения культурных ценностей детьми и центром музыкальности. Развиваются все основные музыкальные способности: ладовое чувство (ребенок должен уловить окончание и начало музыкальных фрагментов, фраз, разделов формы произведения, выразительно передавая каждый образ сказки), музыкально-слуховые представления (пение, игра на музыкальных инструментах по ходу сказки), чувство ритма (ребенок должен ритмично и выразительно передать характер образов сказки в ритмопластике, танцевальных импровизациях).

Показателями успешного музыкального развития являются проявления творческой активности, самостоятельности детей, наличие любимых произведений, желание играть в сказку по собственной инициативе, выразительность созданных образов [15].

Выводы по 2 главе

В данной главе было рассмотрено «Использование сказочной тематики в развитии музыкальных способностей старших дошкольников».

В первом параграфе мы рассмотрели возможности использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей старших дошкольников. Узнали, что знакомство с музыкой оперы или балета даже с детьми одного возраста необходимо проводить по-разному, в зависимости от сложности, а главное – от музыкального и общего развития детей.

С помощью методической разработки «Сказка, как средство музыкального развития детей дошкольного возраста» узнали, что сказочная тематика проявляет себя во всех 4 основных деятельностях дошкольников: слушание, пение, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Во втором параграфе мы провели анализ двух методик дошкольного образования детей: «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова и «Синтез» К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, М. Л. Петрова.

Узнали их цели, задачи, содержания, план построения занятий, основанный на 6 темах. Выяснили, что в данных программах уделяется недостаточно внимания сказочной тематике, и что необходимо разнообразить репертуар некоторых тем произведениями со сказочной тематикой.

В третьем параграфе мы рассмотрели методические подходы использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников с помощью таких разновидностей сказочной тематики, как сказка-опера, сказка-балет, музыкальная игра-сказка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования и на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующим результатам:

  1. изучены общие характеристики понятий «музыкальные способности» и «сказочная тематика»;
  2. выявлены возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников;
  3. рассмотрено использование сказочной тематики для развития музыкальных способностей старших дошкольников;
  4. проведён анализ программ по дошкольному образованию детей
  5. выявлены методические подходы использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников

Мы выяснили, что музыкальные произведения, имеющие сказочною тематику очень разнообразны.  Встреча с героями сказки оставляет неизгладимые впечатления для детей, именно в сказке ребёнок погружается в мир, где реальность и фантазия мирно сосуществуют, открывают перед ним маленькие и большие чудеса. Безусловно, если использовать сказочную тематику, то развитие музыкальных способностей дошкольников будет проходит более успешно. Сказочная тематика помогает не только в развитии музыкальных способностей, но и в развитии нравственных качеств, формирование эстетического интереса, эмоционального и др. От умения музыкального руководителя организовывать занятие зависит на сколько у детей будут развиваться музыкальные способности.

Таким образом, обращение к данной теме исследования («Методика использования сказочной тематики для развития музыкальных способностей у старших дошкольников»), обусловлено необходимостью расширить музыкальный репертуар дошкольников.

В настоящее время музыкальное занятие в ДОО нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу завершённого опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории человеческого существования, а на то, как учиться, как быть вовлечённым в этот опыт, как им овладеть, преобразуя и пополняя его.

Подводя итог проделанной работе хочется обратить внимание на изменение в отношение дошкольников. Развивая музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста через сказки и сказочную тематику, мы знакомим их с историей нашего государства, обычаями, фольклором. Это ещё интересно и потому, что дошкольник слышит не «сухое» чтение произведения, а с музыкальным сопровождением, что способствует развитию музыкальных способностей.

Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [5, с. 41].

В дальнейшем в дипломной работе мы планируем создать комплект конспектов с добавлением сказочной тематики, использование которого будет способствовать развитию музыкальных способностей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; Москва: Юрайт, 2019. – 295 с.
  2. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили – Москва : Просвещение, 1994. – 222 с.  
  3. Соколов, Ю. М. Русский фольклор [Текст] / Ю. М. Соколов. – Москва: Просвещение, 1938. – 302 с.
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. – Киев: Советская школа, 1973. – 154 с.
  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. – Москва Ленинград : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 335 с.
  6. Теплов, Б. М.  Проблема индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. – Москва Ленинград : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 536 с.
  7. Теплов, Б. М. Избранные труды. Том 1 / Б. М. Теплов. – Москва: Педагогика, 1985. – 329 с.
  8. Музыкальные шедевры : учеб.-метод. Пособие / сост. О. П. Радынова. – 1-е изд., испр. – Москва : Изд-во Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
  9. Синтез : учеб.-метод. Пособие / сост. К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан [и др.]. – 2-е изд., испр. – Москва : Изд-во ВИОЛАНТА, 2000. – 94 с.

Интернет – ресурсы

  1. Восприятие музыкального образа детьми 5-го года жизни в процессе реализации программы «Синтез» К.В. Тарасовой, Т.Г. Рубан и др. // urok.1sept.ru: [сайт] 2009. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/559497 (дата обращения: 03.10.2022)
  2. Консультация «Сказка-опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников» // maam.ru: [сайт] 2018. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-skazka-opera-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-starshih-doshkolnikov.html (дата обращения: 15.11.2022)
  3. Что такое балет // ktonanovenkogo.ru: [сайт] 2021. – URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/balet-chto-ehto-takoe.html (дата обращения: 25.10.2022)
  4. Методическая разработка «Сказочный сюжет как средство формирования музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» // Инфоурок: [сайт] 2022. – URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-skazochnyj-syuzhet-kak-sredstvo-formirovaniya-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-4173733.html (дата обращения: 16.10.2022)
  5. Методическая разработка «Музыкальная игра-сказка как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников» // Инфоурок: [сайт] 2021. – URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-muzykalnaya-igra-skazka-kak-sredstvo-formirovaniya-osnov-muzykalnoj-kultury-doshkolnikov-5636720.html (дата обращения: 03.12.2022)
  6. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста // nsportal.ru: [сайт] 2020. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/08/20/osobennosti-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 15.10.2022)
  7. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста // razvivashka.online: [сайт] 2019. – URL: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/starshiy-doshkolnyy-vozrast (дата обращения: 20.10.2022)
  8. О психологии музыкальных способностей // studfile.net: [сайт] 2016. – URL: https://studfile.net/preview/6018054/page:33/ (дата обращения: 01.11.2022)
  9. Программа по развитию музыкального восприятия у детей «Синтез» // Инфоурок: [сайт] 2019. – URL: https://infourok.ru/programma-po-razvitiyu-muzikalnogo-vospriyatiya-u-detey-sintez-1857105.html (дата обращения: 20.11.2022)
  10. «Сказка, как средство музыкального развития детей дошкольного возраста»// nsportal.ru: [сайт] 2013. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/02/27/skazka-kak-sredstvo-muzykalnogo-razvitiya (дата обращения: 15.11.2022)
  11. Сказки как жанр, виды сказок. // studfile.net: [сайт] 2016. – URL: https://studfile.net/preview/5113949/ (дата обращения: 25.11.2022)
  12. Словарь по культурологии // Gufo.me: [сайт] 2020. – URL: https://gufo.me/dict/culturology/Сказка (дата обращения: 09.10.2022)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"

В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...