Конспект занятия для волонтеров "Игротехники"
план-конспект

Коткова Елена Владимировна

Готовый конспект занятия "Игротехники" могут использовать в работе классные руководители, руководители волонтерских, детских и молодежных объединений для обучения детей различным техникам использования игр в  проведении мероприятий с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotehniki.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Игротехники»

Цель: развить организаторских способности подростков для  проведения  игр с  различными возрастными категориями граждан.

Задачи:        

- привить положительное отношение к организаторской деятельности;

- способствовать воспитанию чувства ответственности за благополучателей;

- обучить эффективным способам взаимодействия с различными возрастными категориями;

- развить первоначальные коммуникативные навыки, организаторские способности;

- развить творческую инициативность.

Планируемые результаты:

- знать правила техники безопасности при проведении игр с разными возрастными категориями граждан;

- обучится основным практическим навыкам и приемам организации работы в группе;

- понимать интересы всех участников группы при организации совместной деятельности;

- развить уверенность, ответственность, умение работать в команде сверстников.

Ход занятия

Добрый день, ребята!  Предлагаю посмотреть друг на друга, улыбнуться каждому участнику и сделать комплимент своему соседа справа. Каждый по очереди вслух  по любому поводу. Комплимент может касаться как внешних признаков, так и черт характера. Например: «Катя, у тебя красивые глаза», «Саша, мне нравится твоя улыбка», «Олеся, ты очень доброжелательная» и т.д. 

Ребята, как вы думаете, зачем мы провели это упражнение?

Оно проводится для доброжелательного настроя группы. Ну, теперь мы настроились на активную работу в доброжелательной обстановке, поехали.

Сегодня мы с вами поговорим об игротехнике, тема для вас не новая, но повторенье мать ученья и мы больше будем практиковаться.

Еще Антон Семенович Макаренко великий педагог и общественный деятель, пропагандирующий демократические идеи и принципы в теории и практике образования  писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

И на сегодняшний день одной из самых доступных форм активного досуга и не только детей остается игровая деятельность во всем многообразии ее видов. Поэтому для организации волонтерского (или иного) мероприятия наполненного смыслом и нравственным содержанием необходимо  разрабатывать интересные, тематические, современные игры, как с детьми, так и другими возрастными категориями.

Вы же ребята, в свою очередь, прокачаете свои организаторские способности, которые  являются важным звеном в вопросах формирования социального опыта, социальной активности, самостоятельности творческой инициативы.

  1. Основы игротехники

Ребята, давайте вспомним  кто такой игротехник?...(ответы детей)

- Игротехник — специальность, которая сегодня формируется и находится на стыке психологии, педагогики и event-индустрии.

- Это люди, которые используют игру как способ формирования различных навыков и умений, как инструмент для познавательной и тренинговой деятельности. При проведении игры для игротехника важна неигровая цель – то, зачем проводится данная игра, какой опыт каждый участник игры должен получить. Профессия игротехник объединяет в себе множество профессий: аниматор, ведущий, массовик-затейник, педагог, тренер и коучер. Навыками всех этих профессий должен обладать волонтер, т.е. должны обладать ВЫ!

А что такое игра, вы тоже знаете, но давайте вспомним? ...(ответы детей)

Игра — универсальный способ активного познания мира. Через игру получаем новые знания, примеряем на себя различные социальные роли и обстоятельства, учимся достигать целей и общаться.

Игры уже давно и далеко шагнули за рамки детства и прочно закрепились даже во «взрослой жизни». Мы привыкли к игровым форматам тренингов, где «понарошку» моделируются, проживаются и анализируются различные ситуации. Специалисты давно используют игровые технологии для борьбы с комплексами, повышения качества и производительности труда, налаживания атмосферы в коллективе.

В процессе игры участник проверяет на прочность свои интеллектуальные, коммуникативные и физические способности, преодолевает препятствия и достигает (или не достигает) конкретной цели.

Знания, полученные в процессе активной деятельности, лучше усваиваются, а в процессе непринужденной деятельности — еще и с удовольствием. Поэтому игровые технологии так популярны у любой возрастной аудитории.

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Это позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Я вас познакомлю с одной из существующих классификаций,  игры условно можно поделить на блоки и ваша задача, как куратора грамотно сочетать игры из разных блоков и понимать, зачем вы проводите ту или иную.

Различают следующие блоки игр:

1. Знакомство

2. Командообразование (сплочение)

3. Игры с залом

4. Энерджайзеры

5. Игры на внимание, логику и мышление

Правила подачи игры

Куратор играет вместе с участниками. Правила подаются четко и емко - лучше заранее продумать правила игры, прежде, чем начать их подавать. Старайтесь донести основную суть в нескольких предложениях, просто, четко и лаконично, чтобы люди не устали выслушивать от вас правила, но и так, чтобы им было понятно в чем смысл игры или того или иного упражнения.

 Существует план подачи правил. Давайте вы сами попробуете его составить? Напишите каждый свой план подачи правил. У вас 1 мин.

Проверим, что у вас получилось? Зачитывают дети…

- Название игры \ упражнения

- Цель - это то, чего нужно достичь или то, что должно получиться в финале у участников

- Сами правила и ограничения

- Техника безопасности - очень важно правильно подать правила техники безопасности, так как очень часто игры могут быть  опасными.

- Обязательно в конце подачи игры уточните, остались ли по правилам вопросы.

- Дайте время на обсуждение, если это необходимо, а затем приступайте к выполнению.

Давайте разберемся  подробнее.

  1. Игры на знакомство.

Какие вы знаете игры на знакомство? Попробуйте познакомить нас с  правилами согласно плану. Кто попробует? (Ответы детей)

«Снежный ком»- Играющие образуют круг и называют свои имена, (совсем маленькие просто имена), постарше усложняем- жест добавляем, т.к. визуальная информация запоминается лучше, еще старше (взрослые) + прилагательное характеризующее человека (можно еще сложнее хобби добавить, фрукт, марку автомобиля, город), последний участник называет всех.  Можно усложнить еще больше: один из участников начинает, например, говорит "Меня зовут Миша, я люблю пельмени"; следующий говорит "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать, о других.

  Как вы думаете, для какого возраста эта игра? (Ответы детей)

Она универсальна ее можно трансформировать, усложнять, упрощать…согласны?

 «Кто быстрее»- Группа делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников. И т.д.

На что направлена эта игра? (ответы детей)

«Шёл по крыше воробей»

Ведущий читает четверостишие:

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас.

Встаньте Леночки сейчас!

Обладатели названного имени встают, им дарят аплодисменты. Затем стихи повторяются, но называется другое имя.

Для какой возрастной категории эта игра? (Ответы детей)

 « Имена из карандашей»

Ребятам предлагается собрать свои имена из карандашей, ручек, фломастеров, счетных палочек. Но имена должны быть все соединены между собой, как кроссворд, общая буква на двоих, можно и по вертикали и по горизонтали писать имена.

А давайте поиграем сами предлагаю игру «Угадай участника» - Каждый из участников на листочке пишет какой-то интересный факт о себе, не показывая соседу. Факт не должен быть банальным. Например, «Люблю играть на фортепиано, свой первый этюд исполнил в 7 лет» или «С пятого раза сдал на права» и т.д. Затем участники подписывают свои имена и сдают листочки кураторам. Кураторы зачитывают текст, остальные должны отгадать, о ком идет речь.

А эта игра, для какой возрастной группы подойдет? (Ответы детей)

  1. Игры на сплочение.

Знаете такие игры? Кто попробует познакомить нас с правилами, не забудьте о плане. (Ответы детей)

«Импульс»- Играющие образуют круг и держатся за руки, ведущий передает «импульс» - рукопожатие - в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп. 

«Узел»- Участники в круге берутся за руки, запутываются, завязываются в узел. Задача: распутаться, встать в круг.

«Перестроения»- Игра в круге. Все закрывают глаза. Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

 «Вулкан»- Чертится круг, за который нельзя заступать в центре стоит ящик в него необходимо молча опускать предметы, которые взяли участники, беззвучно, если  звук был, команда начинает все заново.

Давайте попрактикуемся, кто готов провести снами игру? (Ответы детей)

 «Посмотри-ка на меня»- Все становятся в круг, и ведущий дает задание: через одну минуту построиться в линию по цвету глаз. Справа налево, от темных к светлым. Как только ребята выполнили первое задание, они снова становятся в круг, чтобы лучше видеть друг друга, и им дается второе задание: построиться в линию по размеру обуви, по длине волос, по номеру квартиры, в которой живет – по увеличению. по дате рождения- тоже по увеличению и т.д. Далее конкурсы переходят к шуточным - по величине ушей, длине  ресниц. Проявляйте фантазию! 

Ребята что дает эта игра? (Ответы детей) Да, правильно эта игра позволяет детям быстро запомнить друг друга внешне.

А кто знает игру «Я никогда не...»  Кто сможет познакомить нас с этой игрой? (Ответы детей)

 Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. но кругу. Побеждает тот», кто быстрее всех загнет все пальцы. Что дает эта игра?

Еще одна, наверное, известная всем игра  «Мигалки» кто знает ее, поднимите руку. (Если все знают не проводим, если есть кто не знает проводим).

 Участники парами один сидит на стуле другой стоит, держась за спинку стула сзади. У одного участника на стуле нет, он подмигивает любому сидящему участнику, приглашая к себе, но незаметно для стоящего игрока, если он увидит, что его участнику подмигивают, он должен успеть его остановить положив руки на плечи. Тогда  человек без пары снова подмигивает кому-то из сидящих. Потом меняются местами сидящие и стоящие. На что направлена игра? (Ответы детей)

Вот еще одна универсальная игра «Ассоциации» - кто знает правила? Сможете провести? (Ответы детей)

 Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить водящий. В том числе можно загадать и его самого. Затем водящий входит и начинает задавать вопросы: «Если бы этот человек был литературным героем, то каким?», «Если это погода, то какая?», «Если это животное, то какое?», «Если это цвет?», «Если это дерево?». Запах, время года, историческая эпоха, воинское звание, мебель - все, что угодно, можно использовать в вопросах.

Водящий должен также выбирать, кому какой вопрос задавать, чтобы: как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания.

Кто готов быть первым?

Игра обычно проходит легко и живо, но не только потому, что вызывает спортивный азарт: «отгадает - не отгадает».

Как вы думаете, для чего проводится эта игра? (Ответы детей)

        Что она дает  участникам? (Ответы детей). Очевидно, что она дает «загаданному» огромное количество обратных связей, то есть видений его участниками, которые они в этой игре выражают в метафорической форме.

Какие чувства вызвали те или иные ассоциации у вас? (Ответы детей)

Может быть, кому то кажется, что тебя здесь видят не таким, каков ты есть? (Ответы детей)

  1. Игры-кричалки, игры с залом.

Кто готов провести? Прошу!

«Еду на танке»

Еду на танке

Вижу корову

В шапке ушанке

С рогом здоровым

Здорово корова

Как поживаешь

Dj you speak English

Ты что обзываешь?

Плыву в подводной лодке

Снова корова

В маске и ластах

С рогом здоровым

Здорова корова

Куда проплываешь

Shrechen sie Deutsch

Ты что обзываешь?

Лечу на вертолете

Снова корова

На парашюте

С видом суровым

Здорово корова

Куда пролетаешь

Ассалам алекум

Ты что обзываешь?

«Жила была бабка…»

«Шар»

«Часы»

 «Гол, штанга, мимо» и т.д.

Основная цель таких игр – снять эмоциональное напряжение и создать благоприятную атмосферу для общения. 

  1. Энерджайзеры или энергизаторы

Как вы думаете, что это за игры? (Ответы детей)

Энерджайзеры — это короткие упражнения, которые обычно не имеют образовательной функции. Они скорее служат для того, чтобы найти общую начальную или конечную эмоциональную точку в группе, установить определенный уровень энергии, создать настроение для группы или синхронизировать внимание людей. Энерджайзеры могут быть очень веселыми и активными, а также медленными, расслабляющими, заземляющими, или даже успокаивающими, в зависимости от типа энергии и настроения, которые вы хотите установить в группе.

У этих игр свои правила:

  • игра- энергизатор должна быть динамичной, соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников или наоборот успокаивающим эффектом. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников.
  • энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;
  • энергизатор должен быть позитивным, не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;
  • энергизатор должен вовлекать всех участников. Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;
  • энергизатор должен быть коротким, обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;
  • энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;
  • по возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием мероприятия, чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

 Назовите игры  энерджайзеры  которые вы знаете? (Ответы детей)

«Дотронься до…»- ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим. 

«Броуновское движение»- участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.

«Ловим палец»- участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой. 

Кто сможет провести с нами какую-то игру энергизатор?

«Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

  1. Игры на внимание, логику, мышление.

Кто сможет назвать нам такие игры? (Ответы детей)

«33» - участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.

«Запрещенное движение» - Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Учитель находится перед ними. Он называет и выполняет ряд движений (типа зарядки), которые все играющие повторяют вслед за ним. Перед началом оговаривается одно или два «запрещенных движения», которые играющие делать не должны (например: «Руки на пояс», «Наклон вперед» и т. п.). Игрок, допустивший ошибку и выполнивший вслед за педагогом «запрещенное движение», должен сделать шаг вперед. Совершивший три ошибки выбывает из игры.

«Немо» -игры

Как вы думаете, эти игры рассчитаны, на какой возраст? (Ответы детей)

А кто из вас знает игру «Крест-параллель»- сможешь провести ее?

  - игра-загадка. Куратор говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить верно или не верно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, можно играть до разгадки.

Разгадка: крест обозначает скрещение ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я говорю ему: крест – крест.

Подведение итога занятия

Да,  игр много, они разные, вам необходимо разбираться в их, преобразовывать их, придумывать новые, адаптировать по ту или иную ситуацию. Давайте вы сейчас попробуете  изобрести новую игру, придумайте  свою неизвестную никому, любой тематике. Задание понятно? У вас 5 мин. Я желаю вам удачи!

У кого получилось? И кто можете познакомить нас с игрой? (Ответы детей)

Существует несколько критериев успешности проведения игр, постарайтесь их запомнить и применять на практике (помещаются на доску карточки с  каждым критерием).

Высокая эмоциональность - от организаторов игрового взаимодействия, от их эмоциональности, будет зависеть степень включенности и эмоциональности участников игры. Ваша задача– постараться быть не просто активными, а эмоционально активными в процессе игры. Постоянно поддерживая свои эмоции на высоком уровне, Необходимо просто ее почувствовать, настроиться, самому увлечься игрой.  

«МЫ» (чувство сопричастности) - игра объединяет. Произнося слова инструкции, важно говорить «мы», вместе с тем, добиваясь не только на словах эффекта объединения участников группы в процессе игрового взаимодействия.

 «Контакт глаз» - участники и ведущий игры находятся на одном уровне (лежат, сидят, стоят), взгляд ведущего в процессе игры встречается с глазами участников, фиксируясь на 1-2 секунды в среднем. С одной стороны, это позволяет увидеть степень включенности участников в происходящее, с другой стороны, способствует установлению более тесного контакта с участниками игры.

«Интрига игры»- ведущий сознательно может ввести элементы таинственности в происходящее, т.е. заинтриговать участников. Даже самой простой игре можно придать элементы тайны. Вот, скажем: «Игра, в которую мы сейчас будем играть, непростая. Она требует от всех нас полной концентрации внимания, только в этом случае мы сможем в нее играть. У этой игры большая история. В нее играли еще первобытные люди, когда собирались на охоту…» Интересно? Интригует? Наверное, да.

«Открытая поза»- отсутствие так называемых верхнего и нижнего «замков» (верхний – скрещенные руки на груди; нижний – скрещенные ноги), которые стереотипно часто воспринимаются как «закрытость» человека. Кроме того, это еще и живая мимика, нескованные жесты, подкрепляющие слова. Тогда сразу становится понятно, что нечего бояться, ничего страшного происходить не будет, и участники сами примут открытую позу для игры, что будет способствовать ее эффективности.

 «Легкий вес» Что значит работать в «легком весе»? Вспомните свои ощущения тогда, когда вы очень устали. Ничего не хочется делать. Нет ярких эмоций. Это «тяжелый вес». Организовывать игровое взаимодействие в «тяжелом весе», сами понимаете, не эффективно. Теперь представьте Ваше нормальное рабочее состояние. Не очень эмоциональное. Не очень инициативное. Спокойное рабочее состояние. Это «средний вес». Сейчас придайте этому состоянию немного подвижности, совсем чуть-чуть азарта (можно попрыгать, потереть ладошки, помять мочки ушей). Чувствуете, что вы  готовы к действиям? Это и есть «легкий вес».

Пристройка «на равных» Это особый показатель – индикатор отношения к другому человеку или группе людей. Всего их можно выделить три: пристройка «под», «на равных» и «над». Пристройка «под» («снизу») – это позиция подчинения. Она бывает порой унизительна. Ее характеризует взгляд снизу, немая мольба, жесты подчинения. Очень часто эта пристройка свидетельствует о неуверенности в своих силах: «Ну, я же по-человечески Вас прошу играть, а Вы…» Пристройка «над» («сверху») – свидетельствует о неуважении, иногда пренебрежении, демонстрирует самоуверенность и превосходство. Ее характеризуют повелительные позы и жесты, поджатые губы, резкие слова и резкость слов: «Так, сейчас я с вами буду играть…» Оба варианта, как понятно, не способствуют эффективности игрового взаимодействия. Мы выбираем «золотую середину» – пристройку «на равных». Она свидетельствует собственно о равности отношений, готовности и желания сотрудничать, уважении друг к другу и происходящему. Ее характеризуют хорошее настроение, улыбка, открытая поза, «легкий вес» и адекватная мобилизация.

Ну, вот и все что я хотела донести до вас ребята.

И теперь хочу получить от вас обратную связь:

1- Я кидаю каждому из вас мяч поочередно. А вы сразу возвращаете его мне,  называя игу, которая понравилась вам больше всего, или запомнилась вам из нашего занятия.

2- И попрошу оценить в целом сегодняшнюю встречу:

- Если вам понравилось занятие, и вы получили что-то полезное в  ходе его проведения, прикрепите на магнитную доску красную ладошку.

- Если не понравилось - синюю ладошку.

 - Если нейтральное отношение к занятию - желтую ладошку.

Все понятно?

Спасибо за активное участие в занятии, до встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....